0
35295
Газета Дипкурьер Интернет-версия

30.06.2014 00:01:00

Стратегия Японии: хочешь мира – готовься к войне?

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов – руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: япония, политика, национальная безопасность, армия, вооружения


япония, политика, национальная безопасность, армия, вооружения Военные связи – важная тема беседы 24 июня с.г. президента Филиппин Бенигно Акино и Синдзо Абэ. Фото Reuters

Во втором десятилетии ХХI века в мире как на глобальном, так и на региональном уровне продолжают происходить серьезные сдвиги в балансе сил, появились новые и усилились старые угрозы и вызовы миру и стабильности. Особенно отчетливо это просматривается в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), и прежде всего в Восточной Азии, где на глазах растет международная напряженность, усиливается гонка вооружений и в любой момент может вспыхнуть военный конфликт в связи с многочисленными территориальными спорами. Все это дает основание говорить, что в этой части планеты холодная война так и не закончилась. Более того, похоже, она разгорается с новой силой. Правда, в ней на смену идеологическим основам пришли прагматические интересы и частично сменились главные участники: в противостоянии Соединенным Штатам вместо СССР все активнее выступает КНР. 

Курс на самостоятельность

В этом контексте страны АТР вынуждены коренным образом пересматривать свои основополагающие подходы к обеспечению собственной безопасности, обновлять соответствующие документы или создавать новые. Характерным примером в этом отношении является Япония, которая с приходом к власти премьер-министра Синдзо Абэ в конце 2012 года взяла курс на повышение роли страны в международных делах и усиление военного компонента в системе обеспечения национальной безопасности.

Абэ выражает намерение  пересмотреть трактовку мирной Конституции страны, чтобы разрешить японским вооруженным силам участвовать в боевых действиях совместно с другими странами, и прежде всего США, в ситуациях, не связанных непосредственно с обороной Японских островов. В начале текущего года японское правительство отменило добровольный отказ от экспорта вооружений.

В декабре 2013 года правительство Японии приняло ряд программных документов, определяющих государственную политику в области обеспечения национальной безопасности. Среди них – Основные направления программы национальной обороны и Пятилетняя программа обороны на 2014–2018 годы. Суть документов – увеличение военной мощи страны как в количественном, так и качественном отношении.

Также по указанию Синдзо Абэ впервые была принята Стратегия национальной безопасности. Этот базовый документ очерчивает национальные интересы и цели Японии на мировой арене, определяет вызовы, с которыми сталкивается страна, и описывает комплекс военных, дипломатических, экономических, технологических и прочих мер в самых различных областях, нацеленных на обеспечение интересов страны в сфере международной безопасности. Стратегия будет реализовываться под руководством Совета национальной безопасности – новой структуры, созданной по инициативе того же Абэ, хотя и по американским лекалам, в декабре 2013 года. Она будет проводиться в жизнь под лозунгом активного вклада в дело мира.

Лозунг выдвинут в свете беспокойства других стран, главным образом соседей в Восточной Азии, по поводу того, что курс Абэ на пересмотр оценок Второй мировой войны, избавление от ограничений послевоенной мирной Конституции и превращение Японии в «нормальное государство» на самом деле означает возрождение японского милитаризма. Сам Абэ считает, что ведет дело к ликвидации обременительного для Японии наследия минувшей войны. 

АТР в мире: роль возрастает, безопасность ухудшается

Что касается жизненно важного для Японии Азиатско-Тихоокеанского региона, то свежеиспеченная Стратегия национальной безопасности следующим образом расставляет оценки в сфере региональной безопасности и региональных вызовов. Во-первых, документ подчеркивает, что сдвиг в глобальном балансе сил повысил важность АТР в международном сообществе. При этом Северо-Восточная Азия – это средоточие акторов, включающее страны с крупномасштабными вооруженными силами, некоторые из которых обладают ядерным оружием или ведут его разработку.

Во-вторых, считают авторы Стратегии, напряженность в регионе возрастает из-за увеличившегося потенциала оружия массового уничтожения Северной Кореи, включающего ядерное оружие и баллистические ракеты, вкупе с ее провокационными действиями. Кроме того, они ставят задачу решения проблемы японцев, похищенных северокорейскими спецслужбами.

В-третьих, японских аналитиков беспокоит быстрый подъем КНР и ее возросшая активность в различных сферах. Они указывают на то, что Китай ускоренно наращивает свой военный потенциал в широком круге областей с помощью увеличивающегося военного бюджета без его достаточной прозрачности. Американский зонтик остается.

Очевидно, что при всем стремлении к большей самостоятельности во внешней политике нынешнего руководства Токио и даже несмотря на все отчетливее просматривающиеся расхождения с Вашингтоном по ряду важных международных проблем, региональные реалии делают неизбежным сохранение ставки Японии в сфере безопасности на военный союз с Соединенными Штатами. В Стратегии национальной безопасности этот момент отражен отдельным параграфом.

В документе подчеркивается, что японо-американский союз является краеугольным камнем безопасности Японии. По уверению составителей Стратегии, этот союз в течение более 60 лет обеспечивал мир и безопасность не только в Японии, но и во всем АТР, а в последние годы он, как считают японцы, «играл еще более критическую роль для мира, стабильности и процветания в международном сообществе». Как гласит новая японская Стратегия, для дальнейшего укрепления японо-американского союза Япония будет добиваться следующих двух целей.

Во-первых, всемерно укреплять японо-американское сотрудничество в сфере безопасности, а также в военной сфере. Для этого планируется уже к концу этого года пересмотреть такой важный документ, как Основные направления сотрудничества Японии и США в сфере обороны. Предполагается усилить сотрудничество двух стран по части безопасности в широком диапазоне областей, в том числе в ПРО, морской деятельности, космосе, киберпространстве и др. Во-вторых, обеспечить стабильное присутствие американских Вооруженных сил в Японии. 

Разношерстные партнеры

Отдельный параграф Стратегии национальной безопасности Японии посвящен взаимодействию с ее основными партнерами на международной арене в сфере дипломатии и безопасности. В нем говорится, что помимо укрепления японо-американского альянса Япония будет выстраивать отношения доверия и сотрудничества с другими партнерами АТР, а также за его пределами. В этом плане приоритет отдается странам, с которыми, как пишется в документе, она «разделяет общие ценности и стратегические интересы».

К ним в первую очередь относится Республика Корея. С ней японские стратеги хотели бы выстроить ориентированные на будущее и многоярусные отношения и укрепить базу для сотрудничества в сфере безопасности. Они призывают также усилить трехстороннее сотрудничество между Японией, США и Южной Кореей.

На второе место Стратегия ставит Австралию. С ней в дополнение к расширению экономического сотрудничества Токио намерен укреплять стратегическое партнерство в сфере безопасности. Кроме того, здесь ставится задача использовать трехсторонний формат Япония–США–Австралия.

Далее идут страны АСЕАН. С ними Япония, основываясь на традиционном партнерстве, собирается и далее углублять и развивать отношения сотрудничества во всех секторах. В том числе она намерена поддерживать усилия этих стран в формулировании кодекса поведения в отношении проблемы Южно-Китайского моря. Наконец, с Индией Токио планирует укреплять отношения в широком наборе областей, включая безопасность на море, базируясь на двустороннем стратегическом и глобальном партнерстве.

Как нетрудно догадаться, помимо «общих ценностей и стратегических интересов» важнейшим теневым фактором, побудившим японских стратегов свести указанные страны в одну группу, является желание Токио организовать «сдерживание Китая» на коллективной основе. Вслед за этой группой в Стратегии национальной безопасности Японии перечисляются, так сказать, проблемные партнеры.

Не случайно здесь на первом месте оказывается тот же Китай. В пункте под названием «Строя стабильные отношения с Китаем» Стратегия намечает следующие направления взаимодействия с этим важнейшим партнером по региону:

– построить и укрепить взаимовыгодные отношения, базирующиеся на общих стратегических интересах во всех областях, в широком диапазоне от средне- до долгосрочной перспективы;

– побуждать Китай играть ответственную и конструктивную роль в обеспечении регионального мира. Разработать механизмы предотвращения непредвиденных ситуаций;

– желать Китаю  проявлять сдержанность и продолжать отвечать в твердой, но спокойной манере на китайские попытки изменить с помощью силы статус-кво в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

На второе место по степени проблематичности в АТР Стратегия ставит Северную Корею. В ее адрес выдвигается задача всеобъемлющего решения ядерной и ракетной проблем, а также вопроса о похищенных японцах. Замыкает проблемную группу стран Россия, в отношении которой Стратегия преследует две цели: во-первых, развитие сотрудничества во всех сферах, включая безопасность и энергетику, во-вторых, проведение активных переговоров по проблеме принадлежности северных территорий (Южных Курил) и заключения мирного договора.

Для достижения целей, выдвинутых в отношении вышеперечисленных партнеров, подчеркивается в Стратегии, Япония намерена использовать различные региональные институты сотрудничества. 

Таким образом, только что увидевшая свет Стратегия национальной безопасности Японии нацелена на комплексное решение неотложных проблем и задач, стоящих перед страной в АТР, в контексте политики «активного пацифизма», провозглашенного Синдзо Абэ. Правда, японскому премьер-министру будет непросто проводить в жизнь указанную политику в условиях, когда в ключевых соседних странах, таких как Китай и Южная Корея (не говоря уже о Северной), его считают внешнеполитическим ястребом, националистом и реваншистом. 

Что касается мирного договора с Россией, то по мере сползания Токио в крымско-украинском вопросе на позиции Вашингтона и Брюсселя и без того неясные перспективы заключения этого договора становятся еще более туманными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1148
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
1791
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1131
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1186

Другие новости