В Италии усиливаются выступления против политики "затягивания поясов".
Фото Reuters
Прошeл почти месяц с начала нового, 2012 года. Еще звучит у нас в ушах поздравление «С Новым годом, с новым счастьем!». Что год-то новый, никто не сомневается, но что со счастьем? Вот, например, Италия не чувствует себя счастливой. Особенно после очередного вердикта рейтингового агентства Standard & Poor's, этого современного эквивалента древнего Дельфийского оракула. Оно понизило суверенные кредитные рейтинги для 9 из 17 стран еврозоны, начиная с до сих пор такой самоуверенной Франции и спасая практически одну Германию. Причем на два уровня понижены рейтинги Италии. В этой стране по телевизору и в газетах с начала января беспрерывно мелькает множество каких-то хитросплетенных выступлений и статей, запутанных таблиц с цифрами, показывающими, насколько мы в течение года станем беднее. В результате мер по строжайшей экономии, принятых правительством Марио Монти, повышаются цены и плата на все: от продуктов до недвижимости, от НДС до электричества, воды, газа, бензина, включая горючее на отопление.
Объявлено, что каждая семья в среднем потеряет к концу года более 3 тыс. евро, что равнозначно двум месячным зарплатам. Да еще хуже, те же СМИ сообщали, что в течение следующих 12 месяцев закроются около 300 тыс. рабочих мест и столько же трудящихся станут безработными и окажутся на грани нищеты. Под угрозой также и социальный мир. Премьер Марио Монти призвал профсоюзы к встрече, к диалогу. Но лидеры трех главных трудовых организаций, Сузанна Камуссо, Луиджи Анджелетти и Раффаэле Бонанни, не только отрицательно ответили, но вступили на стезю войны с правительством. Камнем преткновения послужила судьба так называемого Устава трудящихся, своего рода хартии прав рабочих и служащих, принятого в 1970 году при одном из левоцентристских правительств. Устав содержит ряд норм по охране прав и свобод трудящихся на месте работы.
Статья 18 этого документа запрещает увольнять сотрудника «без уважительной причины». Она приводит к тому, что практически предприниматель не может отделаться от ставшего по какой-либо причине неудобным подчиненного. Теперь в качестве одного из мероприятий против кризиса правительство хочет отменить статью 18. Значит, каждый может быть выставлен за ворота по усмотрению хозяина. Сторонники отмены статьи уверяют, что это не антирабочая мера, а необходимый шаг по избежанию банкротства предприятий. Лучше, мол, уволить десяток трудящихся, чем ставить под угрозу судьбу сотен, даже тысяч сотрудников, которые останутся без работы, если предприятие обанкротится и будет закрыто. Конечно, профсоюзы не следуют этой логике, утверждают, что увольнения не спасают заводов, а создают только новых бедных и иждивенцев общества.
Профсоюзы жалуются и на то, что деньги для преодоления кризиса вынимаются прежде всего из карманов трудящихся и пенсионеров. Причем правительство делает лишь слабые попытки собрать дополнительные средства путем урезания лишних бюджетных затрат и борьбы с уклонением от уплаты налогов, которое в Италии достигает астрономических размеров. Для борьбы с этим социальным злом правительство придумало несколько мер. Так, с начала года запрещено платить наличными суммы, превышающие 1000 евро. Платить можно только кредитной карточкой или чеком, что заставит обзавестись этими платежными средствами таких людей, как старики и сельские жители, которым трудно ими пользоваться. Зачем эта затея? Она, мол, позволяет прослеживать путь денег от плательщика до получателя, минуя опасность, что деньги попадут в какую-то черную дыру, которую налоговики не в состоянии разглядеть.
Но была проявлена и до сих пор небывалая сенсационная инициатива: на северо-востоке Италии есть знаменитый горнолыжный курорт Кортина д'Ампеццо, куда в крупные праздники стекаются на отдых богачи из Италии и других стран. Кортина – это торжество роскоши. Вот в конце прошлого года, в разгар новогодних празднеств, налоговое ведомство и Финансовая гвардия устроили облаву: примерно 80 сотрудников этих органов без предупреждения вторглись в город, обыскали десятка три люксовых магазинов, бутиков, ресторанов и установили, что почти все их владельцы обманывали казну на миллионы евро.
Были также взяты на прицел и частные лица, клиенты этих самых заведений, у которых перед воротами стоят сверхдорогие внедорожники, но в декларации о доходах признаются лишь заработки в 30 тыс. евро в год. Явно, это люди, презирающие свой долг налогоплательщиков. Сразу, конечно, разгорелась полемика. «Общипанные» в Кортине люди стали кричать, что это методы полицейского государства, что были нарушены достоинство и частная сфера людей, но правительство настаивало на своем, и людям, пойманным с поличным, придется заплатить.
К этому добавляются и мрачные новости, поступающие из-за рубежа. Например, вот эта: «Италия будет вынуждена под мощнейшим давлением рыночных сил покинуть зону евро, если Европейский центральный банк не изменит свою нынешнюю политику и не предоставит гарантии неограниченной финансовой поддержки Рима». С таким заявлением выступил в статье, опубликованной лондонской газетой Financial Times, известный аналитик Нуриэль Рубини. «Для решения своих нынешних тяжелых финансовых и экономических проблем Италии необходимо выйти из зоны евро и вернуться к своей национальной валюте, – отметил он. И предупредил: – Однако это приведет к развалу еврозоны». Именно для того, чтобы попытаться предотвратить этот кошмар, премьер Монти в минувшие дни объехал все главные столицы Европейского союза, пообщался с немецким канцлером Ангелой Меркель и французским президентом Николя Саркози (негласными вершителями судеб ЕС), не без труда заручившись их поддержкой радикальных и мучительных реформ римского правительства. Причем Монти и Саркози выступают за введение в международный обиход так называемого налога Тобина, в отношении которого, напротив, Меркель не скрывает своего скептицизма: это сбор с международных банковских транзакций для поддержки развивающихся стран.
А вот глава Европейского центрального банка Марио Драги (тоже итальянец) после очередного заседания управляющего совета по ставкам заявил о первых признаках экономической стабилизации в еврозоне. Успешные аукционы по размещению испанских и итальянских облигаций также свидетельствуют по меньшей мере о временном улучшении ситуации с долговым кризисом в регионе, сказал Драги. Словом, казалось бы, экономика начинала расправлять крылья. А вдруг нежданно-негаданно «приговор» Standard & Poor's. Ну что, скажем – в добрый час!
Рим