Владимир Путин предупредил коллег по СНГ об опасности усиления радикализма в Центральной Азии. Фото РИА Новости
Саммит СНГ, который прошел в конце минувшей недели в загородной резиденции президента Казахстана «Бурабай», практически полностью был посвящен сложной международной обстановке. Президент РФ Владимир Путин обсудил с коллегами по СНГ вопросы создания в Центральной Азии пограничной военной группировки для противодействия внешним угрозам. По итогам заседания главы государств Содружества приняли ряд решений, касающихся функционирования этого подразделения, которое должно быть оперативным и легкоуправляемым. Очевидно, что встреча президентов будет в целом посвящена сложной международной обстановке.
Инициатива в мероприятии принадлежала Владимиру Путину, помимо центральноазиатской тематики затронувшему и сирийский вопрос. Он проинформировал президентов о ходе российской воздушной операции в Сирии, о перспективах дальнейшей помощи Дамаску, возможном продолжении военной операции, реальном положении дел в этой стране и в регионе в целом.
Особую обеспокоенность вызывает ситуация в Афганистане, где талибы уже вплотную подошли к границе с Таджикистаном и контролируют больше 60% приграничных территорий ИРА. Отмечено появление боевиков ИГ (экстремистская организация, запрещенная в России и других странах) на территории Афганистана, которых уже насчитывается от 2 до 3 тыс. Была высказана обеспокоенность возможным обострением ситуации на границе Афганистана с Туркменистаном. По обоим вопросам главы государств Содружества приняли совместное заявление, в котором были одобрены и идея создания военной группировки в Центральной Азии, и помощь Дамаску, и проходящая в Сирии воздушная операция.
Как сказал «НГ» председатель Исполнительного комитета – исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, «в странах СНГ вызывает естественную озабоченность рост активности террористических группировок в различных регионах планеты». «Безответственные действия террористов несут прямую угрозу международному миру и безопасности. Эта опасность вполне реальна и для государств Содружества. Поэтому тема противодействия терроризму, борьбы с террористическими проявлениями стоит в центре внимания специализированных отраслевых советов СНГ. Эта тема затрагивалась и на прошедших в конце прошлой недели в Казахстане заседании Совета министров иностранных дел СНГ и заседании Совета глав государств СНГ», – сказал Лебедев.
На вопрос «НГ», можно ли эффективно противодействовать терроризму, он ответил: «В СНГ убеждены: не только можно, но и нужно. Причем делать это следует на основе международного права при центральной координирующей роли ООН, неукоснительно соблюдая требования антитеррористических резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Напомню, что в глобальной контртеррористической стратегии ООН отмечена потребность комплексного подхода к решению задач антитеррора, в частности, необходимость лишения терроризма его финансовой, идеологической и кадровой подпитки».
По его словам, Содружество обладает большим потенциалом в сфере предупреждения и эффективной борьбы с угрозами, исходящими от террористических группировок. Большая роль здесь отводится органам отраслевого сотрудничества в этой сфере.
«Мы последовательно ведем работу по совершенствованию координации совместных усилий по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, попыток втягивания в нее уязвимых слоев общества», – заявил Сергей Лебедев.
Однако остается вопрос: удастся ли странам Содружества реализовать принятый сценарий? Не секрет, что отношения между отдельными странами, входящими в СНГ, очень непростые, порой переходящие во враждебные. Например, Азербайджан и Армения находятся в состоянии войны уже не один десяток лет. Баку регулярно обвиняет Ереван в нежелании искать приемлемый, в первую очередь для Азербайджана, выход из карабахской проблемы и угрожает применить военную силу. А Армения – член Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и ЕАЭС – на эти угрозы отвечает с аналогичной интонацией. Узбекистан периодически заговаривает о войне с Киргизией, с которой никак не договорится по вопросам водоиспользования. Вот и на днях президент Ислам Каримов заявил, что если Бишкек при поддержке Москвы не прекратит строительство ГЭС, то оставит остальную часть Центральной Азии без воды. «Контроль за водными ресурсами в республиках Средней Азии может привести к полномасштабной войне. Нужна согласованная позиция по энергетическим проектам на реках, протекающих по территории Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении», – заявил Каримов. Он также сообщил, что проблемы с водой в Центральноазиатском регионе в скором будущем «могут усугубиться до такой степени, что вызовут не только серьезное противостояние, но даже войны».
В регионе не решены пограничные проблемы. Перманентные локальные однодневные войны вспыхивают на границе Таджикистана с Киргизией, Киргизии с Узбекистаном. Узбекистана с Таджикистаном. Словом, у всех центральноазиатских стран есть друг к другу серьезные претензии.
Несколько особняком стоит в регионе объявивший себя нейтральным Туркменистан. «Его граница с Афганистаном больше напоминает линию фронта», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров. – Рубежи охраняются плохо. В отличие от советского времени, когда советские пограничники контролировали не только границу, но и заходили на 20 км в глубь афганской территории и порядка было гораздо больше». Он отметил, что президент Гурбангубы Бердымухамедов в ходе последнего визита в Узбекистан договаривался с Исламом Каримовым о совместной охране границы. Он также добился положительного решения о приобретении взаем танков у Узбекистана. Туркменистан, получивший в наследие от СССР самый большой объем вооружений (оно вывозилось из Афганистана через Кушку, и большая его часть была передана республике. – «НГ»), по словам Кадырова, распродал большую часть техники в период президентства Сапармурада Ниязова. «Об этом говорил бывший министр обороны Туркмении Мамед Ниязов. Теперь туркменский нейтралитет кончается там, где начинается военная помощь другого государства», – сказал Кадыров.
Руководитель отдела евроинтеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев считает, что СНГ не та структура, которая может полноценно участвовать в обеспечении безопасности. «СНГ – это альянс, который решает проблемы экономического плана. Конечно, она может в какой-то степени участвовать в сфере безопасности. В начальной стадии создания Содружества, в 1990-е годы, так и было. Но со временем функций, позволяющих заниматься проблемами безопасности, у СНГ становилось меньше, и сейчас эта организации в решении подобных вопросов участвовать не может. Лишь как дополнительная сила к чему-то», – сказал Евсеев и напомнил, что достаточно инертное состояние СНГ усугубляется еще и украинским фактором. По словам эксперта, с учетом сложных отношений между Москвой и Киевом Украина может блокировать любое решение в формате СНГ – она осталась ассоциированным членом Содружества и хотя заявляла о своем выходе из альянса, но юридически свое намерение никак не оформила.