0
3516
Газета Дипкурьер Интернет-версия

24.12.2012 00:00:00

Шагреневая кожа иллюзий и надежд

Сергей Толстов

Об авторе: Сергей Валерианович Толстов - заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины (Киев).

Тэги: украина, газ, цены, газпром


украина, газ, цены, газпром Виктор Янукович попал в сложное положение, когда надо наконец-то выбрать между ЕС и ТС.
Фото Reuters

Привычное для официального Киева пространство внешнеполитического маневрирования продолжает сужаться. Баланс между основными центрами силы, которые в Киеве по привычке называют «стратегическими партнерами», был едва ли не главной содержательной характеристикой внешней политики Украины в течение последних 20 лет.

Специфика географического положения позволяла Киеву поддерживать асимметричные связи с Западом и Россией и не вступать в военные союзы. Одно время такой промежуточный статус обеспечивал весьма приемлемые экономические и транзитные условия, хотя и не гарантировал присоединения к более развитым в экономическом отношении интеграционным объединениям.

Экономический кризис повлек за собой обострение конкуренции, сделав политику более жесткой и предметной. Комплиментов и реверансов стало меньше. Похоже, мир готовится к протекционистским войнам, которые могут начаться одновременно с возможным крахом мировой финансовой системы.

Заявленные Европейской комиссией планы подписать в ноябре 2013 года соглашения об ассоциации с четырьмя странами постсоветского пространства – Украиной, Молдовой, Грузией и Арменией – можно расценивать как прямой вызов проекту Евразийского экономического союза.

Брюссель, как, впрочем, и Москва, считают эти проекты взаимоисключающими. Смысл конфликта заключается в различных правилах, нормативах и обязательствах, которые будут вынуждены принимать участники различных проектов. Подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС предусматривает адаптацию к европейским правилам и процедурам, что сделает невозможным участие в Таможенном союзе и ЕЭП. И наоборот, вступление в ТС сделает невозможным выполнение требований соглашения об ассоциации с ЕС.

Впрочем, инерция – великая сила. По крайней мере МИД Украины продолжает придерживаться традиционной риторики, высказывая надежды на установление модели сотрудничества с Таможенным союзом, которая не противоречила бы подготовленному к подписанию Соглашению об ассоциации с ЕС. Однако как решить это уравнение, в Киеве никто не знает.

Логика цифр и фактов

Бюджет Украины на 2013 год предусматривает увеличение прямого государственного долга Украины до 483 млрд. гривен, что составит в зависимости от расчетного курса 58–60 млрд. долл., или свыше 30% ВВП. К концу 2013 года потолок долга предусмотрен на 14% выше, чем аналогичный показатель в бюджете 2012 года. Внешний долг составляет около половины этой суммы. Но это без учета гарантированных государством долговых обязательств. Если учесть и этот показатель, общий государственный и гарантированный долг еще в сентябре 2012 года превысил отметку в 62 млрд. долл.

За январь–ноябрь 2012 года золотовалютные резервы Украины уменьшились на 20% и составили чуть больше 25 млрд. долл. Столь быстрое сокращение валютных запасов обусловлено устойчивым внешнеторговым дефицитом и выплатой МВФ 3,5 млрд. долл. в счет погашения кредитов за 2008 год. В 2013 году на погашение внешнего долга, также по большей части в пользу МВФ, правительству придется изыскать 9 млрд. долл.

В бюджете предусмотрен рост реального ВВП на 3,4%. Но это пока только на бумаге. Более вероятными представляются прогнозы, по которым ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры может привести к скатыванию Украины в фазу дефляционной депрессии.

Ассоциация с ЕС сулит беспошлинный импорт, но никакого оживления экономике не обещает. Единственный реальный способ поведения в такой ситуации – возобновление сотрудничества с МВФ и привлечение китайских кредитов. Ведь несмотря на включение печатного станка, европейцы восточным партнерам денег не дадут. Такой курс приведет к увеличению госдолга до уровня 60–70% ВВП, но позволит отсрочить долговой кризис и дефолт на более позднюю перспективу. Разумеется, описанный сценарий не дает никаких оснований для позитивных прогнозов на тот случай, если мировая депрессия и связанные с ней неприятности продлятся еще 10–12 лет.

Отложенный визит

По поводу причин отсрочки рабочего визита президента Виктора Януковича в Москву, назначенного на 18 декабря, в Киеве высказывается множество разных версий. Среди наиболее правдоподобных слухов и объяснений – влияние состоявшегося накануне телефонного разговора Виктора Януковича с Жозе Мануэлом Баррозу и неготовность президента Украины подписать подготовленные проекты соглашений по газу. По поводу состоявшегося днем раньше разговора Януковича с Баррозу смею предположить, что глава Европейской комиссии вряд ли мог сказать Януковичу что-то такое, что могло бы принципиально повлиять на формирование внешнеполитического курса и стать поводом для отмены предполагавшихся решений. По крайней мере Баррозу точно не предлагал Украине ни членства в ЕС, ни предоставления финансовой помощи со стороны европейского механизма финансовой стабильности. Но в том, что касается негативных предостережений в духе заявления госсекретаря США Хиллари Клинтон о готовности не допустить восстановления СССР, здесь можно предположить весьма широкий спектр возможностей и мер воздействия.

О содержании отложенных переговоров Владимира Путина и Виктора Януковича можно судить по заявленному составу участников. Включение в этот перечень российских министров энергетики Александра Новака, иностранных дел Сергея Лаврова и главы правления «Газпрома» Алексея Миллера свидетельствует о подготовке серьезных, по всей видимости, межгосударственных или межправительственных соглашений по поставкам и транзиту газа. Скорее всего речь шла о собственности и управлении украинской системой магистральных трубопроводов. Примечательно, что накануне не было ни утечек информации, ни эпатажных публичных заявлений, что позволит предположить вполне серьезный характер как самих переговоров, так и обсуждавшихся решений.

В украинских СМИ со ссылкой на анонимные источники появилась довольно любопытная схема. Якобы в ходе визита в Москву президент Янукович должен был сделать заявление о принципиальной готовности Украины вступить в ЕврАзЭС и Таможенный союз, за что Украина получила бы скидку в цене на газ в пределах 100 долл., с последующим одобрением этого плана на саммите ЕврАзЭС (19 декабря). Однако такой сценарий явно больше напоминает пиар, чем реальную политику.

На практике речь могла идти о преимущественно экономической сделке в газовой сфере. Что касается возможности присоединения той или иной страны к Таможенному союзу, процедура вступления предполагает несколько этапов. Первый – присоединение к ЕврАзЭС и ратификация пакета из 10 базовых соглашений, второй – вступление в Таможенный союз, договорно-правовая база которого насчитывает 51 соглашение. Уполномоченный правительства Украины по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭС В. Мунтиян отмечает, что соглашения ЕврАзЭС не противоречат украинскому законодательству, но есть проблемы в отношении 22 соглашений в рамках ТС. Важно также отметить, что до формирования и утверждения нового состава украинского правительства любые решения, принятые в ходе переговоров в Москве, могли бы подвергаться сомнению в плане их легитимности.

Судя по всему, до весны Киев будет продолжать осторожный зондаж позиций основных партнеров. Прогнозировать последовательность событий и тем более итоговую конфигурацию внешних обязательств Киева крайне сложно. Возможно, одним из аргументов в пользу отсрочки соглашений по украинской ГТС можно считать намеченные на январь переговоры с миссией МВФ, от которых украинское правительство ожидает возобновления кредитной программы хотя бы в объеме текущих выплат по кредитам, предоставленным правительству Юлии Тимошенко.

Несмотря на общую тенденцию обострения противоречий между основными игроками, сопровождаемую попытками в очередной раз перетасовать постсоветское пространство, Киеву пока удается выдерживать определенный баланс. Запад пока воздерживался от негативных демаршей, касающихся председательства Украины в ОБСЕ. Демонстрация интереса к российскому интеграционному проекту привела к прекращению бойкота со стороны руководства ЕС. Наконец-то определена дата саммита ЕС–Украина. В то же время назначена и функционирует рабочая группа по изучению условий присоединения Украины к ЕврАзЭС. Начались первые консультации по пересмотру условий торговли рядом товаров со странами – членами ВТО.

Вместе с тем для длительного одиночного плавания у Киева нет ни сил, ни резервов, что раньше или позже заставит сделать выбор в пользу одного из конкурирующих интеграционных проектов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1623
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1395
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1260
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
890

Другие новости