Визовый барьер сдерживает поток россиян в европейские страны.
Фото Reuters
Отмена визового режима с ЕС остается одной из приоритетных задач российской внешней политики. Но разобраться в том, каковы перспективы отмены визы для россиян, которая обеспечила бы им беспрепятственный доступ в Европу, – задача не из легких. Ни один европейский политик до сих пор не прояснил этого вопроса.
Марш в Европу
Россия и Евросоюз вот уже десять лет пытаются договориться об отмене виз. В послании к тогдашнему председателю Еврокомиссии Романо Проди президент Владимир Путин еще в 2002 году написал, что Москва готова активно двигаться в этом направлении и сотрудничать с Брюсселем. Первые более или менее осязаемые результаты этого движения появились в 2006 году, когда на саммите Россия–ЕС в Сочи было подписано Соглашение об упрощении визового режима.
Выдумка родилась в Брюсселе в 2004-м, когда для еврочиновников стало ясно: жестко поставив вопрос о безвизовых поездках россиян в страны Шенгенской зоны, Путин будет добиваться его разрешения. К отношениям с нашей страной без виз объединенная Европа была не готова и нашла компромиссную формулировку о «постепенном смягчении визового режима». Москва ее приняла.
Документ, который на сегодняшний день остается единственным достижением на пути к безвизовому режиму, декларирует упрощение процедуры выдачи однократных виз сроком действия до трех месяцев и многократных виз до пяти лет для предпринимателей, журналистов, деятелей культуры, спортсменов и студентов. Другое дело, что применяется он весьма избирательно. Кроме того, соглашение устанавливает для россиян и европейцев фиксированный сбор за оформление визы, составляющий 35 евро. Эта сумма не изменилась после введения в апреле 2010 года нового визового кодекса ЕС, повышающего размер сбора для иностранцев до 60 евро.
Однако после того, как президент РФ Дмитрий Медведев объявил курс на модернизацию, отмена виз с ЕС превратилась в ключевой внешнеполитический проект. Идея казалась столь животрепещущей, что к саммиту в Ростове-на-Дону (июнь 2010 года) российские дипломаты разработали проект «Соглашения об отмене визовых требований для граждан РФ и ЕС». В нем говорится, что «граждане одной стороны могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории другой стороны на основании документов, удостоверяющих личность, без виз 90 дней в течение каждого периода в 180 дней начиная с даты первого въезда».
Рассказывая об этой инициативе, Медведев заявил, что Россия готова отменить для европейцев визы «хоть завтра». Для руководства Евросоюза предложение Москвы оказалось сюрпризом, причем не из самых приятных: теперь в Брюсселе должны были быть готовы к регулярным вопросам о судьбе документа.
Ставка на упрощение
С тех пор на российско-европейском безвизовом «фронте» наметился некоторый прогресс, хотя о кардинальных изменениях говорить пока рано. Как сообщил «НГ» источник, близкий к переговорам, работа в настоящее время ведется в двух направлениях. Это переговоры по повестке, витиевато называемой «облегченный визовый режим», и диалог по собственно безвизовому режиму.
Что касается первого направления, то с апреля 2011 года стороны провели три раунда переговоров и намерены уже нынешним летом подписать дополнение к Соглашению 2006 года об упрощении визового режима. Фактически это будет новое соглашение, которое охватит более широкую аудиторию. Согласно поправкам, например, журналисты и бизнесмены переходят в категорию лиц, которые получают пятилетние многократные шенгенские визы сразу. Кроме того, к ним могут приравнять активистов гражданского общества, в том числе сотрудников неправительственных и некоммерческих организаций. Для депутатов же есть два варианта: либо они будут получать визу сроком на пять лет, либо ее срок будет ограничиваться оставшейся продолжительностью мандата.
Другим важным изменением в соглашении станет корректировка формулировки понятий «виза продолжительностью до двух лет», «до пяти лет», что позволяет произвольно трактовать срок действия разрешения на въезд. Отныне планируется писать конкретно ≈ «сроком на два года», «сроком на пять лет».
Предусматривается, что помимо дипломатов право на безвизовые поездки на краткосрочный период получат экипажи гражданских воздушных и морских судов. А вот судьба владельцев служебных паспортов до сих пор не прояснилась. «На данный момент практически все вопросы с российской стороной в рамках работы по облегчению визового режима решены. Единственный нерешенный вопрос – служебные паспорта. Надеемся в ближайшее время получить от Москвы официальный запрос на разрешение владельцам служебных паспортов посещать страны – участницы Шенгенского соглашения без виз», – сказал источник.
Как стало известно «НГ», в апреле состоится очередной и последний раунд переговоров по упрощению визового режима, после чего и будет подписано дополнение к соглашению. Скорее всего это произойдет на саммите Россия–ЕС, который намечен на июнь. «Дополнение к соглашению потребует ратификации со стороны ЕС и России. В силу юридических процедур это займет несколько месяцев, поэтому договор вступит в силу к концу 2012 года», – добавил источник.
Шаги к свободе передвижения
В марте в Москве прошли первые консультации между Россией и ЕС по реализации перечня так называемых совместных шагов по переходу к безвизовому режиму. Пошаговый план был одобрен в декабре 2011 года на саммите Россия≈ЕС в Брюсселе. Россию на переговорах представляли высокопоставленные чиновники из 12 ведомств (МИДа, МВД, Минюста, ФМС, Минкомсвязи, ФСБ, Генпрокуратуры, ФТС, ФСКН, Росграницы, Росфинмониторинга).
«Совместные шаги» предусматривают четыре блока мер, необходимых для введения свободы передвижения. Это защищенность документов, противодействие нелегальной миграции, обеспечение общественного порядка и развитие внешних связей. Ключевое требование в адрес российских властей состоит во введении биометрических паспортов. По мнению еврочиновников, только документы с биометрической информацией обладают достаточной степенью защиты, чтобы уберечь ЕС от нашествия нелегальных мигрантов.
Вопрос о биометрических паспортах и надежности российских границ возникает у европейцев по понятным причинам. После введения безвизового режима между Россией и ЕС границы нашей страны во многом станут внешними границами Евросоюза, а забота о недопущении попадания в Старый Свет незаконных мигрантов из третьих стран и криминальных элементов будет лежать на российских властях.
По словам главы ФМС Константина Ромодановского, переговорный процесс с ЕС на реадмиссионном треке практически завершен. Из 24 протоколов 17 подписано, 1 – на подходе и 6 осталось подписать.
Настаивают в Брюсселе и на отмене некоторых российских миграционных правил. Речь идет о необходимости заполнять миграционную карту при пересечении границы РФ и вставать на учет по прибытии. Еще больше европейцев смущает норма, согласно которой иностранцы обязаны уведомлять власти обо всех передвижениях внутри России.
На переговорах в Москве стороны договорились обменяться в апреле первыми письменными отчетами о реализации «совместных шагов» с тем, чтобы в мае дать им оценку и наметить график дальнейших действий. Вместе с тем, как стало известно «НГ», обнаружились и серьезные расхождения по срокам. По словам посла по особым поручениям МИД РФ Анвара Азимова, российская сторона рассчитывает перейти к безвизовому режиму краткосрочных поездок в ЕС в 2014-м. По замыслу Москвы, в текущем году стороны в основном выполнят задачи, поставленные в перечне «совместных шагов». Затем на брюссельском саммите в декабре лидеры России и ЕС договорятся о том, чтобы приступить к обсуждению проекта соглашения об отмене визового режима. Если начать этот процесс в начале 2013 года, то вступить в силу документ сможет в 2014-м. В Брюсселе же считают, что на все это может уйти гораздо больше времени.
Впрочем, даже успешная реализация «шагов» вряд ли приведет автоматически к работе над соглашением об отмене виз. Еврокомиссии потребуется для этого согласие всех 27 стран – членов ЕС. Не секрет, что некоторые из них всерьез опасаются наплыва россиян.
Если, например, внимательно рассмотреть позицию Польши, то в ней оказывается столько условий и оговорок, что выполнить их все просто невозможно. Польское «за» может быть реализовано, если только ЕС одновременно предоставит безвизовый статус постсоветским республикам, участвующим в программе «Восточное партнерство» (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина). Глава МИД Польши Радослав Сикорский считает, что делать иначе – значит посылать «неверный сигнал» другим соседям ЕС.
Кроме того, в Брюсселе признают, что дать России безвизовый статус – это лишить себя серьезного козыря в переговорах как по новому соглашению о стратегическом партнерстве с Москвой, так и по проблеме энергетической безопасности. Мол, абсурдно так разоружаться перед решением столь важных вопросов.
Тем не менее затягивать с безвизовым режимом европейцам невыгодно. Потому что сколь бы прохладно ни относились Россия и Евросоюз друг к другу по ряду тем, им все равно предстоит сотрудничать. Отмена виз будет стимулировать абсолютно все контакты с Россией: начиная с экономики и политики и кончая культурой.