Премьер Владимир Филат сегодня самый рейтинговый молдавский политик.
Фото Reuters
В ноябре и декабре в Молдавии и Приднестровье должны пройти президентские выборы. Их итоги определят расстановку политических сил и окажут влияние на будущий переговорный процесс относительно путей разрешения конфликта.
Приднестровье: настоящие выборы
11 декабря в Приднестровье должны пройти выборы президента, которым в России уделяют повышенное внимание. Их результаты определят перспективы молдавско-приднестровских отношений, а также подходы российской политики в отношении Тирасполя.
Интригу выборам задолго до их официального объявления придала политика России, которая стала ориентироваться не на действующего президента Приднестровья Игоря Смирнова, а на спикера Верховного совета Анатолия Каминского. Причины подобного выбора определила история отношений Москвы с приднестровским президентом, который не спешил следовать в русле российской политики. Свою роль сыграли экономические факторы. Прежде всего это вопрос использования российской экономической помощи и распределения средств, полученных от продажи российского газа. В итоге ставка была сделана на Каминского. Его победа на президентских выборах рассматривается в России как необходимое условие для изменения позиции Приднестровья относительно сотрудничества с Молдавией и путей урегулирования конфликта.
Однако действующий президент Приднестровья не намерен уходить из политики. Несмотря на настойчивые пожелания России отказаться от участия в выборах, Смирнов заявил о своем выдвижении. В итоге впервые за многие годы выборы в Приднестровье будут носить конкурентный характер.
Глава приднестровского парламента опирается на поддержку крупного бизнеса Приднестровья в лице компании «Шериф» и на экономическую помощь России, которая в этом году возобновила перечисления средств, поступающих в адрес Верховного совета. Президент Приднестровья Игорь Смирнов опирается на структуры исполнительной власти. Кроме того, в отличие от Анатолия Каминского, который может записать себе в актив возобновление сотрудничества с Россией, он располагает мощной поддержкой населения, значительная часть которого видит в нем последовательного защитника независимости Приднестровья. Этот ресурс дает нынешнему президенту значительное преимущество, которое делает непредсказуемыми результаты декабрьских выборов.
Президентские выборы в Приднестровье, проходящие в условиях острого политического соперничества, несут для России значительные риски. Нельзя исключать, что в случае прихода к власти Каминского политика Молдавии, Румынии и стоящего за ними ЕС в отношении Приднестровья может претерпеть изменения. Брюссель может задействовать испытанный опыт взаимодействия с постсоветскими странами – обещать политическую поддержку, подписание различных соглашений и добиваться проведения внутренних реформ в соответствии с целями европейских стран. При этом у Приднестровья всегда будут находиться недоработки, которые станут причиной постоянного давления и выдвижения новых требований.
Возможно, политика Смирнова не всегда отвечала запросам России. Однако его последовательность давала гарантии сохранения за Россией своего влияния в регионе. Особенно рельефно это прослеживалось в период демарша президента Молдавии Владимира Воронина во время подписания «плана Козака» и его разворота в сторону западных стран. По этой причине затеянная Россией игра по смене лидера Приднестровья может обернуться совсем иными последствиями, чем это планируют в Москве.
Молдавия: президентский марафон
Президентские выборы в Молдавии должны состояться 18 ноября. Как известно, страна уже два года живет без главы государства, поскольку все предыдущие попытки его избрания оказались безрезультатными.
Нынешняя расстановка политических сил в Молдавии не позволяет ожидать избрание президента. Для этого у правящего альянса «За европейскую интеграцию» не хватает голосов, а молдавские коммунисты не намерены поддерживать кандидатуру коалиции. В итоге сложилась тупиковая ситуация, когда основные игроки молдавской политики не утруждают себя поиском компромиссов. Доминирующей идеей стала борьба за власть, которую ведет сотня депутатов парламента.
Состоявшиеся в октябре переговоры премьер-министра Молдавии Влада Филата с лидером Партии коммунистов Владимиром Ворониным дали надежду на выход страны из политического кризиса. Договоренности между ними и размен постами в структурах исполнительной и законодательной власти могли привести к избранию президента. Однако в таком развитии событий не заинтересованы в ЕС, обоснованно усматривая в подобном сценарии усиление политически гибких коммунистов и ослабление позиций других партий, входящих в коалицию. В итоге Филат был вынужден отыграть назад и, отказавшись от президентских амбиций, поддержать кандидатуру альянса «За европейскую интеграцию» Мариана Лупу.
В поисках новых решений
Россия заинтересована в улучшении отношений между Молдавией и Приднестровьем, видя в этом путь к решению конфликта, который давно уже находится в стадии стабильного, но безрезультатного переговорного процесса. В значительной степени причины этого кроются в политике Молдавии в отношении Приднестровья, которая носит двойственный характер. Основные политические силы Молдавии заявляют о необходимости решения конфликта и в то же время проводят политику, которая ставит своей целью реинтеграцию с Румынией.
Впрочем, идея интеграции Молдавии в Румынию является скорее лозунгом, в практической реализации которого не заинтересованы ни Бухарест, ни Кишинев. В Румынии тема собирания земель используется в качестве инструмента консолидации политических сил. Кроме того, Бухарест уже решил для себя ближайшие задачи, связанные с усилением влияния на молдавскую внешнюю и внутреннюю политику. Более того, для ЕС отсутствие официальных договоренностей по конфликту сохраняет пространство для политического маневра и расширяет политический инструментарий оказания давления на Тирасполь и Кишинев.
Предстоящие выборы в Молдавии и Приднестровье активизировали российскую политику. Расчет делается на новые политические фигуры и договоренности, которые должны усилить позиции России в регионе. В контексте данного подхода следует рассматривать октябрьскую встречу и договоренности российского премьер-министра Владимира Путина и премьер-министра Молдавии Влада Филата. Россия пошла на значительные уступки Кишиневу, тем самым поддержав молдавского премьер-министра как потенциального кандидата в президенты. В России рассчитывали, что подобные договоренности позволят улучшить двусторонние отношения, скорректируют политику Кишинева с учетом российских интересов. Однако отказ Филата от президентских притязаний показал хрупкость договоренностей. Тем более что расширение политического сотрудничества вряд ли достижимо за счет газовых преференций и увеличения доли молдавского вина на российском рынке. Эти шаги тактического характера. В них больше заинтересованы в Кишиневе, рассчитывая таким образом решить текущие экономические проблемы, не меняя внешнеполитического курса.
Главная проблема для России в Молдавии как раз и заключается в том, что сложно рассматривать в качестве стратегических партнеров нынешних членов парламентской коалиции. Основные политические силы Молдавии придерживаются прозападных, прорумынских позиций. Стоит отметить, что и при Воронине внешняя политика Молдавии была направлена на расширение сотрудничества с западными странами.
Поэтому предоставленные Молдавии экономические преференции до выборов президента и однозначная поддержка альтернативного кандидата в Приднестровье оставляют много вопросов относительно будущего региона и позиций в нем России.