Лидеры стран Евросоюза довольны итогами саммита.
Фото Reuters
Евросоюз открыл политический сезон-2013. На прошлой неделе прошел первый в этом году антикризисный саммит, на котором после 24-часовых переговоров главы государств пришли к соглашению по параметрам семилетнего бюджетного плана. Плана, который, по словам президента Европейского совета Хермана ван Ромпея, едва ли сможет удовлетворить каждую страну в отдельности, но способен усилить Евросоюз в целом. Формулировка емкая и весьма типичная для нынешнего состояния дел в Европе.
В результате соглашения установлен «компромиссный» предел семилетнего бюджета – 960 млрд. евро, а общая сумма взносов стран-членов на ближайшую семилетку составит 908 млрд. евро. Первоначальный максимум бюджетных расходов (1047 млрд. евро), предложенный Еврокомиссией, не был поддержан ключевыми донорами ЕС во главе с Германией и Великобританией. Франция же выступала против снижения расходной части, настаивая на том, что бюджет должен включать поддержку экономического роста стран-участниц. Таким образом, ключевая причина бюджетного кризиса, который пока формально не преодолен (план направлен на рассмотрение Европарламента), видится в активном сопротивлении ведущих экономик ЕС увеличению размеров финансирования европейского проекта в условиях сокращения доходных статей своих национальных бюджетов и прогнозируемого отсутствия роста в ближайшие год-два.
Комментируя итоги дебатов, ван Ромпей заявил, что согласованный план реалистичен, так как сформирован в жестких условиях экономического кризиса, но в то же время ориентирован на дальнейшее развитие, поскольку сохраняет в прежнем объеме, а в некоторых случаях увеличивает финансирование программ европейской интеграции и инновационного развития. Так, возросли ассигнования на программы Erasmus for all (обучение) и Horizon 2020 (исследования и инновации), будет запущена новая программа содействия малому бизнесу (COSME). Кроме того, ключевой инструмент инфраструктурного развития Европы – проект «Соединяя Европу», хотя и в усеченном виде: первоначальный размер составлял 50 млрд. евро, а согласованый – 30 млрд. – все же остался в списке приоритетов. Теперь в ближайшие семь лет в транспортную инфраструктуру будет инвестировано 23,3 млрд., в энергетику – 5,7 млрд., в телекоммуникации – 1 млрд. На должном уровне сохранилось и финансирование знаковых европейских проектов: Galileo (6,3 млрд.), ITER (2,7 млрд.), GMES (3,7). На борьбу с безработицей ЕС выделяет около 6 млрд. евро, что не может не вызывать оптимизма, например, у испанцев, среди которых ее уровень добрался до отметки в 26%.
Вместе с тем стоит заметить, что баталии вокруг главного финансового документа ЕС все еще не закончились, но переместились в Европарламент, который через своего председателя Мартина Шульца прямо дал понять, что не поддержит бюджет с большим дефицитом. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, автор исходной версии бюджета, также заметил, что «принятое саммитом решение только запустило процесс, и следующий шаг – получить одобрение Европейского парламента». Вообще говоря, спровоцированная «бюджетным делом» жесткая полемика об устройстве ЕС и месте отдельного государства на большом семейном фото имела своего рода оздоровляющий эффект, так как не привела к разрыву отношений, а напротив, заставила политических лидеров искать пути сближения и, следовательно, отлаживать механизмы принятия решений на наднациональном уровне.
Возвращаясь к программе работы саммита, следует упомянуть еще одну тему обсуждения – внешнюю торговлю. Являясь если не главным, то одним из ключевых сторонников международной экономической интеграции, Евросоюз, судя по всему, принялся активно искать ресурсы на внешних рынках, параллельно практикуя истинно европейскую экономность во внутренних делах. К слову, на фоне непрерывной критики в свой адрес Евросоюз не снижает активности на международном направлении. За последние несколько лет «неторопливых» действий вступили в силу соглашения о свободной торговле с Южной Кореей, Перу и Колумбией, углублены соглашения с Мексикой и Южной Африкой (процедуры по либерализации завершились в 2012 году), подписаны соглашения об ассоциации с Украиной и Центральной Америкой (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа и Панама), а переговоры с Канадой, Сингапуром и Индией вступили в финальную стадию.
Утвержден мандат Еврокомиссии на начало переговоров с Японией.
Европейско-китайский саммит в сентябре прошлого года, несмотря на политические разногласия, также стал свидетельством сближения позиций: стороны договорились начать переговоры по инвестиционному соглашению, расширить сотрудничество в сфере защиты прав интеллектуальной собственности; был учрежден Европейско-Китайский диалог по инновационному сотрудничеству и сформирована специальная рабочая кибер-группа; запущено «Партнерство по проблемам городов».
На сегодняшний день Евросоюз имеет 29 действущих соглашений о свободной торговле, восемь соглашений, ожидающих вступления в силу, и около 10 в стадии переговоров. По оценкам Еврокомиссии, удачное завершение всей серии торговых переговоров, пик которых приходится на последние 2–3 кризисных года, даст экономический эффект в размере 2,2 % ВВП ЕС (275 млрд. евро), а также около 2,2 млн. рабочих мест (около 1% общей численности рабочей силы ЕС). Евросоюз в этом смысле следует примеру своего экономического лидера – Германии, которая даже в годы кризисной стагнации уверенно наращивает объем экспорта, выросший за 2012 год на 3,4%.
Наблюдается прогресс и в отношениях с США: будущее соглашение о свободной торговле было ключевой темой визита вице-президента США Джозефа Байдена в Европу в первых числах февраля. Как объявил 13 февраля Жозе Мануэл Баррозу, ЕС и США в июне начнут переговоры с целью заключения трансатлантического соглашения о свободной торговле. «Создание трансатлантической зоны свободной торговли обеспечит необходимый западной экономике импульс для преодоления кризиса и стимулирования роста. Эта зона охватит почти половину мировой торговли», – отметил Баррозу. Это будет, как утверждает печать, самой большой торговой сделкой в истории (ежегодный товарооборот ЕС и США составляет 455 млрд. евро).
Подстегнутая внутренними проблемами Европа все активней ищет экономическую выгоду в международной экономической интеграции, не забывая при этом об укреплении внутреннего Единого рынка. Согласно индексу Global Connectedness 2012 (ежегодное исследование компании DHL, основанное на данных о международных потоках товаров, капитала, информации, человеческих ресурсов и др.) европейские страны быстрее всех восстанавливают экономические связи до докризисного уровня (2007 года). Девять из первых десяти стран – лидеров индекса находятся в Европе, шесть из них – члены ЕС. Комментируя исследование, глава DHL Франк Аппель сказал: «Высокий уровень развития глобальных экономических связей в Европе – одно из самых больших достижений европейской интеграции. Сейчас, в свете частых разговоров о возможном распаде ЕС, особенно важно не забывать об этом». Если Европа в ближайшее время преодолеет внутренние разногласия и сохранит последовательную внешнеэкономическую линию, она станет не просто сильнее, но превратится в интеграционное образование совершенно нового типа, монолитное и гибкое одновременно, основанное на новых технологиях, способное быстро и эффективно реагировать на глобальные вызовы. Такой партнер нужен всем, и прежде всего России. Важно это понимать именно сейчас.