0
11841
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.10.2014 00:01:00

Россия – спонсор Евразийского экономического союза

Тэги: россия, евразийский экономический союз, еаэс, казахстан, армения, белоруссия


россия, евразийский экономический союз, еаэс, казахстан, армения, белоруссия Серж Саргсян (в центре) приветствует решение о приеме Армении в состав ЕАЭС. Фото с сайта президента Армении

Армения стала четвертым участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Киргизия представила «дорожную карту» и надеется на вступление в альянс уже до нового, 2015 года. Вслед за ней – возможно, Таджикистан. Владимир Путин пригласил глав государств ЕАЭС приехать в Москву в конце декабря. Сам союз должен начать работу с 1 января 2015 года. Предшественник ЕАЭС – Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), куда входили эти страны, прекратило свое существование. Отдавать ЕАЭС полностью на откуп Москве Минск и Астана не намерены. Таковы итоги саммита ЕАЭС, состоявшегося в Минске в конце минувшей недели.

Участники интеграционного альянса продолжают акцентировать внимание на том, что ЕАЭС – объединение исключительно экономического сотрудничества. Однако настойчивые заявления об этом всех вопросов не снимают. Как сказал «НГ» заместитель директора по науке Института проблем рынка РАН Наби Зиядуллаев, первоначально речь шла о Евразийском союзе как об идее евразийства. Это предполагало наличие и решение в большей степени политических вопросов. Однако президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву удалось на данном этапе свести документы до чисто экономических. Он был очень настойчив, неоднократно «требуя», чтобы ЕАЭС не посягал на политический суверенитет государств. Его решительный настрой объясняется тем, что казахское общество усматривает в интеграции с Россией угрозу утраты государственного суверенитета и превращения Казахстана в колонию неоимперии. Из союзного договора по предложению Назарбаева изъят пункт о праве России защищать интересы соотечественников в других странах. А если членство в ЕАЭС будет угрожать суверенитету Казахстана, то, как заявил Назарбаев, республика может выйти из альянса.

«ЕАЭС в таком виде будет повторять ЕврАзЭС. Политика, хотим мы того или нет, просто необходима», – сказал Наби Зиядуллаев. По его словам, ЕАЭС, пришедший на смену ЕврАзЭС, имеет очень четкую, ощутимую геополитическую составляющую. «Политика хотя бы в умах стран-учредителей присутствует. И в данном случае форсированное вхождение Армении в ЕАЭС говорит о том, что это все-таки было больше политическое решение, которое с точки зрения безопасности выгодно Армении, а с политической – России», – считает Зиядуллаев.

Такой точки зрения придерживается и научный сотрудник МГУ Наталья Харитонова. В беседе с «НГ» она отметила, что «экономический базис в виде единого экономического пространства даже в процессе его формирования потребует надстройки, которая определенно будет носить политический и идеолого-гуманитарный характер». По ее мнению, это неизбежно. «Именно это является основным аргументом противников евразийской интеграции, которые против того, чтобы государства-союзники делились суверенитетом, особенно в политической сфере. При подготовке договора о ЕАЭС поднимался вопрос создания евразийского парламента. Но он был заблокирован казахстанской и белорусской сторонами. Однако любая интеграция предполагает создание наднациональных структур, в пользу которых государства-участники передают часть этого самого суверенитета. Именно это объясняет низкую эффективность созданных ранее интеграционных структур, начиная с СНГ», – сказала Харитонова. Вероятно, этот вопрос уже в ближайшем будущем снова станет актуальным.

Президент Армении Серж Саргсян признал, что переговорный путь вхождения Армении в ЕАЭС не был простым. «Но благодаря политической воле, профессиональному подходу и готовности искать наиболее оптимальные решения нам удалось пройти его за достаточно короткий срок», – признал Серж Саргсян уже после принятия Армении в ЕАЭС. Он выразил признательность главам государств «за колоссальную работу, которая была проделана в столь короткие сроки». Впрочем, Саргсян слукавил. Армения могла присоединиться к ЕАЭС еще минувшим летом. Однако Ереван столкнулся с определенными политическими трудностями. Астана и Минск в отличие от Москвы не были воодушевлены идеей вступления Армении в союз.

Нурсултан Назарбаев по просьбе азербайджанского президента Ильхама Алиева указывал на проблему Нагорного Карабаха. В итоге Армении пришлось пойти на уступку, вступив в ЕАЭС без Нагорного Карабаха. Что сразу вызвало волну недовольство внутри страны.

Эксперты, однако, считают, что Армения и Нагорный Карабах как были, так и будут оставаться единым политическим, экономическим, военно-стратегическим и гуманитарным пространством вне зависимости от формата участия Армении в любого рода политических или экономических интеграционных проектах. «Иной формат участия Армении в ЕАЭС, не обеспечивающий подобных условий для Нагорного Карабаха, был бы неприемлемым и лишал смысла само членство Армении в этом союзе. В конце концов решение официального Еревана о членстве в ЕАЭС было во многом продиктовано именно фактором Карабаха и стремлением армянского руководства создать для него лучшие условия в сфере безопасности и экономического развития», – считает заместитель директора Института Кавказа Сергей Минасян.

Вступление Армении в ЕАЭС, конечно, вписывается в политическую логику этой страны. Она – член ОДКБ, военный союзник России, на ее территории расположена российская военная база. С учетом всего этого она не вступить в общее экономическое объединение при заинтересованности в этом России просто не могла.

Конечно, нельзя отрицать и того факта, что от вступления в ЕАЭС Армения получит существенные дивиденды. Страны альянса для Армении представляют большой интерес, прежде всего как рынок сбыта продукции. Но здесь вмешивается проблема границ. Не имея общих границ ни с одной из стран союза, Армения вряд ли сможет воспользоваться полностью всеми преимуществами, которые сулит пребывание в ЕАЭС.

Белоруссия и Казахстан членством в ЕАЭС решили для себя ряд проблем. После угроз президента Александра Лукашенко заблокировать ратификацию договора ЕАЭС ряд вопросов для Минска решился положительно. Речь идет об объемах поставок нефти до конца нынешнего года, о кредите в 2 млрд долл. А венцом всех поэтапных договоренностей стала отмена экспортных таможенных пошлин в бюджет России. Москве это обошлось в 2,5 млрд долл. Примерно такая сумма останется дополнительно в белорусском бюджете. Не осталась внакладе и Астана, требующая равного доступа к российским транзитным газо- и нефтепроводам. Россия же пока предстает спонсором постсоветского интеграционного проекта. И это нелегкое бремя во всех отношениях. Но его придется нести. Уступки партнерам по ЕАЭС – плата России за новое объединение. В новом ЕАЭС, как считает профессор Зиядуллаев, будет прослеживаться отсутствие Украины и Узбекистана. Для них у Москвы соблазнительных аргументов все еще нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вышла аудиокнига по роману «Каффа»

0
1215
Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
7656
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
4236
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
5078

Другие новости