0
6744
Газета Дипкурьер Интернет-версия

04.02.2013 00:00:00

Евразийские перспективы могут расшириться

Вадим Балытников

Об авторе: Вадим Владимирович Балытников - к.ю.н., доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Санкт-Петербургского филиала "Высшей школы экономики".

Тэги: снг, политика


снг, политика ЕврАзЭС по задумке ее организаторов должно со временем трансформироваться в Евразийский союз.
Фото Reuters

В декабре в Ашхабаде прошел саммит Содружества Независимых Государств. На нем была принята специальная декларация о перспективах дальнейшего развития СНГ, а также решен целый ряд вопросов, касающихся окончательного формирования внутри Содружества зоны свободной торговли (в частности – присоединения к ней Узбекистана, который решил последовать примеру Украины и войти в состав ЗСТ). В этом же месяце в Москве еще раз встретились лидеры стран – членов Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и созданного в его рамках Таможенного cоюза.

Может статься, что в скором времени экономико-хозяйственный потенциал последнего из упомянутых объединений начнет прирастать Украиной. После прошедшей в ходе ашхабадского саммита встречи Владимира Путина и Виктора Януковича украинский президент заявил о том, что его стране «нужно присоединяться к некоторым положениям Таможенного cоюза». Впрочем, неожиданной новостью такого рода заявление назвать сложно. Ведь еще в октябре глава украинского государства говорил об изучении им приемлемых форм интеграции с Таможенным cоюзом и ЕврАзЭС (в котором Украина имеет статус наблюдателя) с учетом перспективы трансформации этих объединений в Евразийский экономический cоюз. А не так давно большая группа представителей украинской политической и научной элиты выступила с открытым письмом о необходимости ускорения и углубления горячо поддерживаемых народом Украины процессов евразийского сотрудничества (см. «НГ» от 28.11.12).

Происходящее на наших глазах расширение Зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ на восток и одновременное оформление внятных перспектив распространения сферы действия механизмов Таможенного союза в сторону западных границ бывшего СССР позволяют говорить о формировании на постсоветском пространстве двух интеграционных зон – «центральной» и «центрально-южной». К первой из них относится исторически сложившееся ядро Северной Евразии – Россия, Украина, Беларусь и Казахстан. Ко второй – все независимые государства, возникшие на территории распавшегося Советского Союза (за исключением стран Балтии).

При этом общеизвестно, что в процессе евразийской интеграции стремятся участвовать и другие государства – в первую очередь Турция, руководство которой еще в 2010 году выступило с инициативой формирования в Евразии интеграционного объединения, аналогичного Европейскому союзу. Популярность евразийских интеграционных идей растет и во многих странах Балканского полуострова – Болгарии, Румынии, Сербии, Греции…

И это неудивительно. Ведь еще Самюэл Хантингтон, рассуждая о возможных путях предотвращения межцивилизационных конфликтов, отмечал, что балканские страны в силу объективных условий своего исторического развития относятся не столько к западно-европейскому культурно-цивилизационному ареалу, сколько к особой своего рода «европейско-азиатской» цивилизации. Строго говоря, к этой цивилизации наряду с постсоветскими государствами, по сути, относится вся территория бывшего «византийского мира» – от Черногории до Кипра…

Неудивительно, что российские политологи и специалисты в области международных отношений все чаще говорят о необходимости открыть государствам Балкано-Анатолийского региона путь для присоединения к интеграционным объединениям, формирующимся на пространстве СНГ. При этом необходимо учитывать, что, как неоднократно заявляли представители российского дипломатического ведомства, формирование Евразийского экономического союза ни в коей мере не может и не должно рассматриваться как угроза для единства ЕС, в состав которого входят некоторые балканские страны.

Современная система международных отношений знает немало примеров одновременного участия различных государств в двух сопредельных региональных организациях. Так, например, Азербайджан и страны Центральной Азии одновременно являются членами как СНГ, так и Организации экономического сотрудничества (в которую наряду с ними входят Турция, Иран, Афганистан и Пакистан). Думается, что соответствующий опыт вполне мог бы быть творчески использован в деле привлечения к процессам евразийской интеграции ряда стран – членов Европейского союза и некоторых государств, претендующих на членство в нем.

Кроме того, для указанных стран, выражающих желание участвовать в деятельности евразийских межгосударственных структур, при необходимости, несомненно, могут быть выработаны различные устраивающие их форматы специального (ассоциированного) членства (участия) в Евразийском экономическом союзе (а позднее – и в Евразийском союзе, в который, быть может, со временем трансформируется ЕАЭС). Стоит отметить, что именно используя подобного рода форматы, некоторые члены форума островов Тихого океана (объединяющего большинство государств Австралазии) успешно участвуют в деятельности Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Наконец, по мере вовлечения в орбиту евразийского сотрудничества не входивших в состав СССР стран может быть сформирована третья, расширенная зона евразийской интеграции. Образцами для нее могут послужить европейские и южноамериканские интеграционные объединения подобного рода. При этом, если в рамках Европейской экономической зоны организациями-партнерами являются Европейский союз и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), а в рамках Союза южноамериканских наций – Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) и Андское сообщество, то на евразийском пространстве в качестве организаций-партнеров в деле расширения интеграции могут выступать Евразийский экономический союз и Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), членами которой являются, в частности, Турция и большинство государств востока, юга и центральной части Балкан…

Думается, что описанные выше подходы, предполагающие разнообразие зон и различие форматов возможной интеграции, при определенных условиях могли бы стать самым эффективным средством формирования широкого межгосударственного объединения, выходящего за пределы границ бывшего СССР и включающего в свою орбиту все «большое пространство» евразийской цивилизации. Цивилизации, основу которой образует многовековой плодоносный синтез греческой, славянской, тюркской и восточно-романской культур, ставший результатом общей исторической судьбы творящих его народов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1900
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1197
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
885
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1175

Другие новости