Ориентиры сотрудничества президенты наметили в прошлом июне в Лос-Кабосе.
Фото Reuters
Выступая в конце января на большой пресс-конференции, посвященной внешнеполитическим итогам 2012 года, глава МИД РФ Сергей Лавров значительную часть общения с журналистами посвятил отношениям с США. Причем не столько перечислению старых и новых раздражителей во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона, сколько целесообразности налаживания более плодотворного диалога.
По словам министра, Москва и впредь будет отвечать на недружественные шаги со стороны США, однако «в корне нашей позиции лежит готовность к дальнейшему развитию российско-американских связей по всем направлениям, заинтересованность в координации действий на международной арене исходя из принципов равноправия, взаимного уважения интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга».
Лавров отметил, что Москва заинтересована в конструктивном диалоге и развитии стабильного взаимовыгодного сотрудничества с США. И это понятно. У России и США вполне достаточно общих интересов. Большинство современных вызовов для нас схожи. Это международный терроризм, межрелигиозная нетерпимость, региональные конфликты. И никуда не исчезнувшая потенциальная проблема распространения оружия массового уничтожения, и нарастающая наркотическая угроза. Наконец, это общность проблем, стоящих перед мировой экономикой, где в условиях глобализации Россия и США часто оказываются в одной лодке.
По этим темам даже на фоне имеющихся серьезных разногласий по ПРО, Сирии или Ирану Россия намерена работать с США в позитивном ключе. Тем более что, как пообещал посол США в Москве Майкл Макфол, Вашингтон намерен в «ближайшие недели и месяцы» обозначить более позитивную повестку дня в американо-российских отношениях. «Мы не меняем нашу политику. Мы очень хотим разработать новую траекторию с нашими российскими партнерами с тем, чтобы вернуться к этой позитивной повестке дня», – сказал он в интервью «Голосу России».
Приверженность к более тесному сотрудничеству на благо народов обеих стран и всеобщей безопасности была подчеркнута президентами Владимиром Путиным и Бараком Обамой в мексиканском Лос-Кабосе в минувшем июне. Сейчас в Москве ждут ответа Обамы на приглашение провести первую двустороннюю встречу в верхах.
В эти дни американские политики озабочены утверждением Конгрессом ключевых чиновников администрации. Если все сложится, как планирует Обама, то российские внешнеполитические стратеги могут считать, что им повезло. Ведь персоны, которые будут определять внешнюю политику США, похоже, будут более удобными Москве.
Новым госсекретарем утвержден ветеран Вьетнама и один из лидеров антивоенного движения Джон Керри. Он последовательный противник конфронтационности во внешней политике США, и конфликтов с Россией в частности. Возглавляя сенатский комитет по иностранным делам, он сделал немало, чтобы, с одной стороны, добиться отмены набившей оскомину дискриминационной поправки Джексона–Вэника, а с другой – максимально затормозить принятие «Закона Магнитского».
Выступая недавно на протяжении четырех часов в Сенате, Керри рассказал, какой он видит внешнюю политику своей страны. Его, в частности, тревожит, что отношения США с Россией в последнее время стали более напряженными, и отрицать это было бы не очень умно и даже наивно. Он убежден, что ситуацию необходимо исправить. «После недавнего решения России, касающегося запрета на усыновление, у нас появилась необходимость улучшить наши отношения, – сказал Керри. – Надеюсь, что мы сможем поднять их на более высокий уровень. Сейчас для этого есть почва».
Но, несмотря на дружелюбный настрой, Керри собирается продолжить дело своей предшественницы Хиллари Клинтон и не упускать из виду случаи нарушения в России прав человека. Этот вопрос беспокоит Керри еще и потому, что он видит в России незаменимого партнера на международной арене. По его мнению, двум странам следовало бы соединить усилия для решения сирийской проблемы. Керри уже обсуждал этот вопрос с Лавровым, а также лично встречался с президентом САР Башаром Асадом. Однако у Москвы и Вашингтона в сирийском вопросе разные приоритеты. «Для нас приоритет не достижение какой-то геополитической цели, каковой явно является идея свержения режима, а стабилизация обстановки и быстрое прекращение кровопролития», – пояснил Лавров.
Керри намерен продолжать взаимодействие с Россией с целью возобновления мирных переговоров на Ближнем Востоке. По его словам, нежелание Израиля и Палестины сесть за стол переговоров обернется катастрофой для международных отношений в целом. Сейчас это особенно актуально, поскольку Израилю предстоит формирование нового правительства после досрочных парламентских выборов.
Не меньше Керри озадачен ядерной проблемой Ирана. Он в очередной раз напомнил об экономических санкциях, принятых против Тегерана, подчеркнув, что они приносят свои плоды. Однако введение еще более жестких санкций – своего рода блокады на экспорт и импорт Ирана – будет трудно провести в Совете Безопасности ООН из-за противодействия со стороны России.
В целом Керри не удовлетворен нынешним положением дел и ролью США на международной арене. «То, что мы делаем сейчас, это продолжение той роли, которую мы играем после 9/11. Роли, которую, по сути, нам навязали, – отметил он. – А между тем внешняя политика США – это не только развертывание войск во всех частях света. Это еще и контроль за продовольственным обеспечением, за энергетикой, оказание гуманитарной помощи, здравоохранение... И все это не менее важно, чем борьба с терроризмом».
Под стать Керри и кандидат на должность министра обороны, другой вьетнамский ветеран и профессор Джорджтаунского университета, экс-сенатор Чак Хейгел.
Формально представлявший Республиканскую партию, он не является традиционным консерватором. Что касается отношений с Москвой, то Хейгел был сопредседателем двухпартийной комиссии, занимавшейся вопросом улучшения российско-американских отношений. Несколько лет назад комиссия подготовила доклад, который исходил из нескольких постулатов. Во-первых, США должны стремиться к улучшению отношений с Россией вне зависимости от того, какую внешнюю и внутреннюю политику наша страна проводит. Во-вторых, Россия может быть важным партнером в достижении глобальных целей США: прекращении военной ядерной программы Ирана, ликвидации «Аль-Каиды», стабилизации в Афганистане и обеспечении безопасности в Европе.
Перед новым главой Пентагона будут стоять две чрезвычайно трудные задачи: обеспечить максимально безболезненный вывод войск из Афганистана и провести сокращение военного бюджета с 4 до 3% ВВП. Решение обеих задач невозможно без хороших отношений с Россией. Для ухода из Афганистана Вашингтону нужен безопасный транзит, который может предоставить только Россия. А невиданное доселе сокращение военного бюджета США будет выглядеть странно на фоне антиамериканской риторики руководства России, которая обладает мощным ядерным потенциалом.
По мнению аналитика Центра США и Европы Института Брукингса Стивена Пайфера, США должны четко дать понять России, что беспокоит Вашингтон на международной арене, но с пониманием того, что наши возможности влиять на ситуацию достаточно ограничены. Ведь в конечном счете коренные интересы любого государства определяются реальной жизнью и трезвым расчетом. И не «Закон Магнитского» будет отправной точкой для нового цикла российско-американских отношений на ближайшие четыре года, хотя воплощенное в нем неуважение к суверенной стране оставит на них пятно. Способность сотрудничать там, где интересы совпадают, и цивилизованно вести диалог – вот формула для строительства отношений партнерства между Москвой и Вашингтоном.
Как тут не вспомнить слова Лаврова: «Холодная война давно закончилась, мы не являемся противниками, более того, мы достаточно успешно сотрудничаем по многим вопросам, связанным с международной безопасностью, и конфронтация – это точно не наш выбор; не думаю, что разумные политики в США тоже хотят какой-либо конфронтации».