Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке – идеальное место для встречи Владимира Путина и Барака Обамы. Фото Юрия Паниева |
Объявлено, что президент России Владимир Путин во главе российской делегации примет участие в работе 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и выступит на ее заседании.
К нынешней юбилейной сессии ГА ООН, проходящей в условиях резкого обострения международной напряженности, во всем мире приковано особое внимание. От лидеров, прибывающих в Нью-Йорк, ожидают ответов на самые острые вопросы современности. Выступления государственных деятелей, публичные дискуссии, конфиденциальные двусторонние встречи способны во многом определить ориентиры дальнейшего развития международной обстановки. В ходе юбилейной сессии от ведущих государств мира, которые в соответствии с Уставом ООН несут главную ответственность за поддержание мира, ждут подтверждения их готовности к конструктивному взаимодействию в интересах снижения напряженности и объединения усилий для противодействия общим угрозам и вызовам.
Как показывает весь опыт Организации Объединенных Наций, этого самого авторитетного и представительного международного форума, сессии ее Генеральной Ассамблеи предоставляют во многом уникальную возможность не только для изложения принципиальных подходов того или иного государства к актуальным международным проблемам, но и для проведения двусторонних контактов, которые могут стать поворотными в отношениях.
Повестка дня нынешней сессии ГА обширна. Однако особое внимание всех ее участников неизбежно будет обращено к лидерам России и США. Это и понятно. Что бы там ни говорили, но для серьезных политиков сегодня становится все более очевидным, что без взаимодействия Москвы и Вашингтона попросту невозможно решить многие ключевые международные проблемы, выправить непростую ситуацию в мире. А для этого нужен конструктивный диалог между двумя странами. К сожалению, сейчас такой диалог практически прерван, и для его возобновления требуется мощный импульс на самом высоком политическом уровне.
Российско-американская встреча на высшем уровне сейчас нужна, как никогда, и для двух наших стран, и для международного сообщества. Никто, разумеется, не ожидает от встречи президентов России и США, если она все же состоится в Нью-Йорке, немедленного прорыва в решении накопившихся проблем. Но сколь бы длинной ни казалась дорога к нормализации двусторонних отношений, она все равно должна начаться с первого шага, который так нужен именно сегодня. Сам факт встречи стал бы важным сигналом – и бюрократам с обеих сторон, и средствам массовой информации, и международному сообществу в целом: низшая точка кризиса в российско-американских отношениях пройдена, начинается сложная, кропотливая, неизбежно длительная и болезненная работа по восстановлению российско-американского сотрудничества.
Отвечая же скептикам и критикам, которые наверняка появятся и будут рассуждать о том, стоит ли вообще вести диалог с уходящей администрацией Белого дома и не лучше ли дождаться итогов президентских выборов в США через полтора года и начать работать уже с новой командой, можно заметить следующее.
Во-первых, внешняя политика США всегда носила в целом двухпартийный характер. Новая администрация – независимо от того, будет ли она демократической или республиканской – в любом случае унаследует внешнеполитический портфель Барака Обамы со всеми его активами и пассивами. Начать строить отношения «с чистого листа» в феврале 2017 года не получится, а потому чем раньше мы начнем выбираться из нынешнего кризиса, тем благоприятнее будут условия для работы с новой администрацией.
Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное: а кто, собственно, может гарантировать, что у нас есть полтора года для «спокойной жизни»? Разве террористы будут сидеть сложа руки, разве не будет расползаться кризис на Ближнем Востоке, разве можно исключить новые попытки подорвать режим нераспространения ядерного оружия? Разве нельзя ожидать возникновения новых кризисов, которые нельзя будет урегулировать без совместных действий Москвы и Вашингтона?
Обстановка в мире развивается сегодня стремительно и, к сожалению, далеко не в самом позитивном направлении. А потому и плата за бездействие может оказаться слишком высокой. И для США, и для России, и для всего мирового сообщества. Именно поэтому так востребован диалог между Москвой и Вашингтоном. Именно поэтому так важен этот шанс.