Виктор Янукович рассчитывает выстроить отношения с Россией уже при новом президенте.
Фото Reuters
Президентская кампания в России уже позади. Страсти вроде бы улеглись, но существующие проблемы остались. И просто так они никуда не денутся. Это касается и хронической напряженности в российском стратегическом диалоге с США, и нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке – теперь уже всерьез и надолго, и клубка нерешенных вопросов в украинско-российских отношениях.
Итоги и результаты
Продолжавшиеся с апреля 2011 года украинско-российские переговоры по газу закончились безрезультатно. Не помогли ни встреча Виктора Януковича с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным в Завидове (24 сентября прошлого года), ни таинственные декабрьские переговоры на уровне президентов и премьеров в формате «2 + 2».
В начале 2012 года состояние отношений между Россией и Украиной наглядно иллюстрировали «дружеский» диалог «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» о снижении Украиной годовых объемов поставок и выдвижение взаимных претензий во время недавних февральских морозов. Детали споров и разногласий остаются малопонятными широкой общественности и экспертной среде, поскольку содержание контрактов и многочисленных дополнительных документов является конфиденциальным. И хотя в прессе фигурировали ксерокопии контрактов, подписанных в январе 2009 года в присутствии Владимира Путина и Юлии Тимошенко, их действующие нормативы в точности известны лишь правовым департаментам хозяйствующих субъектов.
Если коротко, смысл нынешних разногласий сводится к следующему:
– украинская сторона намерена существенно снизить (и по факту снизила) объемы поставок газа для внутреннего потребления. Разумеется, зафиксированные в 2009 году 52 млрд. куб. м газа по завышенным ценам и без права реэкспорта Украине не нужны. К тому же «Газпром» понимает, что оплатить такие объемы потребитель не в состоянии. Но сколько газа реально нужно и тем более в долгосрочной перспективе – точно подсчитать не удается. Тем более если неизвестна динамика цен. Это обстоятельство не стоит рассматривать как исключительное, поскольку именно на нем базируется эластичность объемов поставок на газовом рынке в целом. Во всех контрактах обозначены базовые объемы, а также параметры сезонных и ситуативных отклонений;
– февральские заявления представителей «Газпрома» о краже Украиной газа носили дежурный и сугубо политический характер. На сей раз Киев к подобным обвинениям был готов и предпринял упреждающие действия. Брюссель «Газпрому» тоже не поверил, ведь о снижении объема поставок по газопроводу Ямал–Европа, к которому Украина никакого отношения не имеет, едва ли не первой заявила Польша;
– сторонам не удалось договориться о новой модели взаимоотношений. С одной стороны, вроде бы очевидно, что действующие контракты с Украиной до 2019 года не доживут. С другой стороны, свою ситуативную победу в 2009 году «Газпром» намерен конвертировать в собственность, причем с баснословным дисконтом. Стоимость всей украинской газотранспортной системы с четырьмя магистральными трубопроводами, подземными хранилищами и внутренней распределительной сетью приравнивается к двум вполовину меньшим по пропускной способности ниткам морского газопровода «Южный поток», пока существующего лишь на бумаге.
В итоге глава правления «Нафтогаза Украины» Евгений Бакулин был вынужден заявить, что украинская переговорная группа «на своем уровне» исчерпала возможности по подготовке альтернативных схем и соответствующих соглашений. Единственный выход – в прямых переговорах на уровне глав государств.
В результате в двусторонних отношениях сложилась парадоксальная картина. Россия – главный торговый и формально – стратегический партнер Украины. Стороны имеют широкий спектр общих и совместимых интересов. Тем не менее вследствие откровенно дискриминационного газового контракта 2009 года все остальные направления сотрудничества и взаимодействия заморожены или блокированы. Это касается едва ли не всего комплекса двусторонних отношений – кооперации в технологически емких отраслях экономики, согласования условий торговли и стандартизации продукции, обустройства границ, территориального урегулирования в Азово-Керченской акватории, проблем Черноморского флота и т.п.
Расстановка акцентов
В трактовке президента Януковича главным вопросом остаются газовые контракты 2009 года. Несмотря на Харьковские соглашения 2010 года, давшие Украине скидку в 100 долл. на 1 тыс. куб. м газа, его цена для Украины растет быстрее, чем для любой европейской страны. Арифметику не обманешь – прибавление 20% к 450 долл. (базовая контактная цена на газ для Украины) в сумме больше, чем прибавление 20% к 230 долл.
Подписывая Харьковские соглашения в 2010 году, украинское правительство предотвратило неминуемый дефолт, угрожавший деградацией и распродажей украинской экономики по остаточному принципу. Но продолжающийся рост цен на нефть возобновил эту тенденцию. Без учета скидки в 100 долл. цена на газ для Украины существенно выше среднеевропейской. В таких условиях говорить о восстановлении конкурентоспособности украинской экономики бессмысленно. Именно поэтому контракты 2009 года сравнивают с известными из учебников неравноправными колониальными соглашениями. Возможным выходом могло бы стать создание газотранспортного консорциума, обеспечивающего стабильность и надежность европейского транзита. Однако обсуждение соответствующих проектов в конце прошлого года было прекращено по непосредственному указанию Путина, позиция которого мотивировалась не только предвыборными соображениями.
В поисках выхода из сложившейся ситуации Киев апробирует самые различные варианты – от стимулирования энергосбережения и использования угля до перспективных поставок азербайджанского газа. Тем не менее рациональный выход все же должен быть найден.
Многие склонны объяснять специфику проблем Украины игрой интересов и неясностью перспектив в отношениях между Брюсселем и Москвой.
В российской энергетической стратегии заметен акцент на создание европейских региональных центров распределения российского газа. Проекты морских газопроводов – попытка создания таких центров в Германии и Италии. Как видим, эта схема реализована лишь частично. Кризис в Италии, отставка Сильвио Берлускони и планы экспорта сжиженного газа из США могут существенно изменить ситуацию. На этом фоне проект украинского консорциума выглядит вполне уместным и разумным. Но лишь при соблюдении приоритета экономических соображений над политическими факторами. Впрочем, попытки Киева развивать одновременный диалог с Брюсселем и Москвой буксуют именно по причине острых разногласий между Россией и ЕС как основными субъектами. У Киева нет достаточных средств и возможностей, позволяющих начать собственную геополитическую игру. Однако, как можно предположить, позиционирование Украины по всем приоритетным проблемам будет иметь хотя и вынужденный, но упорный и последовательный характер с использованием всех доступных средств.
Иллюзии и перспективы
В политической концепции Путина украинское направление артикулировано крайне слабо. В 2008 году еще при Викторе Ющенко был согласован и подписан двусторонний «План действий», предусматривавший среди прочего урегулирование проблем границ, активное сотрудничество в военно-техническом сегменте, машиностроении и атомной энергетике. Путин предлагал Ющенко создать два совместных предприятия (для обеспечения поставок газа для Украины и для торговли на внутреннем украинском рынке). В результате провала этих планов, полной перетасовки и разрыва прежних соглашений и договоренностей появились долгосрочные газовые контракты от 19 января 2009 года, которые изменили расстановку сил.
В 2010–2011 годах Владимиром Путиным был озвучен ряд инициатив, включая предложение объединить «Нафтогаз Украины» с «Газпромом»; приглашение Украины присоединиться к Таможенному союзу; предложение о передаче или продаже украинской ГТС «Газпрому».
Украинская сторона ответила предложением согласовать параметры отношений с Таможенным союзом и ЕЭП по формуле «3 + 1», которые, однако, не встретили поддержки со стороны российского правительства.
Накануне возвращения Путина на пост президента РФ отношения двух стран можно охарактеризовать как замороженный диалог при отсутствии компромиссных подходов и приемлемых решений. Рациональный сценарий мог бы заключаться в возобновлении переговоров о содержании и долгосрочных перспективах двусторонних отношений с учетом всех основных содержательных направлений. Его альтернативой можно считать продолжение нынешнего курса, конвертирующего энергетическую зависимость в экономические требования и политические преимущества.