0
15252
Газета Дипкурьер Интернет-версия

17.10.2016 00:01:00

Париж и Москва: в ожидании 2017 года

Тэги: владимир путин, франсуа олланд, политика, сирийский кризис, алеппо, франция, выборы, президент


владимир путин, франсуа олланд, политика, сирийский кризис, алеппо, франция, выборы, президент Будет ли у Владимира Путина и Франсуа Олланда новый шанс встретиться с глазу на глаз до президентских выборов во Франции? Фото Reuters

Отмена визита президента России Владимира Путина во Францию – событие, всколыхнувшее эмоции с обеих сторон, которое дает повод поразмыслить в целом над франко-российскими отношениями.

За последние 15 лет они прошли период бурного роста. В политическом плане это особенно заметно при Жаке Шираке. После решения Франции не воевать в Ираке на стороне США был достигнут очень высокий уровень в отношениях между Россией, Францией и… Германией. Сложились у этого доверия и некие символы, такие как экстраординарный визит Ширака в Краснознаменск, где он наблюдал за работой дежурной смены космических войск России, беседа с Путиным состоялась там же, без журналистов.

Этот тренд продолжился – вопреки некоторым ожиданиям – и при Николя Саркози. Еще будучи кандидатом, он сказал, что лучше пожать руку Бушу, чем Путину, слыл самым проамериканским французским политиком, что вызывало опасения в Кремле. Частично опасения оправдались: при нем Франция вернулась в объединенную структуру НАТО. Но Саркози, оставшись проамериканским политиком, стал при этом и пророссийским. Именно при нем Франция стала посредником в Грузии, после чего он начал на общеевропейском уровне проталкивать проекты сотрудничества с Россией.

Приход к власти социалистов в 2012 году вновь вызвал неоднозначные эмоции в Москве, поскольку французские социалисты традиционно относятся хуже к России как таковой. Эти опасения не совсем оправдались и в этот раз. Франсуа Олланд с начала президентства посылал сигналы на сохранение благоприятных отношений с Россией, в частности, учредив должность специального представителя по отношениям с Россией и назначив на нее Жан-Пьера Шевенмана.

Переломным моментом в отношениях стал украинский кризис, они пострадали как составляющая общеевропейских отношений с Россией. Все помнят сагу с «Мистралями». При этом Франция продолжила выступать модератором урегулирования кризиса. В этой связи упомянем два эпизода. В 2014 году Олланд пригласил Путина на празднование 70-летия высадки союзнических войск вопреки давлению со стороны США и лично Барака Обамы. А в июле этого года в Варшаве на саммите НАТО Олланд заявил, что Россия не угроза, а партнер. Это прозвучало вразрез с общей доминировавшей антироссийской риторикой.

В 2016 году состоялось первое за два года заседание межправительственной комиссии CEFIC, в Москве побывали ключевые министры Франции, в том числе иностранных дел, экономики, сельского хозяйства. Именно в этом контексте Олланд пригласил Путина посетить с официальным визитом Францию осенью 2016 года. Он рассматривал этот визит как сигнал России, что Франция недовольна кризисным состоянием их отношений, хотел дать импульс к улучшению. Что же произошло? Почему визит не состоялся? И все-таки – чье это решение?

Сирийская тема и, в частности, ситуация в Алеппо перечеркнули всю подготовительную работу и сделали визит невозможным. После взаимных вето в Совете Безопасности ООН, после громких заявления французских представителей о военных преступлениях в Алеппо и соответствующего информационного контекста во Франции стало понятно: изначальный план сделать визит этапом в улучшении отношений неосуществим. В текущем же русле проводить визит не стоило, и Путин решил его перенести. Скорее всего он состоится уже после выборов во Франции в апреле–мае 2017 года и уже с новым президентом Пятой республики.

Отмена визита выявляет общие проблемы в двусторонних отношениях. Во-первых, улучшение отношений очень хрупкое, потому что в большинстве своем политические элиты и общество «безразличны» к России. Именно так: несмотря на обилие информации и доступность Интернета, сейчас французские элиты и общество меньше интересуются Россией, чем во времена Советского Союза, и – как следствие – хуже ее знают.

Второй фактор – это негативное отношение СМИ к России и лично к Путину. Они критикуют внутреннюю политику, авторитаризм, Чечню, ситуацию с правами человека. Но это не ново. Еще в конце ХIХ века во французской прессе муссировался вопрос: можно ли сближаться с таким режимом, как царский?

Определенные «ставки» России во внутренней французской политике большинством французов воспринимаются как неадекватные и – как следствие – тоже ухудшают отношение к ней. К этому следует добавить и многочисленные высказывания в России против однополых браков во Франции. Так сформировалась ассоциация России с ультраправыми, националистическими силами.

Последний фактор – это эрозия, происходящая во внешнеполитическом курсе самой Франции, курсе Шарля де Голля и Франсуа Миттерана на независимую внешнюю политику. В МИДе, в высших эшелонах власти происходит смена поколений, укрепились позиции неоконсерваторов – сторонников моновекторной политики Франции. Их позиция состоит в эксклюзивности диалога только с либеральными демократиями. Правда, надо сказать, что этот подход почему-то не распространяется на Саудовскую Аравию и монархии Залива.

А как смотрит на Париж Кремль? Франция расценивается как экономически и политически ослабленная держава, как слабое звено во франко-германской паре. Если с 1960-х годов неформальным экономическим центром Европы считалась Германия, а Франция – политическим, то теперь в глазах Москвы политическая и экономическая столица – это Берлин, это Ангела Меркель. В Москве, безусловно, заметили тренд на усиление неоконсерваторов. В российских медиа тоже началось – зеркально французским СМИ – чересчур упрощенное освещение французских событий. К примеру, вопроса исламизации Франции, очень многостороннего, неоднозначного и сложного для самой Франции. В целом в России по сравнению с Советским Союзом ослабла школа франковедов.

Тем не менее между Францией и Россией сохраняется еще большой нереализованный потенциал сотрудничества. Многие ли в России или во Франции знают, что уже третий год подряд Франция инвестирует в Россию больше других стран, не считая офшоры? Что 33 из 40 крупнейших компаний Франции уже много лет развивают свои проекты в России? Или что «Ашан» – крупнейший иностранный работодатель? Разве что Путин, который 25 мая принял в Кремле глав десятка крупнейших французских компаний, которые прилетели на эту встречу из Парижа. Интересен и достоин отдельного упоминания тот факт, что сейчас с французской стороны появились новые движущие силы развития экономических проектов в лице руководителей регионов. За последний месяц в Москве побывали делегации трех регионов: Рона-Альпы, Нормандии и Бургундии.

Сохраняется потенциал для сотрудничества и в политической плоскости. Даже сейчас идет очень плотное взаимодействие в разрешении таких проблем, как распространение оружия массового уничтожения. 12 октября в интервью TF1 Путин отметил хорошее взаимодействие спецслужб в сфере борьбы с терроризмом.

После Климатического саммита в Париже открылся целый новый пласт для сотрудничества – в вопросах экологии и борьбы с изменениями климата. Россия подписала договор в Париже, так как осознала неабстрактность проблемы.

Сохраняется потенциал для развития отношений на уровне граждан. У Франции и России наибольшее количество двойных дипломов. По сути, два года – 2016 и 2017 – объявлены перекрестными Годами культурного туризма. Именно туризм может стать для России не только рычагом собственного экономического развития, но и инструментом мягкой силы, улучшения своего имиджа не только во Франции, но и во всем мире. Люди, приезжающие в Россию, обычно меняют свое мнение о стране.

Что дальше? Вот только те факторы, которые будут влиять на отношения в краткосрочной перспективе. Их три. В каком ключе будут продолжаться переговоры по Сирии и Минску-2. Исход избирательной кампании в США, так как отношения Россия–США при новом президенте будут и дальше влиять на российско-европейский диалог.

И третий – это выборы президента в самой Франции в апреле–мае 2017 года. Вопреки мнению в России у лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен нет шансов. Вопреки другому заблуждению уход Олланда не приведет к автоматическому улучшению в отношениях, поскольку наиболее вероятный кандидат от правоцентристов Ален Жюппе более сдержан по отношению к России, чем такие русофилы, как Франсуа Фийон и Саркози.

В этом году мы отмечали 50-летие исторического визита де Голля в Москву. Этот визит ознаменовал начало французской «ост-политики», то есть она реально началась до того, как немцы придумали этот термин. В 2017 году исполнится 300 лет с момента установления дипломатических отношений между Францией и Россией. Обе – бывшие империи, ядерные державы, старейшие государственные образования на континенте, схожие политические и стратегические культуры в плане централизации, роли армии, стремления к влиянию в мире, великие культуры… Франции и России есть что сказать и показать миру – и по отдельности, и, надеюсь, сообща.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1357
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
996
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1196
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
774

Другие новости