В Молдавии активизировалось движение "Русская молодежь", выступающее против воссоединения с Румынией.
Фото с официального сайта Лиги русской молодежи
Новый виток политического кризиса начался в Молдавии 12 января. Конституционный суд (КС) признал неконституционными очередные президентские выборы, которые прошли 16 декабря 2011 года, и отменил выборы главы государства, назначенные на 15 января. КС посчитал, что демонстрация на декабрьских выборах депутатами своих бюллетеней для голосования коллегам и прессе являлась нарушением права на тайну голоса.
Решение Конституционного суда обязывало парламент начать новую процедуру избрания президента. Однако нечетко определенная норма относительно сроков назначения парламентом даты очередных выборов президента позволила лидерам альянса «За европейскую интеграцию» (АЕИ) принять свое решение, которое проигнорировало мнение судей, но полностью отвечало их интересам. Так, 15 января лидеры АЕИ объявили о проведении конституционного референдума, на который должен быть вынесен вопрос о снижении количества голосов, необходимых для избрания президента – с нынешних 61 до 51 голоса. Кроме этого, предполагается вынести вопрос об изменении механизма назначения премьер-министра. Представители альянса заявили, что референдум состоится не позже апреля и не позднее чем через месяц пройдут выборы главы государства.
До принятия решения о референдуме позиции основных политических сил позволяли с определенной долей вероятности просчитывать развитие политической ситуации в Молдавии. Однако после 15 января неопределенность политической ситуации возросла. Более того, сложности могут возникнуть в ближайшее время, что связано с неясностью и нечеткостью процедур подготовительного этапа проведения конституционного референдума, а также отсутствием единой позиции у членов альянса. Так, исполняющий обязанности президента Молдавии Мариан Лупу заявил, что на референдум будет вынесен вопрос об изменении Конституции, в которую должна быть возвращена норма прямого избрания главы государства населением. В то же время, согласно законодательству, один и тот же вопрос не может выноситься на обсуждение чаще, чем один раз в два года. Такая попытка предпринималась на референдуме 5 сентября 2010 года, который был признан несостоявшимся из-за низкой явки избирателей. Следовательно, до 5 сентября 2012 года этот вопрос не может быть вынесен на всенародное обсуждение, и референдум по вопросу изменения процедуры избрания президента может состояться лишь в начале осени. Лидер либералов Михаил Гимпу отмечал, что вопрос о всенародном избрании президента будет вынесен на обсуждение после того, как будет принята новая Конституция. В свою очередь, в Либерально-демократической партии не допускали изменения механизма избрания главы государства, считая, что конституционная реформа должна обеспечить режим настоящего парламентского правления и ее необходимо довести до конца.
Неопределенность с законодательными процедурами выгодна партиям, входящим в АЕИ, поскольку открывает перед ними широкие возможности для маневра, а главное – гарантирует пребывание у власти в ближайшие полгода. Кроме того, предлагая проведение референдума, политики из АЕИ фактически сняли с себя ответственность за неспособность достичь договоренности по кандидатуре президента.
Намерение альянса провести референдум является политическим решением, консенсусом, к которому пришла лишь часть сил, представленных в парламенте. Это изначально закладывает конфликт интересов и может служить источником политической напряженности. В случае срыва процесса подготовки референдума или при низкой явке избирателей ситуация зайдет в тупик. В итоге законодательные нормы окончательно уступят место политическим договоренностям.
Руководство правящего альянса «За европейскую интеграцию» не может вывести страну из политического кризиса. Фото с сайта www.elldor.info |
Оппозиция, представленная компартией, а также «группа Додона» выступают за досрочные парламентские выборы. По закону, парламент должен был быть распущен после 28 ноября прошлого года, когда депутаты не смогли избрать президента. Заинтересованность оппозиции в досрочных выборах очевидна. На фоне роста числа недовольных политикой властей и разочарованных в альянсе оппозиция имеет реальные шансы расширить свою базу при проведении в ближайшее время парламентских выборов. В этом случае расстановка сил в законодательном органе претерпела бы значительные изменения.
Политический кризис оказывает негативное влияние на ситуацию в Молдавии. В условиях сложной экономической ситуации партии, входящие в альянс, заняты решением вопроса трудоустройства своих лидеров, а не решением социально-политических проблем. В наиболее уязвимом положении находится премьер-министр Молдавии Владимир Филат, поскольку избрание президента делает практически неизбежным отставку правительства и соответственно может отрицательно сказаться на его политических позициях. Подобная перспектива вынуждает Филата занимать непримиримую позицию, отказываясь от сотрудничества с компартией Молдавии, и блокировать переговорный процесс по избранию президента. Подобный подход позволяет Филату сохранять свой избирательный ресурс и рассчитывать на дальнейшую поддержку Бухареста, который приветствует прорумынские настроения молдавского премьер-министра.
В 2000 году в Конституцию Молдавии были внесены изменения, в соответствии с которыми президент стал избираться в стенах парламента. Эта система уже показала свою неэффективность, превратив парламент в источник политической нестабильности. Парламентские выборы стали рассматриваться сквозь призму последующего избрания президента, который, в свою очередь, мог быть утвержден только в результате политических договоренностей лидеров политических партий. Однако отсутствие политической гибкости у молдавских политиков завело страну в политический тупик.
Через 20 лет обретения независимости вопрос о внесении изменений в Конституцию Молдавии по-прежнему актуален. За этот период страна получила дискредитировавшую себя государственную власть и политиков, у которых отсутствует стремление к поиску консенсуса по широкому спектру ключевых вопросов внутренней и внешней политики Молдавии. Собственно, участники переговоров не утруждают себя поиском компромиссов, поскольку борьба за конкретные должности превратилась в самоцель лидеров партий.
Очевидно, что конституционные изменения, инициированные политической элитой, не решат того комплекса проблем, которые накопились в Молдавии, тем самым обрекая страну на хронический политический кризис.