Российская авиация в Белоруссии охраняет наши западные рубежи. Фото РИА Новости
Выступая в Мюнхене на Международной конференции по безопасности, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что ситуация в Молдавии и региональный конфликт в Украине стали первоочередными проблемами, оттеснив на второй план военно-политические отношения стран Европы. Кризис в Молдавии и украинский конфликт Медведев приравнял по значимости к проблемам преодоления бедности, беспрецедентной по масштабам миграции и новым формам терроризма. Он напомнил, что европейские политики считали создание так называемого пояса друзей по внешнему контуру ЕС надежной гарантией безопасности.
«И каковы результаты этой политики? Не пояс друзей, а, по сути, зона отчуждения, череда локальных конфликтов и экономических неурядиц и на восточном, и на южном фланге европейского соседства (я имею в виду и Украину, и Молдову, и Ближний Восток, и север Африки, Ливию и Сирию). Итоги – эти регионы теперь наша общая проблема», – сказал Медведев.
Но перечисленные проблемы на самом деле касаются в равной мере как Европы, так и России. Если у ЕС провалился проект «Восточное партнерство» и безопасная буферная зона в приграничье ЕС с Россией теперь, по словам Медведева, представляет собой небезопасную территорию, то не только для европейцев, но и для нас тоже. Программа «Восточное партнерство», как известно, охватывает Украину, Белоруссию, Молдавию, Грузию, Армению, Азербайджан. Все эти страны ранее входили в традиционную зону влияния России. В Москве рассчитывали на дружеские отношения с этими государствами, понимая, что они могут послужить безопасности нашей страны, прикрывая ее с запада и юга. Но, как оказалось, западные границы России не прикрыты. Силы НАТО помимо Прибалтики скоро могут оказаться и в Украине. А также в Молдавии, где на днях высадился десант американских генералов. Пресс-служба посольства США в Молдове сообщила: «В период с 12 по 16 февраля 17 недавно избранных генералов и адмиралов и один гражданский сотрудник службы обеспечения высшего командного состава Департамента обороны США в рамках регионального тура находятся с официальным визитом в Кишиневе. Данная группа является частью программы Capstone по обучению высшего командного состава вопросам национальной безопасности и внешней политики». «Региональный тур включает посещение таких стран, как Украина, Эстония, Германия и Бельгия». Так что в недалеком будущем стоит ожидать продвижения НАТО и в этот регион – поближе к границе с РФ.
Власти в Молдавии такой вариант развития событий будут только приветствовать, как и покровительствующее им руководство Бухареста. Тем более что взаимодействие двух стран в последние недели напоминает даже не интеграцию, а слияние. На днях Национал-либеральная партия Румынии, которую до избрания на пост президента возглавлял Клаус Йоханнис, предложила создать общие полицейские и жандармские силы Румынии и Молдавии. А также объединить образовательные системы, здравоохранение и т.д. На законодательном уровне унификация двух систем происходит давно. Как и на уровне армий.
Директор Института дипломатических исследований и вопросов безопасности, экс-заместитель министра иностранных дел РМ Валерий Осталеп так прокомментировал предложение румынской партии объединить молдавскую полицию с румынской жандармерией: «Это очередное предложение, которое является частью полномасштабной «оперы» по ликвидации Республики Молдова. Эти планы реализует Румыния, и не только она, но и другие страны». По словам дипломата, о необходимости упразднения Республики Молдова говорят румынские официальные лица, неправительственные организации и молдавская пресса, финансируемая Бухарестом. «Не будем забывать, что и глава Конституционного суда, и министр обороны, и другие ключевые чиновники в нашей стране – граждане Румынии», – отметил Осталеп.
Но если Молдавия присоединится к Румынии, то России не останется ничего иного, кроме официальной аннексии Приднестровья, – заявил американский эксперт Роберт Д. Каплан, занимавший ранее пост главного аналитика по проблемам геополитики в американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor. Он также входил в консультативный комитет по оборонной политике при Пентагоне.
Но рядом с Приднестровьем – Украина, которая вряд ли останется в стороне от возможного конфликта, стараясь сохранить регион в своих границах. Таким образом, у России может появиться еще один фронт – третий – после Сирии и Украины. Несмотря на то что российских войск в Украине нет, Россию продолжают обвинять в аннексии Крыма и войне в Донбассе. Учитывая присутствие в Черном море турецкого флота и кораблей США, нельзя считать полуостров безопасной зоной даже при наличии на нем военной базы РФ. Донбасс тоже требует внимания и боевой готовности – конфликт в Украине разворачивается у порога нашего дома.
Нельзя считать запечатанным западный рубеж и со стороны Белоруссии. Дружеская страна в последнее время пытается наладить отношения с ЕС и США и ищет возможные компромиссы. Если сегодня одним из компромиссов не может стать вывод российских самолетов с белорусских аэродромов, то никто не может дать таких гарантий на завтра: мир стремительно меняется, и не всегда в нашу пользу. По крайней мере отказ Александра Лукашенко Владимиру Путину в разрешении открыть в Белоруссии военную базу РФ – факт, который можно пытаться объяснить, но нельзя опровергнуть.
Под вопросом и среднеазиатский буфер – Киргизия ведет переговоры о возвращении в республику американцев, которых совсем недавно оттуда открыто выдворили. И это страна – член Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Туркмения – не член ЕАЭС: не так давно отказалась от наших услуг по охране туркменских границ. Так что там – коридор, по которому к нам может просочиться что угодно и кто угодно. Таджикскую границу с Афганистаном мы охраняем сообща – пока. В Средней Азии, как показал опыт, нам, как и везде, следует полагаться прежде всего на себя. Остается Казахстан. Который пока не давал повода для сомнений в его союзнических намерениях. Однако в последнее время Астана становится центром пересечения интересов больших держав. А это всегда чревато последствиями. Учитывая реалии, Россия, если за отсчет брать ее границы, рискует остаться голой, а ее национальная безопасность – весьма уязвимой.