Берлускони продолжает манипулировать итальянскими политиками.
Фото Reuters
Итальянский премьер Марио Монти в субботу подал в отставку, возвратив правительственный мандат в руки президента республики Джорджо Наполитано. Парламент распущен, выборы назначены на конец февраля, но, как ни парадоксально, еще никто не знает, за кого именно будет голосовать, на основе каких программ и вслед за какими лидерами. Коалиции формируются и распадаются буквально каждые полчаса.
Кто будет новым премьером Италии и на какие силы он будет опираться? 30% итальянцев высказываются за нынешнего главу кабинета министров (пока) беспартийного Марио Монти, но он еще не принял окончательного решения. Вопрос стал актуальным в середине прошлой недели, когда лидеры крупнейшей фракции Европарламента – Европейской народной партии (ЕНП) высказались за дальнейшее пребывание у власти в Риме именно Монти. ЕНП объединяет европейские силы консервативного и христианско-демократического направления.
Не надо забывать, что Италия – единственная страна Евросоюза, которая должна справиться одновременно с двумя кризисами – экономическим (как все) и политическим. Правительство профессора Монти, по общему признанию, работает эффективно, но имеет немаловажный изъян: оно опирается на большинство, которое не вышло из всеобщего народного голосования. Это правительство возникло год тому назад в силу необходимости поставить заслон безрассудной политике прежнего правоцентристского премьера Сильвио Берлускони, при котором дефицит государственного бюджета достиг самого высокого показателя в истории страны. В условиях кризиса Монти поддержали вдруг ставшие союзниками обе главные партии, представленные в парламенте, «Народ свободы» во главе с самим Берлускони и оппозиционная, левоцентристская Демократическая партия, возглавляемая Пьерлуиджи Берсани.
Но есть и другая аномалия: кто кем командует и кто что возглавляет? Монти ближе к правоцентристам или к «левакам»? Две противоположные по взглядам и истории партии вместе поддерживают Монти, который не принадлежит ни к одной из них. Обе они стараются «перетянуть» его в свой стан. К тому же Берлускони каждые два или три дня выступает с заявлениями, всегда «окончательными и бесповоротными», о том, что он уходит с политической сцены, или о том, что он «снова выйдет на арену» и выдвинет свою кандидатуру в премьер-министры. Но при чьей поддержке?
После того что он уступил власть Марио Монти, партия Берлускони, «персональная» партия, в которой царят почти феодальные отношения, размылась, стали выявляться разные течения – националистическое и консервативно-либеральное. Национальный секретарь партии Анджелино Альфано, назначенный милостью Берлускони, начал было проявлять самостоятельность и назначил «праймериз» для избрания нового лидера по образцу Демократической партии.
Вырисовывалась такая возможная комбинация: на досрочных парламентских выборах, которые состоятся в конце февраля или начале марта, вероятно, победят демократы, которые путем «праймериз» уже определили Берсани как своего кандидата в премьеры. Альфано, тоже утвержденный первичными выборами, станет главой оппозиции, Берлускони отправят на пенсию, а Монти станет президентом республики, заменив Джорджо Наполитано, чей семилетний срок истекает как раз после парламентских выборов. Вся эта комбинаторика как-то, ни шатко ни валко, держалась до субботы 8 декабря – дня католического праздника Непорочного зачатия. В этот день как гром с ясного неба взорвалась политическая «бомба». Берлускони, который в свои 75 лет обзавелся новой, 28-летней «невестой», сделал очередное зажигательное заявление. Он вновь объявил о решимости выдвинуть свою кандидатуру. Все это было подано не допускающим возражений ультимативным тоном.
Альфано с места в карьер отменил «праймериз». (Как только можно было подумать об ином лидере, кроме как о Берлускони?) Он объявил, что партия еще проголосует за принятие государственного бюджета, а потом перейдет в полную оппозицию правительству Монти. «Странное большинство», на котором держался последний, полетело в тартарары, и премьеру ничего не оставалось, как отправиться к президенту республики и заявить, что он подаст в отставку, оставаясь у власти только до принятия бюджета. Между тем «кавальере» объявлял, что он будет вести предвыборную кампанию в антиевропейском духе (вкупе с ксенофобской «Лигой Севера» Умберто Марони), агитируя против евро и «диктата Германии». В те же дни в Брюсселе, в преддверии заседания Европейского совета, собиралось руководство ЕНП, в которое входит и «вершительница европейских судеб», немецкий канцлер Ангела Меркель.
На это совещание был приглашен и Берлускони. Ситуация для него была щекотливой, потому что люди заговорили о возможности исключегния «Народа свободы» из общеевропейской партии. При этом ссылались на его антиевропейские взгляды и на урон экономике и престижу Италии, а следовательно, и Европы, нанесенный Берлускони. Но тут произошло то, что можно назвать coup de theatre или комедией недоразумений. Вдруг в зал вошел Марио Монти, которого никто не ожидал и который даже как беспартиный не примыкает ни к ЕНП, ни к какой-нибудь другой фракции.
Визит Монти был подготовлен в глубокой тайне под режиссурой главы фракции ЕНП Вильфреда Мартенса, и никто, включая Берлускони, об этом ничего не знал. Взяв слово, Монти заявил: «Каким бы то ни было будущее правительство (Италии), оно будет продолжать традицию убежденного участия в ЕС и все большего устремления к интеграции».
После него выступил Берлускони, который резюмировал свое мнение фразой: «Поживем – увидим». Затем Ангела Меркель, люксембургский премьер Жан-Клод Юнкер, председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и Мертенс предложили Монти ввести в итальянском парламенте группу «умеренных», то есть правоцентристов, до следующих выборов. Общее мнение руководителей ЕНП: «Ясно, что партия поддерживает Марио Монти, а не Сильвио Берлускони».
Неразбериха на этом этапе полная. Монти – лидер правоцентристов вместо Берлускони? Но в течение последнего года главной опорой Монти были левоцентристы во главе с Берсани, которого до вчерашнего дня прочили в новые премьеры. Поскольку Монти предположительно все равно победит, к какой бы партии он ни примыкал, должен ли теперь Берсани смириться с ролью будущего главы оппозиции?
Перспектива превращения Монти в лидера «умеренных» не устраивает многих в «Народе свободы». Партия разделилась, есть «монтианцы» и «антимонтианцы». Кто-то, как один из лидеров демократов, бывший премьер Массимо Д'Алема, напомнил Монти, что было бы аморальным связаться с «Народом свободы», когда его главной опорой за все минувшие месяцы была именно Демократическая партия. Не говоря уже о тех, кто считает поддержку ЕНП Марио Монти недопустимым вмешательством во внутренние дела суверенной Италии.
В воскресенье ситуация приблизительно такова: главных «героев» предвыборной кампании, возможно, будет трое: Марио Монти, его предшественник Сильвио Берлускони и лидер Демократической партии Пьерлуиджи Берсани. К ним в последнюю минуту «примкнул» следователь прокуратуры в Палермо, герой борьбы против мафии Антонио Ингройя. Кто тогда будет новым премьером Италии и какие силы будут его поддерживать? Монти будет опираться на крупный промышленный капитал и на банки. В качестве «предводителя дворянства» в его стане выступает Лука Кордеро ди Монтедземоло, председатель всемирно известного автомобильного концерна «Феррари». Но среди его спонсоров есть и Серджо Маркьонне, управляющий директор «Фиата».
Рим