0
3314
Газета Дипкурьер Интернет-версия

26.11.2012 00:00:00

Зыбкие контуры украинско-российского диалога

Сергей Толстов

Об авторе: Сергей Валерианович Толстов - заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины (Киев).

Тэги: украина, россия


украина, россия Обнадеживающие объятия лидеров братских стран остались в прошлом.
Фото с официального сайта президента Украины

По мере усиления экономического кризиса в мировой политике наблюдается поляризация позиций основных игроков. Одних кризис подталкивает к внутренней реорганизации и увеличению конкурентоспособности. Для других реальной перспективой становится сокращение внутреннего потребления и свертывание системы социальных дотаций.

Возобновление диалога между Киевом и Москвой происходит в сложных экономических и политических условиях, не позволяющих однозначно прогнозировать результаты возможных договоренностей и совместных решений. Возобновлению межправительственных контактов России и Украины предшествовал весьма любопытный эпизод. Посол Украины в РФ Владимир Ельченко, выступая перед студентами Московского государственного лингвистического университета, признал, что, если в Европейском союзе будет продолжаться экономический кризис, Украина потенциально может присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Дословно было отмечено, что Киев сегодня не говорит ни да ни нет. «Перспективы есть. Если эти тенденции, которые сегодня существуют, сохранятся, плюс мы видим кризисные явления в ЕС… ответ будет скорее да, чем нет». Впрочем, говорить о возможностях достижения компромисса по широкому спектру имеющихся российско-украинских разногласий пока рано. Тем более непродуктивно делать выводы без учета реальных тенденций в международных отношениях.

Новый европейский расклад

В самых общих чертах переизбрание Барака Обамы на второй срок означает сохранение преемственности в политике, в том числе усиление отношений военного союза между США и основными странами ЕС. В перспективе это означает прочную привязку европейских союзников по НАТО к американской программе ПРО, которая в терминологии НАТО представляется как совместная европейская программа, гарантирующая военную безопасность, в том числе странам ЕС.

Осознание глубины и длительности нынешнего кризиса, который вряд ли закончится раньше 2020–2025 годов, привело к признанию целесообразности координации позиций США и основных государств ЕС, которые после 15-летних полуакадемических дебатов приступили к созданию трансатлантической зоны свободной торговли. Иными словами, США и ЕС будут осознанно пытаться нейтрализовать имеющиеся между ними противоречия с целью удержания доминирующего положения в мире.

Для Москвы это означает крах иллюзий, касающихся установления стратегического союза и экономической взаимодополняемости с Европой. Конечно, речь не идет о свертывании бизнеса, но на «сердечное согласие» рассчитывать явно не приходится. Можно ожидать, что контроль за распространением современных и перспективных технологий станет еще более жестким, а реализация планов, связанных с экспортом американского сжиженного газа, будет использована как дополнительный стимул для снижения ценового баланса на европейском рынке.

Роль Украины в этой мозаике выглядит крайне неустойчивой. Заявленная цель вступления в ЕС нивелируется демонстративным пренебрежением со стороны европейских политиков, заморозивших по сугубо политическим мотивам подписание Соглашения об ассоциации, однозначно более выгодного для европейцев, чем для украинской экономики.

В то же время благодаря пресловутым газовым контрактам 2009 года цена на российский газ для Украины стала удавкой для украинской экономики, подталкивающей Киев к поиску любых даже самых экстравагантных, решений. Из информационной ленты последних дней приведу лишь два момента. По информации заместителя председателя «Нафтогаза Украины» Вадима Чупруна, газ, который Украина начала покупать у Германии по реверсной схеме – через Польшу, на 100 долл. дешевле, чем по прямым поставкам российского «Газпрома», то есть на 200 долл. дешевле без учета «харьковской скидки», действующей с 2010 года. В связи с этим в 2013 году предполагается увеличить объем реверсных поставок до 5 млрд. куб. м. Другое сообщение касается строительства терминала по приемке сжиженного природного газа в порту «Южный» под Одессой, закладка которого назначена на 26 ноября. Строительство терминала может быть завершено к 2016 году. Иными словами, безвыходных ситуаций не бывает, все упирается лишь в цену вопроса. Киев начитает реализацию этого проекта, не дожидаясь закладки российского обходного газопровода «Южный поток».

На грани экономического абсурда

Ситуацию, которая сложилась в российско-украинских отношениях в течение последних двух лет, трудно расценить иначе, как торжество абсурда. После прихода к власти в Киеве вполне лояльной в отношении России властной группировки Москва перешла к ультиматумам и, по сути, отказалась от последовательного и вменяемого диалога.

Вынужденная готовность «Газпрома» снижать цены на газ для европейских потребителей наглядно контрастировала с идеологическим отрицанием возможности предоставления любых аналогичных уступок украинской стороне. При этом Кремль приглашал Украину к вступлению в Таможенный союз и ЕЭП и, как видим, продолжает повторять свои приглашения. В ответ Киев сократил закупки российского газа почти в два раза, хотя при этом общий объем платежей за поставляемый газ вырос также вдвое! С точки зрения международной практики это можно расценить как весьма странное принуждение к союзническим отношениям.

В итоге двусторонние отношения явно зашли в тупик. Для их оздоровления нужен открытый и заинтересованный диалог, который позволит снять напряжение и оценить возможность достижения конструктивных, взвешенных и взаимовыгодных решений. Ведь смогло же российское правительство начать переговорный процесс об условиях вступления в Таможенный союз с Арменией, которая, как и Украина, является членом ВТО. На этом фоне еще более двусмысленно выглядят российские предложения Вьетнаму или, к примеру, переговоры правительства РФ о создании зоны свободной торговли с Южной Кореей, Новой Зеландией и т.п. Напрашивается вывод, что до тех пор, пока Москва и Киев не договорятся о внятных принципах и целях двусторонних отношений, диалог сторон будет постоянно наталкиваться на бесчисленные видимые и невидимые препятствия. Разумеется, без устранения дискриминационных условий по поставкам газа для Украины любой подобный диалог выглядит проблематичным.

Внутренние процессы и расклады

Для Киева вопрос об окончательном выборе ориентации традиционно выглядит крайне сложным и болезненным. Речь идет и о культурно-цивилизационном расколе общества, и о «европейской привязке» капиталов основных олигархических группировок, и, разумеется, о серьезных экономических и финансовых проблемах, с которыми сталкивается правительство с середины 2012 года. Последние парламентские выборы в Украине стали демонстрацией роста влияния оппозиции, лидеры которой весьма враждебно настроены в отношении Москвы и считают неприемлемым любое участие Киева в российском интеграционном проекте.

С точки зрения нынешнего украинского руководства, идеальной основой двусторонних отношений с РФ могла бы стать эффективная взаимозависимость, позволяющая некоторую автономию в позиционировании Киева. Однако достаточных рычагов для обеспечения такой основы в отношениях с РФ официальный Киев уже не имеет, по крайней мере после резкого ослабления роли транзитного статуса Украины. Что касается российского руководства, единственной более или менее эффективной гарантией от ухода Украины в западные структуры считается заключение политических, экономических и военно-политических соглашений, ограничивающих свободу действий партнера.

Такие подходы выглядят чрезмерно максималистскими, поскольку для Киева внеблоковый статус – это не только способ позиционирования в системе европейской безопасности, но и средство сохранения внутренней целостности государства.

Касаясь перспектив участия Украины в Евразийском экономическом союзе, нужно отметить, что возможный способ вступления в эту структуру новых членов до сих пор представлен не был, вызывают серьезные сомнения и процедурные вопросы в деятельности Евразийской экономической комиссии.

Если российское руководство реально заинтересовано в успехе своего интеграционного проекта, принципы и правила работы союзных структур должны быть составлены в более понятной и подробной форме. К этому следует добавить важность обеспечения гарантий прав собственности для бизнеса, поскольку в противном случае сопротивление со стороны украинских олигархов поставит под сомнение возможность любого участия Украины в формирующемся евразийском интеграционном объединении.

Поскольку любые кардинальные решения обусловлены интересами власти в укреплении ее стабильности, официальный Киев должен понимать, что он сможет предложить обществу в результате разворота в сторону Евразийского союза. Причем эта перспектива должна сопровождаться согласованием внятных условий, правил, сроков. В противном случае, если от украинской стороны будут лишь требовать уступок по всему спектру, эта история может закончиться очередной сменой власти и переходом Украины под политико-экономический протекторат Брюсселя в рамках программы «Восточное партнерство».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
479
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
263
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
502
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
327

Другие новости