0
5572
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.05.2012 00:00:00

Тихоокеанская альтернатива для России

Тэги: политика, медведев, атэс


политика, медведев, атэс Крупнейший в стране вантовый мост на остров Русский – символ устремленности России в АТР.
Фото Reuters

Нынешней весной эксперты подводят итоги президентства Дмитрия Медведева. В СМИ ежедневно появляются комментарии о российско-американской «перезагрузке», отношениях России и ЕС, позициях Москвы в странах бывшего СССР. Меньше повезло Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР). О политике России на Тихом океане политологи вспоминают в основном в контексте предстоящего форума АТЭС во Владивостоке (1–9 сентября 2012-го).

А ведь минувшие четыре года оказались насыщенными для тихоокеанской дипломатии России. По количеству инициатив это направление не уступало европейскому. Известно, что Барак Обама назвал себя «первым тихоокеанским президентом США». А может ли Дмитрий Медведев претендовать на такое же звание с российской стороны?

Новая стратегия

На протяжении нулевых годов центром российской дипломатии в АТР оставались отношения с КНР. Механизм российско-китайского взаимодействия был создан двусторонним Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве («Большим договором») 2001 года. Документ включал в себя три группы статей: политические основы сотрудничества; обязательства, близкие к союзническим, и консультации по формированию общей политической позиции. В дальнейшем Россия пыталась диверсифицировать политику в АТР за счет диалога с Японией и странами АСЕАН. Однако эти попытки не были продуктивными. (Достаточно отметить, что России не удалось подписать соглашения о свободной торговле ни с одним тихоокеанским государством.)

В бытность президентом Медведева Москва выбрала иную тактику – перестала делать ставку на заключение торжественных деклараций со странами региона, и вместо этого Россия стала наращивать ресурсы на Тихом океане за счет решения конкретных задач.

Во-первых, Россия развивает региональную инфраструктуру экспорта энергоресурсов. Продолжается строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). В 2010 году было открыто его ответвление на КНР Сковородино–Дацин. Следующим должен стать газопровод Якутия–Хабаровск–Владивосток. Российская сторона ведет переговоры о возможности строительства направлений на Южную Корею и Японию. Ведутся российско-японские консультации о строительстве во Владивостоке второго (после юга Сахалина) предприятия по производству сжиженного природного газа.

Во-вторых, России удалось расширить региональное представительство. Десять лет назад Москва участвовала только в АТЭС. Теперь Россия присоединилась к Восточноазиатскому саммиту – региональному форуму, возникшему в 2004 году на базе консультаций «АСЕАН+6». На саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре 13 декабря 2005 года России не удалось добиться членства в саммите, но уже в 2010-м Россия (так же как и США) стала его участником. Система «АСЕАН+6» превратилась в «АСЕАН+8».

В-третьих, Москва попыталась выработать новую модель взаимодействия с Японией. С 1982 года Токио придерживался «доктрины Накасонэ»: поднимать вопрос о «северных территориях» при любых контактах с Москвой. Позднее правительства Таро Асо (2008–2009) и особенно Юкио Хатоямы (2009–2010) предложили России развивать экономические отношения отдельно от территориального спора. Правительство Наото Кана (2010–2011) заморозило диалог с Москвой. Но весной 2012 года премьер-министр Японии Йосихика Нода послал сигналы о готовности вернуться к «линии Хатоямы».

В-четвертых, Россия начала переговоры с Новой Зеландией о возможности заключения соглашения о свободной торговле. 11 января 2012 года новозеландский премьер-министр Джон Кей заявил о намерении завершить переговоры до сентября 2012 года. Обсуждается вариант подписания Веллингтоном соглашения о свободной торговле с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана.

В-пятых, Россия предприняла меры по возвращению в Юго-Восточную Азию. После распада СССР прекратил действие советско-вьетнамский договор 1978 года, выступавший основой советского присутствия в Индокитае.

Только в ходе визита Владимира Путина в Ханой 28 февраля – 2 марта 2001 года были подписаны: 1) Декларация о стратегическом партнерстве; 2) межправительственный протокол об инвентаризации договорно-правовой базы и действии двусторонних договоров; 3) документы о расширении сотрудничества в отрасли нефтегазодобычи. С 2007 года стороны стали принимать Контрольный список приоритетных задач. Ключевым коммерческим проектом, по-видимому, станет участие Росатома в строительстве первой вьетнамской АЭС.

Менее интенсивно развивается сотрудничество России с другими странами АСЕАН. Сотрудничество с Индонезией, Малайзией, Таиландом ограничивается проектами в области ракетно-космических технологий. С Индонезией реализуется программа запуска спутников «Воздушный старт»; с Малайзией и Таиландом – программы вывода их спутников на орбиту российскими ракетоносителями. Возможно расширение формата сотрудничества за счет привлечения к нему Лаоса и Брунея.

В-шестых, Россия начала консультации об экономическом партнерстве с США. Еще в начале 1990-х появились проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по добыче нефти и газа на шельфе Сахалина. В 1995 году межправительственная комиссия Гора–Черномырдина одобрила проект создания «Берингова моста». Но в нулевых годах реализация совместных проектов приостановилась. Несостоятельным оказался и обсуждавший в 2003–2004 годах вариант создания «энергетического моста» между Россией и США.

Администрация Барака Обамы проявила интерес к возобновлению этих проектов. В рамках политики «перезагрузки» состоялась серия круглых столов по проблемам российско-американского взаимодействия в АТР. В 2010 году эксперты Института Брукингса разработали проект «Северная альтернатива АСЕАН». Речь шла о создании нового экономического сообщества, которое может включать Россию, Канаду, США, Южную Корею, а возможно, и Японию. В марте 2011 года в ходе визита в Москву вице-президент США Джозеф Байден подчеркивал важность сотрудничества в области атомной энергетики. Не все выдвинутые проекты имеют потенциал для реализации. И все же «задел на будущее» российско-американских отношений в АТР появился.

Чужая игра

Российская активность в АТР имеет естественный ограничитель. На протяжении последних 20 лет на Тихом океане шло соперничество двух интеграционных проектов.

Первый проект – региональная интеграция в Восточной Азии на основе сближения КНР с АСЕАН. Тенденция усилилась после азиатского финансового кризиса 1997 года, который ослабил позиции ключевых союзников США – Японии и Южной Кореи. Возникли три системы привилегированных консультаций АСЕАН с партнерами: «АСЕАН+1» (КНР), «АСЕАН+3» (КНР, Япония, Южная Корея) и «АСЕАН+6» (эти страны плюс Индия, Австралия и Новая Зеландия). Стремление к региональной интеграции разделяли и два премьер-министра Японии – Таро Ассо и Юкио Хатояма.

Второй проект – транстихоокеанская интеграция. Еще в 1989 году госсекретарь США Джеймс Бейкер заявил о недопустимости проведения новых разделительных линий по центру Тихого океана. По инициативе союзников США – Австралии и Новой Зеландии в том же 1989 году возник форум АТЭС. На саммите в Богоре (1994) администрация Билла Клинтона добилась одобрения «Богорских задач»: 1) создание к 2020 году зоны свободной торговли по Тихому океану и 2) либерализация к 2010 году внешней торговли наиболее развитых тихоокеанских государств. Азиатский кризис 1997 года и сопротивление Конгресса приостановили реализацию «Богорских задач». Но после Сингапурского саммита АТЭС (ноябрь 2009-го) Белый дом возрождает «Богорскую стратегию».

В ноябре 2009 года президент Барак Обама в Пекине высказался в пользу привилегированного партнерства США и КНР. 1 декабря 2009 года, однако, КНР отказалась от проекта «группы двух» и подчеркнула приверженность концепции многополярного мира. 1 января 2010 года возникла САФТА – зона свободной торговли КНР и АСЕАН. В ответ США с середины 2010 года выстраивают обновленную систему «сдерживания Китая». Она включает в себя три компонента:

– возобновление деятельности замороженного в 1987 году военно-политического блока АНЗЮС;

– расширение американского военного присутствия в Юго-Восточной Азии путем базирования в Сингапуре кораблей ВМС США и расширения контактов с Вьетнамом;

– развитие транстихоокеанского партнерства (ТПП).

Транстихоокеанская стратегия Вашингтона

У истоков ТПП в 2005 году стояли две страны АТР (Сингапур и Бруней), одна страна Океании (Новая Зеландия) и одна – Латинской Америки (Чили). Присоединение к проекту США, Перу, Малайзии, Австралии, Японии и Вьетнама поставит проект «тихоокеанского сообщества» на институциональную основу.

Во-первых, появление ТПП ослабляет АСЕАН. Основой АСЕАН была модель двухуровневых консультаций: выработка общего решения и его совместное отстаивание в международных организациях. Членство ряда стран АСЕАН в ТПП размывает этот механизм.

Во-вторых, ТПП размывает созданный в 2010 году блок САФТА. Между КНР и АСЕАН есть зона свободной торговли. Однако ряд членов АСЕАН имеют соглашения о свободной торговле со странами, не участвующими в САФТА.

В-третьих, ТПП ослабляет механизм консультаций по формуле «АСЕАН+6», а также саммит Восточноазиатского сообщества. Австралия, Новая Зеландия и Япония предпочитают вести консультации с США. Участие в ТПП Малайзии, Сингапура, Вьетнама и Брунея создает новый формат консультаций в Восточной Азии.

Повестка на будущее

Россия оказывается перед сложным выбором. Она стремится сохранить стратегическое партнерство с КНР, и в то же время ей необходимо уравновесить влияние китайского бизнеса на Дальнем Востоке. Последнее предполагает поиск новых экономических партнеров. Чрезмерное сближение с США или ТПП с другими странами может вызвать негативную реакцию в Пекине. (В декабре 2010 года руководство КНР послало Москве сигналы недовольства возможным сотрудничеством Роскосмоса с Новой Зеландией.) Под угрозой может оказаться система российско-китайского стратегического партнерства.

Теоретически у России есть два варианта действий. Первый: активно играть в тихоокеанских раскладах ради гипотетического привлечения инвестиций в экономику Дальнего Востока. Второй: медленное наращивание ресурсов в Пацифике, избегая открытого выбора между Соединенными Штатами и КНР.

В нулевых годах среди отечественных политологов были популярны дискуссии о возможности или невозможности «тихоокеанской альтернативы». Речь шла о возможности разворота России от приоритетности отношений с Евросоюзом на АТР. Ярко выраженного разворота из Евроатлантики в Пацифику не произошло. Но за годы президентства Медведева тихоокеанское направление стало выдвигаться на одно из приоритетных. Перед Россией встал новый вопрос: впишется ли она в существующую систему межгосударственных отношений в АТР? Актуальность этой проблемы будет, видимо, возрастать в период нового президентства Владимира Путина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
456
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
460
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
375
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
241

Другие новости