0
3261
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.11.2011 00:00:00

Баку обошелся без "Газпрома"

Станислав Притчин

Об авторе: Станислав Александрович Притчин - эксперт Центра изучения Кавказа и Центральной Азии Института востоковедения РАН.

Тэги: азербайджан, газпром, газ


азербайджан, газпром, газ Природный газ месторождения Шах-Дениз-2 будет поставляться в Турцию.
Фото с сайта www.newsazerbaijan.ru

В конце октября Баку и Анкара после нескольких лет интенсивных переговоров подписали 15 важных документов, определяющих условия азербайджано-турецких отношений в энергетической сфере. Двум странам удалось согласовать несколько принципиальных вопросов, которые долгое время оставались нерешенными. Во-первых, стороны согласовали цены на азербайджанский газ и его объемы для Турции до 2017 года. Также предварительно обсуждена предполагаемая формула на азербайджанский газ с месторождения Шах-Дениз-2; ее конкретное содержание не раскрывается, но ожидается, что цена будет на 25–30% ниже, чем на российский газ для Турции.

Во-вторых, определены условия транзита азербайджанского сырья через турецкую трубопроводную систему как до запуска Шах-Дениз-2 в 2012 году, так и после до 2042 года. К 2025 году Азербайджан планирует добывать до 50 млрд. куб. м газа, большая часть которого будет экспортироваться. В связи с этим стороны начали консультации по выбору конкретного маршрута, рассчитанного на поставку сырья с новых месторождений, расположенных в азербайджанском секторе Каспийского моря. А выбрать есть из чего: это и Nabucco, и газопровод Азербайджан–Турция–Греция–Италия, и Трансадриатический газопровод, а также новое предложение компании BP по строительству Юго-Восточного газопровода мощностью 10 млрд. куб. м газа. В любом случае, какой бы ни был выбран конечный маршрут, пакет подписанных документов создает все условия для реализации так называемого Южного газового коридора, который должен связать Каспийский регион с Европой.

По оценке директора Центра нефтяных исследований Ильхама Шабанова, «турецко-азербайджанские договоренности уже привели к подписанию меморандума между Болгарией и Азербайджаном о купле-продаже азербайджанского газа в объеме 1 миллиарда кубометров в год. В перспективе возможен выход через Болгарию на рынки Румынии, Молдавии и Украины». Сейчас Азербайджан добывает 25 млрд. куб. м газа в год, в Турцию в прошлом году было экспортировано 6,6 млрд. куб. м газа, в Россию – 2 млрд., около 1 млрд. – в Грузию и 600 млн. – в Грецию.

Таким образом, западное направление экспорта становится стратегическим для Азербайджана, а Турция в долгосрочной перспективе – главным транзитером и одним из основных потребителей азербайджанского газа.

Неудавшаяся диверсификация

Но еще пару лет назад казалось, что в условиях трудностей переговоров с Турцией Азербайджан намерен всерьез реализовывать стратегию диверсификации, чтобы снизить свою зависимость от Анкары в вопросе экспорта газа. Тогда у Баку были две серьезные причины искать альтернативные маршруты в обход Турции. Во-первых, Анкара решила максимально использовать стремление Брюсселя построить независимые от России газопроводы из региона Каспийского моря. Такие проекты могут пролегать только через турецкую территорию. В этих условиях Анкара отказывалась подписывать транзитное соглашение по проекту Nabucco, требуя от европейских партнеров подвижек на пути вступления страны в ЕС. Кроме того, Турция изначально настаивала на том, чтобы 15% всего проходящего газа передавалось ей в качестве оплаты. Другое предложение Анкары связано со стремлением стать не только транзитером, но и ключевым продавцом газа. Турки рассчитывали, скупая сырье на границе, затем продавать его в Европу с наценкой. В любом случае пострадавшей стороной оказывается Азербайджан, так как именно его газ будет в среднесрочной перспективе обеспечивать альтернативные поставки газа в ЕС через Турцию. Вторым камнем преткновения в отношениях союзников стали планы Анкары открыть турецко-армянскую границу. В Баку турецкие планы расценивались не иначе как предательство, учитывая, что до сих пор не разрешен конфликт между Арменией и Азербайджаном по вопросу принадлежности Нагорного Карабаха. В этих условиях руководство Азербайджана начало активно искать альтернативные маршруты для экспорта сырья. Планировалось, что газ будет поставляться из республики как минимум по трем альтернативным маршрутам: в Иран на уровне 5 млрд. куб. м в год, в Россию до 7 млрд. куб. газа, а также через СПГ-терминал на Черноморском побережье Грузии в Румынию или Болгарию с мощностью на первом этапе в 5 млрд. куб. м газа. Теперь ситуация поменялась, и все заявленные альтернативные проекты скорее всего либо отпадут, как в случае со строительством СПГ, либо потеряют былую привлекательность для Баку. Так, например, в условиях нарастающего напряжения вокруг ядерной программы Ирана увеличение экспорта газа в страну грозит политическими потерями, поэтому иранское направление в ближайшее время не будет развиваться. Хотя Ильхам Шабанов считает, что в будущем реализация проекта перевозки сжиженного газа еще может стать актуальной.

Россия отстает

Отдельно хотелось бы выделить российское направление для экспорта азербайджанского газа и поговорить о российско-азербайджанском энергетическом сотрудничестве. Конечно же, отношения Москвы и Баку не ограничиваются рамками сотрудничества в газовой и нефтяной сфере. Россия как участник Минской группы ОБСЕ и как союзник Азербайджана и Армении предпринимает шаги по урегулированию отношений вокруг спорного Нагорного Карабаха, правда, пока без особых успехов. Идет сотрудничество в военной сфере, Россия арендует радиолокационную станцию дальнего слежения, расположенную в Габале. В настоящее время ведутся переговоры о продлении договора аренды, срок которого истекает в конце 2012 года. Активно развивается экономическое сотрудничество, товарооборот после кризиса в прошлом году достиг уровня 2 млрд. долл.

Но именно сотрудничество в энергетической сфере в последние несколько лет придавало особую динамику отношениям. Поначалу Баку согласился снабжать газом соседний Дагестан, потом было подписано соглашение между «Газпромом» и ГНКАР о поставке азербайджанского газа в Россию, причем в таком объеме, который она сумеет выкупить. При этом российская монополия покупает азербайджанское топливо по рыночной цене – около 220 долл. за 1 тыс. куб. м. Без дополнительных капитальных вложений мощности существующей инфраструктуры позволяют поставлять до 7 млрд. куб. м газа в год из Азербайджана. Казалось, что российское направление для экспорта может стать если не равным западному, то по крайней мере одним из важнейших для Баку. Теперь обстановка меняется, и вырисовывается ситуация, аналогичная той, что сложилась в нефтяном секторе: экспорт по российскому маршруту Баку–Новороссийск сохраняется, но на символичном уровне в пределах 2 млн. тонн в год, в то время как по Баку–Тбилиси–Джейхан на Запад уходят десятки миллионов тонн каспийской нефти.

Более того, развитие западного экспортного коридора в среднесрочной и дальней перспективе может грозить потерей традиционных для России рынков на юго-востоке Европы. Не случайно, что за месяц до подписания контракта между Азербайджаном и Турцией «Газпром экспорт» получил от турецкой компании Botas уведомление о том, что она не продлевает контракт на поставку 6 млрд. куб. м в существующих ценовых рамках, а это грозит потерей трети объема поставок сырья в страну. Также ГНКАР заняла часть греческого рынка, а в перспективе планирует выйти на болгарский, итальянский газовые рынки.

Россия явно проигрывает гонку за азербайджанский газ, несмотря на то что готова платить за него самую высокую цену среди клиентов Баку. И проблема здесь скорее идеологическая. Азербайджану нужны стабильные условия для выхода на европейские рынки. У России есть для этого все возможности, но она предпочитает скупать весь газ на входе своей трубы, чтобы выступать единым продавцом в ЕС. Такая тактика уже завела в тупик газовое сотрудничество с Туркменией, которая поставляет газ в Иран и Китай и продолжает искать новые рынки. Неготовность допускать независимых поставщиков газа к своей инфраструктуре мешает «Газпрому» в реализации амбициозного газопровода «Южный поток». Против выступает ЕС, так как желание монопольно поставлять газ и самостоятельно его продавать в Европе противоречит утвержденной Еврокомиссией Энергетической хартии.

Известно, что руководство ГНКАР уже выходило с предложением пустить азербайджанский газ через российскую ГТС для поставок на нестратегические для «Газпрома» рынки стран ЕС. Получив отказ, азербайджанский газ уже в среднесрочной перспективе выйдет на те же рынки, но уже в обход России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1802
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1530
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1335
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости