В ближайшей перспективе расстановка сил на этом мосту не изменится.
Фото с официального сайта президента Украины
Чем на сегодня является, как выглядит, чего хочет и к чему стремится Украина – вот вопрос, на который вряд ли кто-то сейчас способен дать внятный ответ. Власть регулярно клянется в верности курсу евроинтеграции, но при этом чиновники и политики действуют так, словно слыхом не слыхивали о европейских принципах, нормах и правилах. Так же регулярно украинская власть говорит о налаживании партнерских и братских отношений с Россией, пытаясь игнорировать неудобные вопросы о членстве в Таможенном союзе и будто не замечая ведущихся торговых и информационных войн. Все эти маневры, не находящие понимания ни на Западе, ни в СНГ, вот уже более 20 лет прикрываются ветхой ширмой внешнеполитической многовекторности. И если до сих пор представителям официального Киева удавалось относительно успешно морочить голову всем партнерам, то сейчас это время подходит к концу. От Украины требуют определиться, где она и с кем.
Понятно, что сложная система торгов, именующаяся многовекторностью, была создана давно, когда ни в обществе, ни во власти действительно не было единого мнения о путях развития государства: многие еще не отвыкли от прежних советских порядков, другие не знали, как будет выглядеть переход от социализма к капитализму, и опасались рисков. Но за прошедшее время все изменилось. Несколько миллионов украинцев постоянно работают за границей и, несмотря на европейский кризис, не торопятся возвращаться на родину. С каждым годом все больше детей из обычных украинских семей уезжают на учебу в европейские вузы. Миллионы людей побывали за границей в качестве туристов. И, сравнивая, конечно, делают выбор в пользу жизни «как в Европе».
Дело не только в сытости или благополучии, а в первую очередь – в цивилизованности, в равенстве всех перед законом, в уважении власти к рядовому гражданину, в реальной возможности повлиять на решения власти или сменить ее состав. Эти привычные для европейцев вещи являются ценностью и для людей в Украине, но все еще не воспринимаются как норма и как руководство к действию власть предержащими.
Соцопросы свидетельствуют, что в украинском обществе сформировались четкие представления о внешнеполитической стратегии, запрос на евроинтеграцию. Этот курс поддерживают более половины населения. Примерно 30%, преимущественно граждане старшего поколения, ориентируются на союзы в рамках СНГ, которые воспринимаются этой частью общества как ностальгическая надежда на воссоздание старого доброго СССР. Остальные предпочитают стратегию «моя хата с краю», рекомендуя официальной власти и впредь держаться подальше от каких-либо межгосударственных объединений и союзов.
Формально власть отвечает на запросы своих граждан: украинцам обещают одновременно и евроинтеграцию, и хорошие отношения с Россией, и внеблоковый статус. Но гладко получается только на бумаге и в телеобращениях. В реальности все это выглядит жалко. Нужен дешевый газ – и представители власти лебезят перед российским руководством, намекая на будущие уступки и выгодные проекты. Не получилось с газом – едут в Брюссель договариваться о евроинтеграции, явно раздражающей Россию.
Почему вечная неопределенность стала главной чертой украинской политики? Ответ прост: потому что это было и есть выгодно крупным бизнесменам, традиционно именующимся олигархами. Именно эти люди в постсоветский период, когда общество пребывало в растерянности, а власть не была достаточно профессиональной, получили промышленные активы практически даром, по родству-кумовству, в одночасье превратившись в богачей. И быстро приучились зарабатывать деньги в существующей полуфеодальной-полусоциалистической системе, где нет места европейским цивилизованным правилам и социальным гарантиям, зато сохраняются советские льготы и привилегии для целых отраслей.
Зачем модернизировать производство, внедрять энергосберегающие технологии, инвестировать в будущее? Для большинства крупных бизнесменов Украина – это страна-шахта по добыче денег, которые быстро выводятся за границу. Многие из них готовы в любой момент все бросить и сбежать, но все они заинтересованы в том, чтобы еще потянуть время, отложить момент, когда рог изобилия иссякнет.
Богачи, именующие себя элитой, играют огромную роль в процессах, из-за которых украинскую внешнюю политику не понимает никто из партнеров. Именно они требуют от власти обеспечить и дешевый газ своим неэффективным предприятиям, и защиту от санкций их капиталовложений в западных банках, но – без обязательств провести реформы. И власть, помня, что зависит не столько от мнения избирателей, сколько от благосклонности денежных мешков, вынуждена вступать в неприличные торги с Россией и Евросоюзом, постепенно теряя доверие обоих партнеров. И все больше раздражая собственных граждан, которые ежедневно видят, как лозунги расходятся с делами, а намерения не коррелируются с результатами.
Причина ситуации в том, что украинская власть выполняет требования псевдоэлиты, а не опирается на мнение общества, выраженное настоящей элитой. Люди, уважение и доверие к которым измеряется не миллионами долларов в зарубежных банках, настоящая элита общества в Украине есть. И они должны стать посредником между народом и властью. В первую очередь – в вопросах выбора стратегии государственного развития, от которой и должны зависеть направления внешнеполитической интеграции. Только так Украина может выйти из давнего тупика, в котором высокая дипломатия заменяется базарным торгом.
Для того чтобы наладить диалог «верхов» и «низов» в Украине, потребуется развивать гражданское общество, отказавшись от участившейся практики контроля негосударственных организаций с помощью силовых структур. Более того, нужно пригласить в страну те международные организации, которые пользуются авторитетом в мире, в составе которых представлены известнейшие и влиятельнейшие на Западе политики. Их опыт станет той удочкой, которая позволит украинскому обществу самостоятельно ловить рыбу. И в будущем избавит власть от унизительной необходимости что-либо выпрашивать и выклянчивать у внешних партнеров, чтобы этой «добычей» задобрить олигархов, а потом разбросать оставшиеся крохи обозленному народу.
Если представить, что украинская власть независимо от персонального состава будет выполнять волю большинства граждан, опираясь на авторитет настоящей элиты и реализуя политику национальных интересов, то внешние партнеры сменят тон переговоров с Киевом. С Украиной будут считаться, не ставя под сомнение ее независимость и авторитет. Одно дело – вести переговоры с группой «временщиков» у власти, которые не чувствуют себя в достаточной степени легитимными и уверенными. Другое дело – общаться с полномочными представителями большой европейской страны, которые выполняют волю десятков миллионов граждан и в любой момент могут опереться на поддержку этих людей.
В такой системе координат межгосударственное экономическое взаимодействие тоже войдет в нормальное русло, а сотрудничество избавится от налета политиканства. Возможно, стране придется пережить тяжелый период реформ. Вероятно, целые отрасли пройдут через горнило испытаний, чтобы стать конкурентоспособными на открытых рынках. Может быть, от чего-то в экономике придется отказаться, а сделать акцент на другом, чтобы, например, не металлургия, а продукция сельского хозяйства стала визитной карточкой и бюджетообразующей строкой украинского экспорта. Любые сложные перемены общество переживет, если будет понимать, что власть действует в интересах народа и государства, а не горстки богатых семей.
Иначе – новая революция и очередной виток дестабилизации. Существующая ситуация в любом случае не может сохраняться долго. Мы все чаще видим, что происходит в странах, где власть держится не на уважении и признании, а на страхе, где ограниченные национальные ресурсы не используются для развития, а пожираются узким кругом самопровозглашенной «элиты». И, конечно, никто не хочет повторения такого сценария в Украине. Поэтому официальному Киеву придется сделать нелегкий выбор, основанный на мнении большинства граждан: политически и ценностно ориентироваться на евроинтеграцию, но при этом развивать равноправные экономические отношения со всеми партнерами, в том числе с Россией. Но прежде всего – услышать своих граждан и прислушаться к ним.