На улицах Будапешта националисты сжигали флаги Евроcоюза.
Фото Reuters
В конце января на улицах венгерской столицы можно было наблюдать процессии мрачноватых людей среднего возраста с транспарантами, содержавшими разного рода бранные высказывания о Евросоюзе. Это представители националистических группировок протестовали против требований Брюсселя «поправить» законодательство страны в соответствии с общепринятыми демократическими нормами. Однако правительство Венгрии не следует призывам дать отпор Брюсселю. Оказавшись в трудном положении, оно обещает внести нужные исправления.
Неоднозначная политика премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и его партии «Венгерский гражданский союз» (ФИДЕС) в последнее время вызвала многочисленные нарекания со стороны Европейской комиссии, обвинения в авторитаризме и брожение в обществе. Наблюдатели предупреждают, что этот пример может оказаться заразителен, а эксперты пытаются понять, как сложатся дальнейшие отношения Будапешта с Брюсселем и какое будущее ждет саму Венгрию, где все чаще звучат предупреждения о грядущей «виктатуре».
По словам россиян, живущих в Венгрии, большинство граждан этой страны крайне недовольны экономическим и политическим положением, а уж когда венгры смотрят новости телевизору, можно смело составлять словарь местных непарламентских выражений. Страна переживает не только острый экономический, но и все более очевидный политический кризис, который усугубляют разногласия с общеевропейскими институтами.
Экономическое положение страны действительно очень непростое. Положение 3 млн. человек из 10-миллионного населения сейчас ниже уровня бедности. Хорошей в данное время считается зарплата, эквивалентная 19 тыс. руб., а в среднем венгры зарабатывают по 10 тыс. Недвижимость подешевела на треть, но покупателей все равно нет. Форинт обесценился, что стало ударом для тех, кто в 2000-е годы брал кредит на покупку жилья в иностранной валюте. Падение национальной валюты может продолжиться, если правительство срочно не получит помощь от МВФ и ЕС, чтобы расплатиться с долгами.
На этом фоне растет число недовольных членством в ЕС, которое вылилось в банкротство многих местных предприятий, не выдержавших иностранной конкуренции после открытия границ.
Чтобы как-то спасти положение, премьер Орбан национализировал частные пенсионные фонды, повысил НДС до рекордных 27% и обложил специальным налогом с транзакций банки и крупные фирмы. При этом были резко сокращены социальные расходы. Все это не добавило оптимизма обществу.
Много нареканий вызывают и политические инициативы правительства и премьера. Оппозиция обвиняет Орбана в популизме и стремлении установить авторитарное однопартийное правление, расправиться с нелояльными СМИ (последний пример – Klubradio), посадить своих людей в Центральный банк и во главе судебной системы. Эти опасения разделяет и Брюссель, в руках которого экономическая дубинка.
Впрочем, высокопоставленные функционеры ФИДЕС заявляют, что СМИ чересчур драматизируют ситуацию в Венгрии. По их словам, победив на выборах в 2010 году, ФИДЕС поставила перед собой задачу завершить демократическую трансформацию Венгрии, начавшуюся на рубеже 80–90-х годов прошлого века, но так и не доведенную до конца социалистами.
В партии понимают, что ее победа стала результатом протестного голосования и теперь нужно набирать очки, чтобы гарантировать успех на следующих выборах. Залогом этого успеха должны стать стремительные реформы.
При этом лидеры партии прямо говорят, что ФИДЕС – консервативная правоцентристская сила, и подчеркивают свою приверженность демократии и западным ценностям.
Представители правящей коалиции не исключают, что были допущены ошибки, ведь приняты сотни новых законов. Они готовы их исправлять и искать компромисс с Европейской комиссией.
Резкую международную реакцию на перемены в стране представители ФИДЕС объясняют просто: своими действиями они задели интересы влиятельных сил, прежде всего крупных иностранных банков, которые теперь через свои правительства науськивают Брюссель.
В сфере внешней политики тоже не все гладко. Некоторые соседи, например чехи, говорят о национализме ФИДЕСа, который может обернуться для Будапешта изоляцией внутри Европы.
Источник разногласий – выдача венгерских паспортов этническим венграм, проживающим в соседних государствах. Эксперты расходятся во мнениях о причинах появления этой инициативы: кто говорит о желании консолидировать нацию и не допустить ее растворения в общеевропейском котле, кто указывает на стремление Орбана заполучить новых избирателей.
Проблема регулярно напоминает о себе, ведь у соседей проживают 3 млн. венгров. Впрочем, пять из семи соседних стран уже разрешили двойное гражданство, а в официальных беседах нынешнее руководство Венгрии отрицает наличие разногласий.
Более того, Орбан понимает свою финансовую зависимость от ЕС и уязвимость, поэтому он ищет сейчас новые источники инвестиций в Китае, Саудовской Аравии и России.
В политике над венграми довлеет отсутствие альтернативы Орбану. В оппозиции сейчас социалисты, в которых венгры разочаровались, и ультранационалисты из партии «Йоббик», ратующие за выход страны из ЕС. Подобная ситуация позволяет лидерам ФИДЕС претендовать на то, что они единственная партия, которая выведет страну из кризиса, не прибегая к крайностям.
Будапешт–Москва