Толерантности в Швеции учат с детства.
Фото Натальи Плевако
«Можно ли стать шведом?» – в этом вопросе, который послужил названием книги об адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции после Второй мировой войны, чувствуется элемент провокации. Если речь идет о получении шведского гражданства, то стать шведом несложно. Если же рассматривать шведа как представителя глубокой культурно-исторической традиции, то очевидно, что процесс интеграции иммигрантов весьма непрост и для принимающего общества, и для приезжих. Именно это и хотели показать авторы книги.
За время, прошедшее со Второй мировой войны, Швеция превратилась из этнически однородной страны в мультиэтническое государство. Сейчас 20% населения Швеции имеют иностранные корни. Поэтому не удивительно, что проблемами иммиграции шведы занимаются уже не одно десятилетие. Плюсы и минусы их опыта могут и должны быть использованы в России, считают авторы книги – ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, к.и.н. Наталья Плевако и ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, д.и.н. Ольга Чернышева.
Как пояснил советник посольства Швеции Бенгт Эрикссон, «шведская политика адаптации и интеграции иммигрантов – это один из примеров применения на практике так называемой шведской модели». Ее действие обычно связывают с периодом 1950–1970-х годов. По словам Натальи Плевако, в эти годы профсоюзы, являвшиеся носителем идей шведской модели и социальной инженерии, добивались получения иммигрантами частичных политических прав, а также распространения на них шведского трудового законодательства и принципа универсальности в предоставлении социальных благ.
Однако постепенно состав иммигрантов менялся. Швеция, как и другие страны, стала принимать беженцев, что стоило огромных затрат. Поэтому многие начали воспринимать беженцев как иждивенцев, обременяющих казну, появились настроения недовольства, достигшие пика во время кризиса 1990-х годов. В результате политики с горечью признали, что шведская модель в области иммиграции больше не соответствовала быстро меняющимся требованиям времени, ее принципы стали давать сбой. Большинство политологов и журналистов заговорили о том, что шведской модели больше не существует.
Однако поиски решений в области иммиграции продолжались. На повестку дня были поставлены вопросы интеграции, внимание было сконцентрировано на проблемах сегрегации в области образования, занятости, жилищной политики. Интеграционная политика была направлена на все слои шведского общества, а не только на иммигрантов. Это выразилось в противостоянии расистским настроениям, воспитании в молодежи толерантности к иным культурам и национальностям, борьбе с дискриминацией.
Вот что рассказал «НГ» о своем личном опыте шведский писатель и общественный деятель Нима Санандаджи – автор шести книг об иммиграции в Швеции и шведской интеграционной политике. «Я приехал в Швецию в 1989 году из Ирана, – говорит он. – В начале 1990-х годов в Швеции наблюдалась волна расизма. Начался экономический кризис, и во многих районах, где проживало большое количество иммигрантов, возникли проблемы с преступностью, бандами. Некоторые шведы отреагировали на это, приняв расистские взгляды. Часто в школах неонацисты затевали драки с иммигрантами, оскорбляли их. У меня было много таких проблем. Также расизм стал распространенным явлением в иммигрантских кругах.
Однако, когда я поступил в вуз, проблем стало значительно меньше, можно сказать, что они почти исчезли. Это произошло по двум причинам. Одна из них заключается в следующем: чем выше ты продвигаешься по социальной лестнице шведского общества в плане образования и доходов, тем меньше ты сталкиваешься с проблемой расизма. Большинство шведов совершенно чужды расистским взглядам. Кроме того, в шведских школах делались попытки перевоспитать неонацистов, которые оказались эффективными.
Сегодня в шведском парламенте есть антииммиграционная партия, но в самом обществе агрессивного расизма стало гораздо меньше. Ситуация неоднозначная. Большая часть шведов очень толерантна, но некоторые, и не в последнюю очередь те, что живут по соседству с иммигрантами, придерживаются иных взглядов».
Одной из негативных черт, тормозящих прогресс в сфере адаптации иммигрантов, авторы книги считают негласное табу на активное обсуждение вопросов иммиграции в общественных дебатах. Таким образом, соображения политкорректности препятствуют тем, кто считает иммиграционную политику государства слишком либеральной, высказаться в публичных дискуссиях. Это может подтолкнуть таких людей к голосованию за националистическую партию «Шведские демократы» как единственную возможность выразить свой протест. На последних парламентских выборах, в 2010 году, она впервые прошла в парламент. Это стало шоком для многих шведов.
Важнейшей чертой иммиграционной политики в Швеции, по мнению авторов книги, является терпимость по отношению к людям других национальностей, которая дает свои всходы. В главе о мусульманах в Швеции говорится о существовании термина «сине-желтый ислам» как разновидности менее ортодоксального, приспособленного к шведским условиям ислама. Так, в Швеции, как и в Дании, случился свой «карикатурный скандал». В августе 2007 года в газете Nerikes Allehanda появился рисунок Ларса Вилкса, изобразившего пророка Мухаммеда с туловищем собаки. Позднее ее перепечатали другие издания. С осуждением происходящего выступили многие страны, а террористы пообещали за голову оскандалившегося художника десятки тысяч долларов. Однако мусульманские организации в Швеции постарались по возможности приглушить конфликт и не допустить открытой конфронтации в стране, заявив, что это локальный вопрос, который будет решаться на месте.
Вместе с тем Швеция не свободна от проявлений национальной ненависти и нетерпимости по отношению к иммигрантам. И тут есть свои фанаты, последователи Йона Аусониуса – Лазерного человека, расстреливавшего людей нешведской национальности из лазерной винтовки. Такие вспышки насилия, к сожалению, стали все чаще появляться в Швеции. Реакция на них различна: от ужаса и возмущения простых граждан до гротесковой картины, представленной в пьесе Ларса Нурена «Холод» (2003 год), где изображены скинхеды, которые хладнокровно убивают своего соотечественника, усыновленного шведами мальчика-корейца, только за то, что он не принадлежит к их «гомогенной великой расе».
Сосуществование людей разных культур и национальностей на одной территории – сложнейшая проблема. Попытки решить ее сейчас, когда многие страны стали мультикультурными конгломератами, делаются повсеместно. Шведский опыт ценен по ряду причин. Здесь политики с самого начала были озабочены тем, чтобы прибывающие в страну люди не чувствовали себя изгоями, имели политические и социальные права, возможность оказывать влияние на политику.