0
15057
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.11.2016 00:01:00

Мирный процесс в Колумбии преодолевает барьеры

Эмиль Дабагян

Об авторе: Эмиль Суренович Дабагян – ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.

Тэги: колумбия, президент, сантос, повстанцы, мирное соглашение, конфликты, оппозиция


колумбия, президент, сантос, повстанцы, мирное соглашение, конфликты, оппозиция Хуан Мануэль Сантос подписал пересмотренное мирное соглашение. Фото Reuters

Новое соглашение о мире в Колумбии между властями и повстанцами из Революционных вооруженных сил (FARC) было подписано 24 ноября. Оно было достигнуто двумя неделями раньше вместо прежнего, не получившего одобрения колумбийцев на референдуме 2 октября. С тех пор в документ были внесены существенные изменения, сообщил президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос.

Еще в сентябре казалось, что миротворческий процесс в истерзанной полувековой партизанской войной стране близился к завершению. После четырехлетних переговоров в Гаване между представителями властей и FARC, затем подписания соглашения в городке Картахена-де-Индиас оставалось провести референдум и поставить точку. Но 2 октября произошла сенсация. Вопреки прогнозам не удалось завершить на мажорной ноте героическую симфонию. Незначительным большинством граждане на плебисците отвергли договор, скрепленный 26 сентября президентом Сантосом и лидером партизан Родриго Лондоньо. Это не означало, что колумбийцы не желали прекращения междоусобицы. Сходного мнения придерживались руководители дипломатических ведомств шести латиноамериканских стран – Аргентины, Бразилии Мексики, Парагвая, Уругвая и Чили. В совместном коммюнике подчеркивалось: «итоги плебисцита не означают отказа от мира и возвращения конфликта».

Причины относительной неудачи объясняются совокупностью объективных и субъективных факторов. Власть много внимания уделяла сугубо внешней стороне процесса, увлеклась приглашением многочисленных высоких гостей. Это делалось в ущерб внутренним моментам. Здесь власть фактически пустила дело на самотек. Пребывая в эйфории, будучи абсолютно уверенной в успехе, она пренебрегла кропотливой адресной работой с различными категориями населения, особенно сельскими жителями. Этим же объяснялся минимальный срок – всего неделя между подписанием соглашения и всенародным волеизъявлением. У людей оказалось слишком мало времени для детального ознакомления с документами. По мнению иностранных наблюдателей, переговоры с повстанцами проходили в узком кругу. Не удалось найти приемлемого баланса, золотой середины между секретностью и гласностью.

Особо следует отметить традиционно низкую явку электората, разуверившегося в возможностях решения проблем посредством голосования. Достаточно сказать, что к урнам явилась в общей сложности половина из почти 35 млн граждан, обладающих избирательным правом. Из них 6 372 343 высказались «за», 6 430 308 – «против». Разница микроскопическая. Есть мнение, что многие из тех, кто приветствовал соглашение, остались дома, не сомневаясь в положительном исходе референдума. Ведь социологические службы предрекали уверенную победу сторонникам власти в диапазоне от 68 до 72%. На эти данные ориентировались и местная общественность, и международные аналитики.

Следует учитывать и пропагандистскую кампанию оппонентов. Эти политики считают, что недостаточно сделано для наказания группировки за преступления и нарушения прав человека. Не говоря уже о том, что жертвами конфликта стали более 260 тыс. человек. Критики соглашения убеждены, что в нем сделано слишком много уступок повстанцам, пытающимся интегрироваться в мирную жизнь. В частности, заведомо, безо всякого участия в электоральных процедурах для бывших партизан предусматриваются квоты в двухпалатном конгрессе. Кроме того, критики соглашения считают, что те представители FARC, чьи руки запятнаны кровью, должны отсидеть положенный срок в тюрьме.

Несмотря на осечку, участники процесса не теряли оптимизма, заявили о решимости положить конец противостоянию. Им предстояло внести коррективы в текст соглашения, убрать спорные пункты, вызывающие отторжение. Один из вариантов преодоления кризиса предложил неутомимый оппонент мирного процесса в его тогдашнем виде бывший президент Альваро Урибе. В ходе плебисцита он активно призывал соотечественников сказать «нет» и добился цели. Затем он выдвинул идею проведения общенационального диалога с участием всех без исключения заинтересованных сторон для детального обсуждения спорных вопросов.

Примерно сходной позиции придерживался и действующий глава государства. Свой план выхода из сложившейся ситуации он изложил на следующий день после референдума. В заявлении администрации подчеркивалась готовность незамедлительно приступить к переговорам с делегацией оппозиционного Демократического центра. Для диалога с ними выделили группу посредников.

О том, что пройдена значительная часть пути к миру и осталось совсем немного, по всей видимости, понимали и те, кто инициировал присуждение Сантосу Нобелевской премии мира за 2016 год. Признание заслуг воодушевило президента. Более того, он собирается провести переговоры с лидерами другой повстанческой группировки – «Армии национального освобождения». Ее вожаки обосновались в Эквадоре, куда Сантос намерен направиться для установления с ними прямых контактов.

В Гаване вдали от посторонних глаз шла кропотливая «работа над ошибками», выявленными в ходе плебисцита. Всего за 40 дней полномочные представители правительства и партизан серьезно скорректировали текст, учитывая большинство критических замечаний. Внесено 500 поправок, охватывающих 57 тем. В результате доработки документа РВСК согласились передать объекты своей собственности и денежные средства для выплат пострадавшим в результате конфликта. При этом они так и не потеряли право быть избранными в органы власти.

На этот раз договор передадут на ратификацию конгрессу и не будут выносить на референдум, как в октябре. По словам Сантоса, власти согласились с предложением Урибе, требовавшего передать парламенту документ для обсуждения. «Мне представляется очень важным, что думает конгресс на этот счет, чтобы продвинуть национальное соглашение», – сказал президент.

Оппозиция продолжает настаивать на тщательном знакомстве с исправленным текстом и необходимости внесения важных добавлений. Так, на их взгляд, остались серьезные разногласия относительно способов вовлечения бывших повстанцев в политическую жизнь. Разумеется, для ревизии документа потребуется определенное время. В свою очередь, глава государства предпочел бы решить вопрос до 10 декабря, когда состоится церемония вручения ему престижной Нобелевской премии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
1211
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
1340
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
1406
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
2680

Другие новости