0
3387
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.03.2012 00:00:00

Франция: тихоня Олланд против вездесущего Саркози

Тэги: франция, выборы


франция, выборы Франсуа Олланд рассчитывает, что социальный протест французов откроет перед ним двери Елисейского дворца. Николя Саркози опирается на национализм электората.
Фото Reuters

В пятницу во Франции закончилась регистрация кандидатов на президентских выборах. Одобрены кандидатуры 10 человек, что отражает почти весь спектр французской политической жизни. Большое число кандидатов – результат реформы, проведенной в конце 50-х при Шарле де Голле. Для регистрации кандидата необходимо поручительство всего 500 человек, занимающих выборные посты в органах власти (члены парламента, мэры, муниципальные советники и т.п.). Это демократично и к тому же, как правило, выгодно лидеру президентской гонки, так как разъединяет оппозиционные силы. Но не всегда.

Обычно не проходят через это сито люди крайних взглядов. На этот раз не смог найти нужного числа поручителей экс-премьер Доминик де Вильпен. Он отнюдь не экстремист, но претендует на электорат Саркози и является его личным врагом. Политэлита не решилась его поддержать, ведь списки поручителей публикуются.

Ведущие кандидаты: добивающийся переизбрания президент Николя Саркози и представитель Социалистической партии Франсуа Олланд. Но фаворитами публики их трудно назвать. Дело в том, что Николя Саркози, деятельный и энергичный политик, другими своими качествами раздражает значительную часть электората. Считается, что он претенциозен, Саркози и его жена Карла Бруни ведут себя как голливудские звезды. Прозвище, которое прилипло к президенту – СуперСарко Вездесущий, – звучит иронично.

Его главный соперник Франсуа Олланд никогда не обладал харизмой и ораторскими талантами. Его называют Господин Нормальный и Тихоня. Следуя советам экс-президента Жака Ширака, Олланд никогда не упоминает в речах имени Саркози, а пресс-секретарю Олланда доверено критиковать президента. Другие кандидаты высказываются о соперниках резко и нелицеприятно. Это одна из отличительных черт нынешних выборов.

Темы предвыборных выступлений выстроены в соответствии с озабоченностями публики еврокризисом, безработицей и падением покупательной способности, а также проблемой мигрантов.

В своих речах Саркози задал националистическую ноту. Во Франции «слишком много иностранцев», их число следует уполовинить, считает президент. Пора, заявил он, ужесточить контроль за въездом в Шенгенскую зону. И даже пригрозил выходом из нее. Для оживления экономики Саркози пообещал помочь бизнесу госинвестициями и госконтрактами.

Ответом Олланда стало обещание радикально улучшить жизнь в иммигрантских пригородах крупных городов, на данный момент являющихся очагами бедности и преступности. Социально-экономическая программа Олланда нацелена на противодействие имущественному расслоению. Он призывает вернуться к прежнему возрастному рубежу выхода на пенсию – 60 лет и грозит ввести сверхналог в 75% на доходы свыше 1 млн. евро в год. Получается, что Олланд – это анти-Саркози.

Другие кандидаты обещают много разного вплоть до запрета на раздражающие автомобилистов полицейские радары на дорогах.

Вне полемики, по крайней мере на данный момент, оказалась сфера внешней политики. Хотя именно в ней наиболее ярко проявилась «вездесущность» Саркози – там он и оставил наиболее заметный след.

Саркози, похоже, окончательно отлучил Францию от голлизма. Он вернул страну в военную организацию НАТО, из которой она вышла при де Голле. Если де Голль распрощался с колониальной ролью Франции, то Саркози вновь активизировал роль Франции в третьем мире, в том числе военную. Он стал инициатором вооруженной операции НАТО в Ливии и с помощью солдат Иностранного легиона установил демократию в Кот-д’Ивуаре.

Де Голль сделал франко-германскую ось основой европейского сотрудничества, а Саркози ограничил взаимодействие с Берлином вопросами экономической повестки ЕС. Зато возникла «новая Антанта» с Великобританией, включающая даже планы совместного использования стратегических сил.

В будущем уже не следует ожидать возвращения Франции к голлизму. Однако трудно представить, чтобы, скажем, президент-социалист (если победит Олланд) делал ставку на применение его страной военной силы за рубежом в таких масштабах, как это делает Саркози. Но это лишь из области оценок. Пока лишь по одной внешнеполитической теме Олланд четко отмежевался от позиции Саркози. Он пообещал в случае победы на выборах выступить за пересмотр недавнего соглашения ЕС о бюджетной и налоговой дисциплине.

Получается, что «национализм по Олланду» отличается от «национализма по Саркози». Европейские лидеры уже прореагировали на слова Олланда. По инициативе Ангелы Меркель они решили не принимать у себя Олланда до выборов. Предвыборный штаб кандидата уже осудил это как вмешательство в избирательную кампанию во Франции.

Каковы все же перспективы кандидатов? На данный момент известны результаты опроса общественного мнения, проведенного ранее 11–12 марта фирмой Ifop. Они показывают, что перевес в рейтингах, который еще два месяца назад имел Олланд над Саркози, равный 5%, ныне улетучился. Если бы французы голосовали сейчас, то в первом туре Саркози получил бы 28,5% голосов, а Олланд 27%. Во втором туре больше голосов перешло бы к Олланду – 54,5% голосов, а Саркози лишь 45%. Все это – лишь расклад симпатий избирателей на сегодняшний день.

Реальный результат все же во многом будет зависеть от того, как каждый кандидат проведет месяц официальной избирательной кампании. В любом случае сейчас сохраняется уверенность, что первый тур, назначенный на 22 апреля, президента Франции не назовет. Решающий второй тур состоится 6 мая.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1216
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1233
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1131
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
1878

Другие новости