Переговоры не обошлись без острых разногласий.
Фото ИТАР-ТАСС
Весьма необычно завершилась в минувшую пятницу в Брюсселе пресс-конференция по итогам саммита Россия–ЕС. Президент РФ Владимир Путин и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заспорили между собой по поводу формулы цены на газ. Баррозу протестовал против привязки Россией цены на газ к стоимости нефти. Путин ответил, что эта «абсолютно рыночная» формула введена Голландией еще в начале прошлого века и с тех пор всегда используется. Журналисты увидели, как ведутся обычно закрытые для их глаз переговоры.
В остальном пресс-конференция ничем не отличалась от предыдущей, состоявшейся в июне в Санкт-Петербурге. Те же улыбки и те же взаимные упреки, прежде всего по проблеме прав человека и визовом режиме. Президент Европейского совета Херман ван Ромпей посоветовал Москве «меньше полагаться на государство и больше – на гражданское общество». Путин пожаловался на нарушения прав русскоязычных в странах Балтии и попустительство пособникам нацистов. А Баррозу объяснил, что не следует устанавливать сроки введения безвизового режима, надо просто к нему двигаться намеченными шагами. Максимум, на что россиянам можно рассчитывать в ближайшем будущем, так это на некоторое облегчение визового режима для отдельных категорий граждан, регулярно вовлеченных в обмены – ученых, студентов, бизнесменов и журналистов, – им будет легче получать долгосрочные визы.
Не состоялся обещанный МИД РФ откровенный разговор по визовой проблеме? Точно неизвестно, но очевидно, что результата нет, и к сочинской Олимпиаде безвизовый режим не будет введен.
Непродуктивным был диалог по Сирии и другим политическим темам. Как и на предыдущем саммите, не было подписано ни одного документа. Тем не менее участники встречи назвали переговоры «позитивными и конструктивными» и ни одна из сторон так и не вынесла на обсуждение, казалось бы, назревшую мысль о необходимости перехода с ныне принятого порядка проведения двух саммитов в год на один. Объяснение этого содержится в упомянутом обмене репликами между Путиным и Баррозу. Путин завершил его обращенными к журналистам словами: мол, несмотря на острые споры, проблемы решаются и товарообмен между Россией и ЕС уже достиг 400 млрд. долл. в год. Именно в сторону торгово-экономических тем сместилась существенная часть переговоров на саммитах Россия–ЕС, в то время как политические сюжеты играют роль рычага психологического давления.
Так было и на этот раз. Российская сторона передала Брюсселю проект соглашения о трансграничных трубопроводах. Москва настаивает на том, чтобы уже начатые проекты не подпадали под действие третьего энергопакета ЕС, иначе будет подорвана их рентабельность. С вступлением России в ВТО число проблем такого рода прибавилось.
На прошлой неделе в Москве находились представители другой ветви руководства ЕС – делегация депутатов Европарламента. Их встречи с «коллегами по цеху» – российскими законодателями были по содержанию более конфронтационными, чем брюссельский саммит. Споры шли по теме демократии и прав человека. Позднее в беседе с журналистами глава делегации Элмар Брок отмечал, что россияне держались «оборонительно» – на критику отвечали встречными замечаниями. Впрочем, как он признался, китайцы в таких случаях ведут себя гораздо более наступательно.
А «куратор» России в комитете Европарламента по международным делам Кристина Оюланд предупредила, что Евросоюз рассматривает возможность введения визовых санкций в отношении россиян, которых Запад считает виновными в смерти в тюрьме российского юриста Сергея Магнитского и нарушении прав человека. «Этот вопрос рассматривается», – сказала она. В качестве условий отказа ЕС от таких санкций она назвала вынесение в России судебных приговоров в отношении этих лиц.
В чем причина усиления трений между сторонами? «Мы основываемся на разных ценностях», – объясняет Оюланд. По ее словам, расхождения усилились после последних парламентских и президентских выборов в России, и сейчас они продолжают усугубляться.
Два диалога, состоявшихся на протяжении одной недели, отражают ухудшение отношений на европейском направлении, одном из важнейших для России. В этом же месяце весьма неприятные новости пришли из Вашингтона – Конгресс США принял, а президент Барак Обама подписал «Акт Магнитского», предусматривающий санкции в отношении российских официальных лиц, причастных к «делу Магнитского».
В связи с этим, а также по случаю завершения года стоит привести оценки международной ситуации применительно к положению России в мире, сделанные авторитетными российскими учреждениями. МИД РФ подготовил, как ему еще в мае поручил президент Путин, новый вариант внешнеполитической концепции России. Его краткое изложение с очевидной целью предварительного выяснения общественной реакции нашло себе путь в средства массовой информации.
В порядке такой реакции отметим, что документ не содержит сенсаций, так как основывается главным образом на опубликованной перед президентскими выборами статье Владимира Путина «Россия и меняющийся мир». В то же время, если ее сравнить с предыдущей концепцией, утвержденной в 2008 году, то станет очевидным явное ухудшение международной обстановки вокруг нашей страны. Если в концепции 2008 года делался упор на то, что с окончанием холодной войны ушла в прошлое идеологическая конфронтация и на первый план для российской дипломатии выходит задача поддержки экономического строительства в стране, то ныне речь идет о «труднопредсказуемом» и «турбулентном» мире, захлестывающем российский «остров стабильности». Отмечается экономический кризис, вмешательство Запада в дела других стран, идеологизация международных отношений, в том числе навязывание западными странами другим государствам своей шкалы ценностей и т.п.
С позиций сегодняшнего дня и последнего варианта внешнеполитической концепции можно лишь удивиться, как в 2008 году, уже в разгар кризиса и в канун военного столкновения на Южном Кавказе, авторы смотрели на мир как бы сквозь розовые очки. Впрочем, в то время документ писался под одного президента, а сейчас под другого.
Согласно новой концепции, России суждено играть в мире роль стабилизирующего фактора. При этом ей предстоит способствовать преодолению последствий мирового экономического кризиса, бороться против вмешательства во внутренние дела, отстаивать роль ООН в разрешении кризисных ситуаций. Зоной первостепенного интереса Москвы названо постсоветское пространство, далее предлагается развивать отношения с США, Китаем, Индией, Евросоюзом.
Несколько иную, более критичную оценку международного положения России дает московский «мозговой трест» – Институт современного развития (ИнСоР). В подготовленном им обзоре итогов года говорится (цитируем по резюме документа): «Внутриполитическая подморозка», начавшаяся с парламентских и президентских выборов, не могла не сказаться на внешнеполитическом позиционировании России. Пересмотр перезагрузки отношений с США, охлаждение с Европейским союзом, рост антизападных настроений, подогреваемых сирийским кризисом, – вот далеко не полный перечень внешних проявлений изменения курса, не декларировавшегося, но ясно ощущавшегося».
Эту оценку, которая возлагает ответственность за ухудшение внешней обстановки на саму Москву, институт, известный своей либеральной направленностью, сопровождает призывом использовать для улучшения позиционирования России в мире ее начавшееся председательство в G20 и предстоящее в 2014 году – в G8.
В приведенной оценке делается упор на проблемы в отношениях России со странами Запада. Но есть и другие направления внешней политики, где прогресс очевиден. Это и создание Москвой Таможенного союза с прицелом на Евразийский проект, ее отношения с Китаем, Индией и Бразилией, выходящими на все более видное место в мировой политике и экономике. Наконец, с учетом заявленной в начале года готовности президента США Барака Обамы после выборов проявить гибкость в диалоге с Москвой, возможно, еще преждевременно списывать со счетов «перезагрузку» в отношениях наших двух стран.