0
3476
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.03.2012 00:00:00

Национальный фактор

Сергей Толстов

Об авторе: Сергей Валерианович Толстов - завотделом Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины (Киев).

Тэги: украина, россия, газ


украина, россия, газ Виктор Янукович рассчитывает выстроить отношения с Россией уже при новом президенте.
Фото Reuters

Президентская кампания в России уже позади. Страсти вроде бы улеглись, но существующие проблемы остались. И просто так они никуда не денутся. Это касается и хронической напряженности в российском стратегическом диалоге с США, и нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке – теперь уже всерьез и надолго, и клубка нерешенных вопросов в украинско-российских отношениях.

Итоги и результаты

Продолжавшиеся с апреля 2011 года украинско-российские переговоры по газу закончились безрезультатно. Не помогли ни встреча Виктора Януковича с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным в Завидове (24 сентября прошлого года), ни таинственные декабрьские переговоры на уровне президентов и премьеров в формате «2 + 2».

В начале 2012 года состояние отношений между Россией и Украиной наглядно иллюстрировали «дружеский» диалог «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» о снижении Украиной годовых объемов поставок и выдвижение взаимных претензий во время недавних февральских морозов. Детали споров и разногласий остаются малопонятными широкой общественности и экспертной среде, поскольку содержание контрактов и многочисленных дополнительных документов является конфиденциальным. И хотя в прессе фигурировали ксерокопии контрактов, подписанных в январе 2009 года в присутствии Владимира Путина и Юлии Тимошенко, их действующие нормативы в точности известны лишь правовым департаментам хозяйствующих субъектов.

Если коротко, смысл нынешних разногласий сводится к следующему:

– украинская сторона намерена существенно снизить (и по факту снизила) объемы поставок газа для внутреннего потребления. Разумеется, зафиксированные в 2009 году 52 млрд. куб. м газа по завышенным ценам и без права реэкспорта Украине не нужны. К тому же «Газпром» понимает, что оплатить такие объемы потребитель не в состоянии. Но сколько газа реально нужно и тем более в долгосрочной перспективе – точно подсчитать не удается. Тем более если неизвестна динамика цен. Это обстоятельство не стоит рассматривать как исключительное, поскольку именно на нем базируется эластичность объемов поставок на газовом рынке в целом. Во всех контрактах обозначены базовые объемы, а также параметры сезонных и ситуативных отклонений;

– февральские заявления представителей «Газпрома» о краже Украиной газа носили дежурный и сугубо политический характер. На сей раз Киев к подобным обвинениям был готов и предпринял упреждающие действия. Брюссель «Газпрому» тоже не поверил, ведь о снижении объема поставок по газопроводу Ямал–Европа, к которому Украина никакого отношения не имеет, едва ли не первой заявила Польша;

– сторонам не удалось договориться о новой модели взаимоотношений. С одной стороны, вроде бы очевидно, что действующие контракты с Украиной до 2019 года не доживут. С другой стороны, свою ситуативную победу в 2009 году «Газпром» намерен конвертировать в собственность, причем с баснословным дисконтом. Стоимость всей украинской газотранспортной системы с четырьмя магистральными трубопроводами, подземными хранилищами и внутренней распределительной сетью приравнивается к двум вполовину меньшим по пропускной способности ниткам морского газопровода «Южный поток», пока существующего лишь на бумаге.

В итоге глава правления «Нафтогаза Украины» Евгений Бакулин был вынужден заявить, что украинская переговорная группа «на своем уровне» исчерпала возможности по подготовке альтернативных схем и соответствующих соглашений. Единственный выход – в прямых переговорах на уровне глав государств.

В результате в двусторонних отношениях сложилась парадоксальная картина. Россия – главный торговый и формально – стратегический партнер Украины. Стороны имеют широкий спектр общих и совместимых интересов. Тем не менее вследствие откровенно дискриминационного газового контракта 2009 года все остальные направления сотрудничества и взаимодействия заморожены или блокированы. Это касается едва ли не всего комплекса двусторонних отношений – кооперации в технологически емких отраслях экономики, согласования условий торговли и стандартизации продукции, обустройства границ, территориального урегулирования в Азово-Керченской акватории, проблем Черноморского флота и т.п.

Расстановка акцентов

В трактовке президента Януковича главным вопросом остаются газовые контракты 2009 года. Несмотря на Харьковские соглашения 2010 года, давшие Украине скидку в 100 долл. на 1 тыс. куб. м газа, его цена для Украины растет быстрее, чем для любой европейской страны. Арифметику не обманешь – прибавление 20% к 450 долл. (базовая контактная цена на газ для Украины) в сумме больше, чем прибавление 20% к 230 долл.

Подписывая Харьковские соглашения в 2010 году, украинское правительство предотвратило неминуемый дефолт, угрожавший деградацией и распродажей украинской экономики по остаточному принципу. Но продолжающийся рост цен на нефть возобновил эту тенденцию. Без учета скидки в 100 долл. цена на газ для Украины существенно выше среднеевропейской. В таких условиях говорить о восстановлении конкурентоспособности украинской экономики бессмысленно. Именно поэтому контракты 2009 года сравнивают с известными из учебников неравноправными колониальными соглашениями. Возможным выходом могло бы стать создание газотранспортного консорциума, обеспечивающего стабильность и надежность европейского транзита. Однако обсуждение соответствующих проектов в конце прошлого года было прекращено по непосредственному указанию Путина, позиция которого мотивировалась не только предвыборными соображениями.

В поисках выхода из сложившейся ситуации Киев апробирует самые различные варианты – от стимулирования энергосбережения и использования угля до перспективных поставок азербайджанского газа. Тем не менее рациональный выход все же должен быть найден.

Многие склонны объяснять специфику проблем Украины игрой интересов и неясностью перспектив в отношениях между Брюсселем и Москвой.

В российской энергетической стратегии заметен акцент на создание европейских региональных центров распределения российского газа. Проекты морских газопроводов – попытка создания таких центров в Германии и Италии. Как видим, эта схема реализована лишь частично. Кризис в Италии, отставка Сильвио Берлускони и планы экспорта сжиженного газа из США могут существенно изменить ситуацию. На этом фоне проект украинского консорциума выглядит вполне уместным и разумным. Но лишь при соблюдении приоритета экономических соображений над политическими факторами. Впрочем, попытки Киева развивать одновременный диалог с Брюсселем и Москвой буксуют именно по причине острых разногласий между Россией и ЕС как основными субъектами. У Киева нет достаточных средств и возможностей, позволяющих начать собственную геополитическую игру. Однако, как можно предположить, позиционирование Украины по всем приоритетным проблемам будет иметь хотя и вынужденный, но упорный и последовательный характер с использованием всех доступных средств.

Иллюзии и перспективы

В политической концепции Путина украинское направление артикулировано крайне слабо. В 2008 году еще при Викторе Ющенко был согласован и подписан двусторонний «План действий», предусматривавший среди прочего урегулирование проблем границ, активное сотрудничество в военно-техническом сегменте, машиностроении и атомной энергетике. Путин предлагал Ющенко создать два совместных предприятия (для обеспечения поставок газа для Украины и для торговли на внутреннем украинском рынке). В результате провала этих планов, полной перетасовки и разрыва прежних соглашений и договоренностей появились долгосрочные газовые контракты от 19 января 2009 года, которые изменили расстановку сил.

В 2010–2011 годах Владимиром Путиным был озвучен ряд инициатив, включая предложение объединить «Нафтогаз Украины» с «Газпромом»; приглашение Украины присоединиться к Таможенному союзу; предложение о передаче или продаже украинской ГТС «Газпрому».

Украинская сторона ответила предложением согласовать параметры отношений с Таможенным союзом и ЕЭП по формуле «3 + 1», которые, однако, не встретили поддержки со стороны российского правительства.

Накануне возвращения Путина на пост президента РФ отношения двух стран можно охарактеризовать как замороженный диалог при отсутствии компромиссных подходов и приемлемых решений. Рациональный сценарий мог бы заключаться в возобновлении переговоров о содержании и долгосрочных перспективах двусторонних отношений с учетом всех основных содержательных направлений. Его альтернативой можно считать продолжение нынешнего курса, конвертирующего энергетическую зависимость в экономические требования и политические преимущества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1623
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1395
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1260
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
890

Другие новости