За неимением своей партии Марио Монти организовал движение в поддержку своей кандидатуры.
Фото Reuters
Через немногим более чем месяц итальянцы пойдут к урнам, чтобы досрочно избрать парламент нового созыва, который потом, с подачи президента Республики, будет избирать премьер-министра. Между тем выборы в Италии во все большей мере приобретают международную значимость. Все на Апеннинах указывает на то, что страна станет, возможно, надолго очагом нестабильности и непредсказуемости. В условиях продолжающегося экономического кризиса это источник озабоченности для Евросоюза.
По этому поводу в Страсбурге произошел скандал, который имеет мало прецедентов, если вообще такой прецедент был. Глава фракции Европейской народной партии (ЕНП) в Европарламенте француз Жозеф Доль заявил на пресс-конференции, что это объединение депутатов от христианско-демократических и либеральных партий стран Евросоюза (включая «Народ Свободы» Сильвио Берлускони) поддерживает кандидатуру Марио Монти на должность премьер-министра Италии. Позднее Серджо Сильвестри, замглавы делегации «Народа Свободы» в Страсбурге, после встречи с Долем огласил частичное опровержение: Доля, мол, неправильно поняли и превратно процитировали. Он, дескать, не хотел призывать итальянских избирателей проголосовать за Монти. Однако нет сомнения, что Доль действительно сказал то, что он сказал. Его слова услышали десятки журналистов, и есть видеозапись его выступления.
Монти, нынешний глава итальянского правительства, не состоит в ЕНП, но в прошлом, в бытность свою членом Еврокомиссии, он снискал к себе доверие и признательность европейских лидеров. Не случайно, что совсем недавно, перед началом предвыборной кампании в Италии, руководство ЕНП проконсультировалось именно с Монти – раньше, чем с Берлускони. Теперь Монти стал кандидатом в премьеры, основав свое движение «С Монти за Италию», которое опирается на некоторые небольшие центристские партии и на видных представителей так называемого гражданского общества, то есть беспартийных деятелей, пользующихся всеобщим авторитетом. Но парадокс заключается в том, что силами своей коалиции Монти не имеет никаких шансов победить, то есть получить большинство голосов избирателей.
Кое-кто считает, что после выборов, назначенных на конец февраля, Монти вступит в союз с умеренно левой Демократической партией, которую возглавляет Пьерлуиджи Берсани. Эта партия, судя по опросам, имеет наиболее солидные шансы на победу. Но такая ситуация предполагает, что Берсани, самый вероятный победитель, уступит пост премьера Монти. Захочет ли Берсани пойти на сделку? И в обмен на что? И правомерна ли она с точки зрения демократии? Пока Берсани и Монти ведут предвыборную кампанию независимо друг от друга, избегая лишних словопрений и рассматривая в качестве главного противника Берлускони. О своем союзе, неизвестно на каких условиях, Берсани и Монти решат после выборов. Очевидно, что в такую ситуацию уже встроены и нестабильность, и конфликтность, которые будут терзать страну еще долгое время.
Конечно, заявление Доля дезавуирует партию «Народ Свободы», во главе которой стоит Сильвио Берлускони. Единственным крупным союзником бывшего премьера является «Лига Севера» прежнего шефа МВД Умберто Марони.
Но эта партия настолько дискредитировала себя своей ксенофобией, иногда переходящей в расизм, и своими финансовыми скандалами, что, за исключением Берлускони, мало кто хочет иметь отношения с ней. К тому же обе эти партии не смогли договориться о том, кто их совместный кандидат в шефы кабмина. Негласно считается, что это Берлускони, но официально санкции на кандидатуру нет.
Однако следует учесть, что «Народ Свободы» состоит членом ЕНП на европейском уровне. Жозеф Доль предупредил, что эта партия и ее шеф Берлускони грубо нарушили некоторые из своих политических обязанностей. Первое обвинение относится к тому, что Берлускони со товарищи придал своей предвыборной кампании явный антиевропейский характер, обвиняя Монти в проведении вредоносной для Италии политики строгой экономии по наущению немецкого канцлера Ангелы Меркель. Поэтому, четко произнес Доль, «кандидат ЕНП – это господин Монти». Кроме того, Доль предположил, что после выборов в Италии «Народ Свободы» будет исключен из ЕНП. Зондаж в этом направлении идет уже давно. Слова Доля, конечно, вызвали большой переполох в политических кругах страны. Ближайшие помощники Берлускони, генсек «Народа Свободы» Анджелино Альфано, Гаэтано Квальяриелло, Лучия Ренцулли, назвали эти слова «нецелесообразными», «парадоксальными» и «недостойными».
Но пока политики полемизируют друг с другом, итальянская общественность получает все новые тревожные данные об экономической ситуации. Государственный долг страны побил исторический рекорд: в 2012 году он вырос на 6 млрд. евро – до уровня 2020,7 млрд. В то же время, сообщает ИСТАТ (Статистическое ведомство), промышленное производство в ноябре прошлого года – на годовой базе – сократилось на 7,6%. При этом безработица вращается вокруг 8–9%, а среди молодежи уже достигла, и в ряде случаев превысила, 35%.
Как раз на фоне таких данных поступило сообщение о том, что крупный автоконцерн «ФИАТ», который давно плавает в бурных водах, переведет на два года на «интеграционную кассу», то есть на мизерное пособие по безработице, 5 тыс. рабочих своего завода в городе Мельфи. Еще совсем недавно этот завод посетил Марио Монти вместе с главным исполнительным директором «ФИАТ» Серджо Маркьонне и уверил, что никакой угрозы для рабочих нет.
В этой нерадостной обстановке на итальянцев обрушилась новая напасть. Это так называемый доходомер, при котором сравниваются доходы налогоплательщика и производимые им расходы. Движение денег позволяет налоговым органам получать полную информацию о финансах итальянских семей. Цель – бороться с уклонением от уплаты налогов, но многие опасаются, что это новое орудие властей для того, чтобы взломать личную сферу граждан. Однако директор ведомства, которому поручено это дело, Аттилио Бефера, считает, что в этом году улов налоговиков в результате эффективных контрольных действий превысит 9,1 млрд. евро.