0
6145
Газета Дипкурьер Интернет-версия

21.01.2013 00:00:00

Сахель может превратиться в большое Сомали

Михаил Маргелов

Об авторе: Михаил Витальевич Маргелов - председатель комитета Совета Федерации по международным делам, спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки.

Тэги: африка, ислам, терроризм


африка, ислам, терроризм Нигерийские солдаты первыми из африканцев оказали помощь Мали в борьбе с исламистами.
Фото Reuters

События в Мали – это выплеск напряженности, которая после арабской весны поразила обширное пространство, протянувшееся в виде «дуги нестабильности» от Сахеля до Африканского Рога. Она захватывает Мавританию, Мали, Нигерию, Нигер, Эфиопию, Судан, Сомали, Ливию, Алжир, Западную Сахару. И военная операция в Мали выходит далеко за локальные рамки одной страны вне зависимости от первоначальных планов СБ ООН, Франции, Евросоюза, ЭКОВАС и Африканского союза. Речь идет о новом витке борьбы с терроризмом и организованной преступностью теперь на Африканском континенте. Так что рост масштабов внешнего военного вмешательства вполне вероятен. Но в Африке и на Ближнем Востоке даже успех операции может только активизировать джихадизм и племенной сепаратизм. И если сепаратизм ставит целью разделение государств, то джихадисты стремятся уничтожить любую государственность вообще. Иначе говоря, бездействие угрожает превращением Сахеля в одно большое Сомали, с другой стороны – военные действия могут привести не к миру, а к гражданским войнам.

Все конфликты в Африке многослойны, их причины не сводятся к социально-экономическим обстоятельствам, большая роль в кровопролитиях принадлежит трайбализму и этноконфессиональному фактору. На обострение ситуации в Мали повлияли события в Ливии. Туареги – пять клановых конфедераций, поделенные на племена, – длительное время находились под покровительством Каддафи. Он обеспечивал одновременно лояльное их отношение к Бамако и определенную автономию от центральных властей. Понятно, что туареги в Ливии воевали на стороне Каддафи.

После его падения они вернулись в Мали, вооруженные современным оружием, и в прошлом году объявили о создании на севере страны независимого государства. Движение туарегов может захватить и несколько других стран Сахеля, где они расселены или расселялись раньше. Дестабилизация может перекинуться в Мавританию, Нигер, Буркина-Фасо, в южные регионы Алжира и Ливии. И эксперты говорят об этом как о вероятной грядущей войне за Большую Сахару.

Сегодня всего лишь четверть государственных границ в Африке проходит с учетом этнического состава населения. Остальные границы были прочерчены колониалистами столь неряшливо, что о многих этнических группах можно говорить как о разделенных народах. А в условиях социально-экономических неурядиц это значит, что целостность большинства африканских стран постоянно находится под угрозой.

Эксперты считают, что такие страны, как Либерия, Сьерра-Леоне, Нигерия, Кот-д'Ивуар, находятся на грани распада. Южная часть Мали тоже не моноэтнична, и высказываются опасения, что населяющие эти регионы племена могут последовать примеру туарегов.

Кроме того, арабская весна, которая привела к власти исламистов в Тунисе и Египте, резко активизировала и связанные с «Аль-Каидой» экстремистские группировки в Сахеле. Практически во всех африканских конфликтах сегодня присутствует существенный элемент религиозного экстремизма с террористическим оттенком. Экстремисты успешно действуют и на севере Мали, хотя туареги не желают разделять с ними ответственность за творимые ими бесчинства.


В столицу Мали продолжают прибывать французские военнослужащие.
Фото Reuters

По некоторым оценкам, боевая мощь исламистских подразделений Сахеля сопоставима с мощью регулярных армий сахельских государств. Не означает ли это, что скоро без внешнего вмешательства ни одна из этих армий не справится с террористическими силами? На вооружении исламистов вывезенная из Ливии тяжелая артиллерия, реактивные снаряды, стрелковое оружие и даже переносные зенитно-ракетные комплексы. Наличие этих комплексов в соответствующих руках превращает гражданские перелеты над регионом в рискованное мероприятие. Проблема ливийского оружия стала проблемой международного сообщества – вопрос рассматривался «большой восьмеркой» в Кэмп-Дэвиде в мае прошлого года. Французские ВВС бомбят позиции джихадистов, а они отвечают привычным образом – захватывают заложников в Алжире и угрожают террористическими актами в Европе. На севере Мали действуют «Аль-Каида в исламском Магрибе», «Ансар аль Дин», «Движение в защиту ислама и джихада в Западной Африке». Эти группировки связаны с исламистами Сомали, Судана, Нигерии. Сахель превращается в базу международного терроризма и организованной преступности. Есть сведения, что только кокаина через Сахель в Западную Европу поставляется на 2 млрд. долл. в год.

Сложность ситуации в Мали усугубляется и тем, что эта страна – потенциальный объект ресурсных войн. Эксперты среди причин внешних вмешательств в Африке и на Ближнем Востоке непременно называют нефтяной фактор. В Мали пока что поиски нефти успехом не увенчались, но эта страна граничит с богатым углеводородами Алжиром. Государство Мали известно как крупнейший поставщик золота на рынок этого металла.

Кроме того, ее недра признаны перспективными для геологоразведки и разработки месторождений фосфоритов, бокситов, алмазов, железных руд и руд цветных металлов, а также урана. Добыча урана там пока не ведется. Она ведется в соседнем Нигере, на территории которого также проживают туареги. Нигер – основная база атомной промышленности Франции. Поэтому, борясь за порядок в Мали, Париж одновременно ведет борьбу против дестабилизации Нигера. Разумеется, Франция не откажется и от разработки урановых месторождений Мали. А месторождения урана расположены именно на севере, в самопровозглашенном «государстве Азавад». Так что, кроме политической ответственности за ситуацию в своих бывших колониях и опасений за сомализацию Сахеля, Францией в Мали движет и экономический интерес.

Прогнозировать развитие ситуации в Мали пока что затруднительно. Мнения по исходу военной операции расходятся. Вполне возможен здесь и афганский сценарий – союзники не спешат помогать Франции делом. Хотя и создана миссия Евросоюза, она предусматривает косвенную поддержку военной операции, что может привести к существенному затягиванию военных действий. Ведь эксперты пока не могут ответить на вопрос, на чьей стороне в этой операции окажутся туареги. А гуманитарная катастрофа в Мали не заставила себя ждать. Количество беженцев уже составило 147 тыс. и, по прогнозам ООН, может увеличиться до 700 тыс.

В случае успеха военной операции придется решать сложнейшую проблему включения туарегов в малийское общество, разрабатывать новые подходы к антитеррористической борьбе в Сахеле, в том числе программу социально-экономического развития региона. Ситуация в регионе требует этого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1937
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1570
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1839
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1793

Другие новости