Виктор Янукович попал в сложное положение, когда надо наконец-то выбрать между ЕС и ТС.
Фото Reuters
Привычное для официального Киева пространство внешнеполитического маневрирования продолжает сужаться. Баланс между основными центрами силы, которые в Киеве по привычке называют «стратегическими партнерами», был едва ли не главной содержательной характеристикой внешней политики Украины в течение последних 20 лет.
Специфика географического положения позволяла Киеву поддерживать асимметричные связи с Западом и Россией и не вступать в военные союзы. Одно время такой промежуточный статус обеспечивал весьма приемлемые экономические и транзитные условия, хотя и не гарантировал присоединения к более развитым в экономическом отношении интеграционным объединениям.
Экономический кризис повлек за собой обострение конкуренции, сделав политику более жесткой и предметной. Комплиментов и реверансов стало меньше. Похоже, мир готовится к протекционистским войнам, которые могут начаться одновременно с возможным крахом мировой финансовой системы.
Заявленные Европейской комиссией планы подписать в ноябре 2013 года соглашения об ассоциации с четырьмя странами постсоветского пространства – Украиной, Молдовой, Грузией и Арменией – можно расценивать как прямой вызов проекту Евразийского экономического союза.
Брюссель, как, впрочем, и Москва, считают эти проекты взаимоисключающими. Смысл конфликта заключается в различных правилах, нормативах и обязательствах, которые будут вынуждены принимать участники различных проектов. Подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС предусматривает адаптацию к европейским правилам и процедурам, что сделает невозможным участие в Таможенном союзе и ЕЭП. И наоборот, вступление в ТС сделает невозможным выполнение требований соглашения об ассоциации с ЕС.
Впрочем, инерция – великая сила. По крайней мере МИД Украины продолжает придерживаться традиционной риторики, высказывая надежды на установление модели сотрудничества с Таможенным союзом, которая не противоречила бы подготовленному к подписанию Соглашению об ассоциации с ЕС. Однако как решить это уравнение, в Киеве никто не знает.
Логика цифр и фактов
Бюджет Украины на 2013 год предусматривает увеличение прямого государственного долга Украины до 483 млрд. гривен, что составит в зависимости от расчетного курса 58–60 млрд. долл., или свыше 30% ВВП. К концу 2013 года потолок долга предусмотрен на 14% выше, чем аналогичный показатель в бюджете 2012 года. Внешний долг составляет около половины этой суммы. Но это без учета гарантированных государством долговых обязательств. Если учесть и этот показатель, общий государственный и гарантированный долг еще в сентябре 2012 года превысил отметку в 62 млрд. долл.
За январь–ноябрь 2012 года золотовалютные резервы Украины уменьшились на 20% и составили чуть больше 25 млрд. долл. Столь быстрое сокращение валютных запасов обусловлено устойчивым внешнеторговым дефицитом и выплатой МВФ 3,5 млрд. долл. в счет погашения кредитов за 2008 год. В 2013 году на погашение внешнего долга, также по большей части в пользу МВФ, правительству придется изыскать 9 млрд. долл.
В бюджете предусмотрен рост реального ВВП на 3,4%. Но это пока только на бумаге. Более вероятными представляются прогнозы, по которым ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры может привести к скатыванию Украины в фазу дефляционной депрессии.
Ассоциация с ЕС сулит беспошлинный импорт, но никакого оживления экономике не обещает. Единственный реальный способ поведения в такой ситуации – возобновление сотрудничества с МВФ и привлечение китайских кредитов. Ведь несмотря на включение печатного станка, европейцы восточным партнерам денег не дадут. Такой курс приведет к увеличению госдолга до уровня 60–70% ВВП, но позволит отсрочить долговой кризис и дефолт на более позднюю перспективу. Разумеется, описанный сценарий не дает никаких оснований для позитивных прогнозов на тот случай, если мировая депрессия и связанные с ней неприятности продлятся еще 10–12 лет.
Отложенный визит
По поводу причин отсрочки рабочего визита президента Виктора Януковича в Москву, назначенного на 18 декабря, в Киеве высказывается множество разных версий. Среди наиболее правдоподобных слухов и объяснений – влияние состоявшегося накануне телефонного разговора Виктора Януковича с Жозе Мануэлом Баррозу и неготовность президента Украины подписать подготовленные проекты соглашений по газу. По поводу состоявшегося днем раньше разговора Януковича с Баррозу смею предположить, что глава Европейской комиссии вряд ли мог сказать Януковичу что-то такое, что могло бы принципиально повлиять на формирование внешнеполитического курса и стать поводом для отмены предполагавшихся решений. По крайней мере Баррозу точно не предлагал Украине ни членства в ЕС, ни предоставления финансовой помощи со стороны европейского механизма финансовой стабильности. Но в том, что касается негативных предостережений в духе заявления госсекретаря США Хиллари Клинтон о готовности не допустить восстановления СССР, здесь можно предположить весьма широкий спектр возможностей и мер воздействия.
О содержании отложенных переговоров Владимира Путина и Виктора Януковича можно судить по заявленному составу участников. Включение в этот перечень российских министров энергетики Александра Новака, иностранных дел Сергея Лаврова и главы правления «Газпрома» Алексея Миллера свидетельствует о подготовке серьезных, по всей видимости, межгосударственных или межправительственных соглашений по поставкам и транзиту газа. Скорее всего речь шла о собственности и управлении украинской системой магистральных трубопроводов. Примечательно, что накануне не было ни утечек информации, ни эпатажных публичных заявлений, что позволит предположить вполне серьезный характер как самих переговоров, так и обсуждавшихся решений.
В украинских СМИ со ссылкой на анонимные источники появилась довольно любопытная схема. Якобы в ходе визита в Москву президент Янукович должен был сделать заявление о принципиальной готовности Украины вступить в ЕврАзЭС и Таможенный союз, за что Украина получила бы скидку в цене на газ в пределах 100 долл., с последующим одобрением этого плана на саммите ЕврАзЭС (19 декабря). Однако такой сценарий явно больше напоминает пиар, чем реальную политику.
На практике речь могла идти о преимущественно экономической сделке в газовой сфере. Что касается возможности присоединения той или иной страны к Таможенному союзу, процедура вступления предполагает несколько этапов. Первый – присоединение к ЕврАзЭС и ратификация пакета из 10 базовых соглашений, второй – вступление в Таможенный союз, договорно-правовая база которого насчитывает 51 соглашение. Уполномоченный правительства Украины по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭС В. Мунтиян отмечает, что соглашения ЕврАзЭС не противоречат украинскому законодательству, но есть проблемы в отношении 22 соглашений в рамках ТС. Важно также отметить, что до формирования и утверждения нового состава украинского правительства любые решения, принятые в ходе переговоров в Москве, могли бы подвергаться сомнению в плане их легитимности.
Судя по всему, до весны Киев будет продолжать осторожный зондаж позиций основных партнеров. Прогнозировать последовательность событий и тем более итоговую конфигурацию внешних обязательств Киева крайне сложно. Возможно, одним из аргументов в пользу отсрочки соглашений по украинской ГТС можно считать намеченные на январь переговоры с миссией МВФ, от которых украинское правительство ожидает возобновления кредитной программы хотя бы в объеме текущих выплат по кредитам, предоставленным правительству Юлии Тимошенко.
Несмотря на общую тенденцию обострения противоречий между основными игроками, сопровождаемую попытками в очередной раз перетасовать постсоветское пространство, Киеву пока удается выдерживать определенный баланс. Запад пока воздерживался от негативных демаршей, касающихся председательства Украины в ОБСЕ. Демонстрация интереса к российскому интеграционному проекту привела к прекращению бойкота со стороны руководства ЕС. Наконец-то определена дата саммита ЕС–Украина. В то же время назначена и функционирует рабочая группа по изучению условий присоединения Украины к ЕврАзЭС. Начались первые консультации по пересмотру условий торговли рядом товаров со странами – членами ВТО.
Вместе с тем для длительного одиночного плавания у Киева нет ни сил, ни резервов, что раньше или позже заставит сделать выбор в пользу одного из конкурирующих интеграционных проектов.