Военные связи – важная тема беседы 24 июня с.г. президента Филиппин Бенигно Акино и Синдзо Абэ. Фото Reuters
Во втором десятилетии ХХI века в мире как на глобальном, так и на региональном уровне продолжают происходить серьезные сдвиги в балансе сил, появились новые и усилились старые угрозы и вызовы миру и стабильности. Особенно отчетливо это просматривается в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), и прежде всего в Восточной Азии, где на глазах растет международная напряженность, усиливается гонка вооружений и в любой момент может вспыхнуть военный конфликт в связи с многочисленными территориальными спорами. Все это дает основание говорить, что в этой части планеты холодная война так и не закончилась. Более того, похоже, она разгорается с новой силой. Правда, в ней на смену идеологическим основам пришли прагматические интересы и частично сменились главные участники: в противостоянии Соединенным Штатам вместо СССР все активнее выступает КНР.
Курс на самостоятельность
В этом контексте страны АТР вынуждены коренным образом пересматривать свои основополагающие подходы к обеспечению собственной безопасности, обновлять соответствующие документы или создавать новые. Характерным примером в этом отношении является Япония, которая с приходом к власти премьер-министра Синдзо Абэ в конце 2012 года взяла курс на повышение роли страны в международных делах и усиление военного компонента в системе обеспечения национальной безопасности.
Абэ выражает намерение пересмотреть трактовку мирной Конституции страны, чтобы разрешить японским вооруженным силам участвовать в боевых действиях совместно с другими странами, и прежде всего США, в ситуациях, не связанных непосредственно с обороной Японских островов. В начале текущего года японское правительство отменило добровольный отказ от экспорта вооружений.
В декабре 2013 года правительство Японии приняло ряд программных документов, определяющих государственную политику в области обеспечения национальной безопасности. Среди них – Основные направления программы национальной обороны и Пятилетняя программа обороны на 2014–2018 годы. Суть документов – увеличение военной мощи страны как в количественном, так и качественном отношении.
Также по указанию Синдзо Абэ впервые была принята Стратегия национальной безопасности. Этот базовый документ очерчивает национальные интересы и цели Японии на мировой арене, определяет вызовы, с которыми сталкивается страна, и описывает комплекс военных, дипломатических, экономических, технологических и прочих мер в самых различных областях, нацеленных на обеспечение интересов страны в сфере международной безопасности. Стратегия будет реализовываться под руководством Совета национальной безопасности – новой структуры, созданной по инициативе того же Абэ, хотя и по американским лекалам, в декабре 2013 года. Она будет проводиться в жизнь под лозунгом активного вклада в дело мира.
Лозунг выдвинут в свете беспокойства других стран, главным образом соседей в Восточной Азии, по поводу того, что курс Абэ на пересмотр оценок Второй мировой войны, избавление от ограничений послевоенной мирной Конституции и превращение Японии в «нормальное государство» на самом деле означает возрождение японского милитаризма. Сам Абэ считает, что ведет дело к ликвидации обременительного для Японии наследия минувшей войны.
АТР в мире: роль возрастает, безопасность ухудшается
Что касается жизненно важного для Японии Азиатско-Тихоокеанского региона, то свежеиспеченная Стратегия национальной безопасности следующим образом расставляет оценки в сфере региональной безопасности и региональных вызовов. Во-первых, документ подчеркивает, что сдвиг в глобальном балансе сил повысил важность АТР в международном сообществе. При этом Северо-Восточная Азия – это средоточие акторов, включающее страны с крупномасштабными вооруженными силами, некоторые из которых обладают ядерным оружием или ведут его разработку.
Во-вторых, считают авторы Стратегии, напряженность в регионе возрастает из-за увеличившегося потенциала оружия массового уничтожения Северной Кореи, включающего ядерное оружие и баллистические ракеты, вкупе с ее провокационными действиями. Кроме того, они ставят задачу решения проблемы японцев, похищенных северокорейскими спецслужбами.
В-третьих, японских аналитиков беспокоит быстрый подъем КНР и ее возросшая активность в различных сферах. Они указывают на то, что Китай ускоренно наращивает свой военный потенциал в широком круге областей с помощью увеличивающегося военного бюджета без его достаточной прозрачности. Американский зонтик остается.
Очевидно, что при всем стремлении к большей самостоятельности во внешней политике нынешнего руководства Токио и даже несмотря на все отчетливее просматривающиеся расхождения с Вашингтоном по ряду важных международных проблем, региональные реалии делают неизбежным сохранение ставки Японии в сфере безопасности на военный союз с Соединенными Штатами. В Стратегии национальной безопасности этот момент отражен отдельным параграфом.
В документе подчеркивается, что японо-американский союз является краеугольным камнем безопасности Японии. По уверению составителей Стратегии, этот союз в течение более 60 лет обеспечивал мир и безопасность не только в Японии, но и во всем АТР, а в последние годы он, как считают японцы, «играл еще более критическую роль для мира, стабильности и процветания в международном сообществе». Как гласит новая японская Стратегия, для дальнейшего укрепления японо-американского союза Япония будет добиваться следующих двух целей.
Во-первых, всемерно укреплять японо-американское сотрудничество в сфере безопасности, а также в военной сфере. Для этого планируется уже к концу этого года пересмотреть такой важный документ, как Основные направления сотрудничества Японии и США в сфере обороны. Предполагается усилить сотрудничество двух стран по части безопасности в широком диапазоне областей, в том числе в ПРО, морской деятельности, космосе, киберпространстве и др. Во-вторых, обеспечить стабильное присутствие американских Вооруженных сил в Японии.
Разношерстные партнеры
Отдельный параграф Стратегии национальной безопасности Японии посвящен взаимодействию с ее основными партнерами на международной арене в сфере дипломатии и безопасности. В нем говорится, что помимо укрепления японо-американского альянса Япония будет выстраивать отношения доверия и сотрудничества с другими партнерами АТР, а также за его пределами. В этом плане приоритет отдается странам, с которыми, как пишется в документе, она «разделяет общие ценности и стратегические интересы».
К ним в первую очередь относится Республика Корея. С ней японские стратеги хотели бы выстроить ориентированные на будущее и многоярусные отношения и укрепить базу для сотрудничества в сфере безопасности. Они призывают также усилить трехстороннее сотрудничество между Японией, США и Южной Кореей.
На второе место Стратегия ставит Австралию. С ней в дополнение к расширению экономического сотрудничества Токио намерен укреплять стратегическое партнерство в сфере безопасности. Кроме того, здесь ставится задача использовать трехсторонний формат Япония–США–Австралия.
Далее идут страны АСЕАН. С ними Япония, основываясь на традиционном партнерстве, собирается и далее углублять и развивать отношения сотрудничества во всех секторах. В том числе она намерена поддерживать усилия этих стран в формулировании кодекса поведения в отношении проблемы Южно-Китайского моря. Наконец, с Индией Токио планирует укреплять отношения в широком наборе областей, включая безопасность на море, базируясь на двустороннем стратегическом и глобальном партнерстве.
Как нетрудно догадаться, помимо «общих ценностей и стратегических интересов» важнейшим теневым фактором, побудившим японских стратегов свести указанные страны в одну группу, является желание Токио организовать «сдерживание Китая» на коллективной основе. Вслед за этой группой в Стратегии национальной безопасности Японии перечисляются, так сказать, проблемные партнеры.
Не случайно здесь на первом месте оказывается тот же Китай. В пункте под названием «Строя стабильные отношения с Китаем» Стратегия намечает следующие направления взаимодействия с этим важнейшим партнером по региону:
– построить и укрепить взаимовыгодные отношения, базирующиеся на общих стратегических интересах во всех областях, в широком диапазоне от средне- до долгосрочной перспективы;
– побуждать Китай играть ответственную и конструктивную роль в обеспечении регионального мира. Разработать механизмы предотвращения непредвиденных ситуаций;
– желать Китаю проявлять сдержанность и продолжать отвечать в твердой, но спокойной манере на китайские попытки изменить с помощью силы статус-кво в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
На второе место по степени проблематичности в АТР Стратегия ставит Северную Корею. В ее адрес выдвигается задача всеобъемлющего решения ядерной и ракетной проблем, а также вопроса о похищенных японцах. Замыкает проблемную группу стран Россия, в отношении которой Стратегия преследует две цели: во-первых, развитие сотрудничества во всех сферах, включая безопасность и энергетику, во-вторых, проведение активных переговоров по проблеме принадлежности северных территорий (Южных Курил) и заключения мирного договора.
Для достижения целей, выдвинутых в отношении вышеперечисленных партнеров, подчеркивается в Стратегии, Япония намерена использовать различные региональные институты сотрудничества.
Таким образом, только что увидевшая свет Стратегия национальной безопасности Японии нацелена на комплексное решение неотложных проблем и задач, стоящих перед страной в АТР, в контексте политики «активного пацифизма», провозглашенного Синдзо Абэ. Правда, японскому премьер-министру будет непросто проводить в жизнь указанную политику в условиях, когда в ключевых соседних странах, таких как Китай и Южная Корея (не говоря уже о Северной), его считают внешнеполитическим ястребом, националистом и реваншистом.
Что касается мирного договора с Россией, то по мере сползания Токио в крымско-украинском вопросе на позиции Вашингтона и Брюсселя и без того неясные перспективы заключения этого договора становятся еще более туманными.