0
3503
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.10.2012 00:00:00

Москва может вернуть упущенные возможности

Аза Мигранян

Об авторе: Аза Ашотовна Мигранян - ведущий эксперт Института стран СНГ, доктор экономических наук.

Тэги: евразия, интеграция, россия


евразия, интеграция, россия Лидеры постсоветской интеграции.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Евразийская интеграция в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и Таможенного союза (ТС) не перестает вызывать споры как в экспертных кругах, так и среди общественности. Очевидно, что неоднозначность восприятия интеграционных инициатив России на постсоветском пространстве обусловлена их низкой экономической эффективностью. Проблемы российского присутствия и возможностей получения достаточно высоких экономических и геополитических дивидендов от интеграционного развития в Евразийском регионе заключаются в отсутствии четко обозначенных целей, собственных интересов, ориентиров и стратегий своих взаимоотношений со странами региона. В вопросах евразийской интеграции Россия вынуждена применять тактику компенсации упущенных экономических потерь, которые не поддаются учету, возникли в результате разрывов межхозяйственных связей между российскими предприятиями и их партнерами в Евразийском регионе в машиностроении, сельском хозяйстве, пищевой переработке, в металлургии и в научно-образовательной среде. Результатом упущенных экономических выгод стало то, что России от безусловного лидерства пришлось перейти на сложно структурированный конкурентный рынок не только в рамках мировой торговли, но и на территории стран СНГ. Это требует разработки грамотной экономической стратегии возрождения и развития экономической интеграции с учетом специфики каждой страны региона, а также поиска новых форм интеграции и расширения экономического сотрудничества со странами АТЭС, Южной и Латинской Америки, Центральной и Юго-Восточной Азии. Такой разброс имеет как негативные, так и положительные последствия. К негативам можно отнести прежде всего распыление ресурсов, адаптацию к новым условиям ведения бизнеса, затраты на освоение новых рынков, а следовательно, и затраты на новые коммуникации и логистику, и самое важное – это необходимость внедрения на новые рынки и формирования своей конкурентной ниши. В этом смысле рынки стран евразийской интеграционной группировки (ТС, ЕЭП) более предпочтительны. Однако экономическое присутствие России и на новых, и на традиционных рынках требует изменения ее внешнеэкономической стратегии.

Проблема в том, что наращивание Россией политической активности в регионе, не подкрепленное адекватным развитием экономического сотрудничества, вряд ли станет гарантией необратимости наблюдаемого в настоящее время процесса российско-евразийского сближения и интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Поэтому России необходимо определиться со степенью готовности и целесообразности вхождения на тот или иной рынок не только с точки зрения необходимости обозначить собственное присутствие в рамках геополитических интересов страны, но и с точки зрения финансовой и экономической выгоды такого присутствия. Внешнеэкономическая политика России отличается отсутствием четко спланированной стратегии и сформулированных целей. Так, к примеру, последние соглашения с Киргизией о списании долга размером в полмиллиарда долларов, пакет соглашений по строительству гидроэнергетических объектов (Нарынской и Камбаратинской ГЭС) невозможно оценивать однозначно. С одной стороны, эти соглашения представляют собой чисто экономические потери России, с другой – закладывают долгосрочные основы российского экономического и военно-политического присутствия (также были подписаны соглашения о продлении срока военной базы) и возможностей расширения интеграционного поля в рамках ЕЭП или даже шире – ЕврАзЭС, если удастся привлечь к строительству гидрообъектов Казахстан и Узбекистан. Однако при этом вероятность исполнения достигнутых соглашений остается под вопросом. Более реалистичны соглашения, подписанные в рамках визита президента РФ Владимира Путина в Казахстан. Именно эти соглашения формируют экономическую основу развития сотрудничества в ЕЭП, так как именно уровень межрегионального сотрудничества (подписаны соглашения с Казахстаном на общую сумму около 2 млрд. долл.) формирует основу экономической интеграции в рамках ЕЭП на микроуровне, что и создает реальную базу экономического взаимопроникновения.

Развитие интеграционных процессов в условиях рынка невозможно без учета экономических интересов стран. Поэтому и России необходимо отталкиваться не от мифической идеи сверхдержавы, которая должна в любом случае присутствовать в регионе (чаще в роли донора), а от конкретных экономических интересов, не ущемляя при этом интересы партнеров по интеграции. Для этого интеграционная площадка ЕЭП (ТС) должна использоваться в большей степени как торгово-производственная база развития собственной экономики. С этой целью необходимо, чтобы интеграционные стратегии и процессы были направлены на:

– формирование такого интеграционного механизма, который бы позволил сформировать первичный уровень экономического интеграционного базиса – интеграции на микроуровне на основе прямых экономических связей агентов национальных рынков, национальных производителей и потребителей. Это позволило бы сделать интеграционные связи, а значит, и геополитическое и геоэкономическое влияние России устойчивым, независимым от политической конъюнктуры, интересов и воли властей стран, включенных в интеграционную группировку;

– формирование системы стимулов и механизмов, порождающих долгосрочный и устойчивый интерес интегрируемых государств к углублению интеграционного сотрудничества;

– расширение инвестиционного присутствия России в странах интеграционной тройки через систему акционирования, биржевых торгов, совместных финансовых проектов и прямого финансирования экономически выгодных проектов (стимулирование российского крупного бизнеса к прямым инвестициям в страны ЕЭП с одновременной выработкой системы ответственности по использованию стратегических ресурсов) и государственного финансирования стратегически важных проектов;

– увеличение доли российского присутствия в экономиках стран – партнеров по интеграции (посредством увеличения доступа к активам, представляющим стратегический и экономический интерес для России). Вовлечение партнеров по интеграции в совместные экономические проекты по развитию коммуникаций, использованию природных ресурсов всех стран тройки на паритетных началах и потребительских рынков (желателен бизнес-формат, возможно государственно-частное партнерство для отраслей промпереботки, для стратегических отраслей межгосударственное сотрудничество);

– развитие интеллектуального и технологического потенциала РФ за счет использования научного и человеческого капитала стран-партнеров. Расширение товарных рынков посредством использования принципов разноуровневой интеграции со странами СНГ (использование потенциала зоны свободной торговли, интеграционного потенциала ЕврАзЭС) до уровня свободной торговли со странами Восточной и Западной Европы, Ближнего Востока и странами АТР.

Анализ показывает наличие интеграционного потенциала ТС и ЕЭП, а также более широкого формата – ЕврАзЭС и СНГ. При этом необходимо усилить интеграционные тенденции, зарождающиеся в региональных объединениях Союзного государства России и Белоруссии, ТС и ЕЭП, свободной экономической зоне ЕврАзЭС. Для этого пока еще сохраняются необходимые объективные условия – взаимодополняемость экономических систем государств Евразийского региона и наличие в них соответствующих природных, производственных и интеллектуальных ресурсов. При этом необходимо использовать специфичную, отличную от классической модели, собственную систему развития интеграций по принципу «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции. Выделяя наиболее активные зоны интеграции (ТС и ЕЭП) с возможностью постепенного присоединения к ним новых государств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1200
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3052
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2154
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1718

Другие новости