Российские военно-морские силы обеспечивают стабильность на Каспии.
Фото Reuters
США поддержали стремление Евросоюза приступить к строительству Транскаспийского трубопровода. Об этом на днях заявил посол США в Азербайджане Мэтью Брайза на встрече членов Каспийского интеграционного делового клуба (CEIBC). По его словам, строительством Транскаспийского трубопровода США могут достигнуть стратегических целей: «Именно поэтому США заинтересованы в данном проекте». Напомним, ранее Европейский союз сообщил, что в октябре приступает к переговорам между Туркменией и Азербайджаном, с тем чтобы до конца нынешнего года подписать трехстороннее соглашение о строительстве газопровода по дну Каспия.
В Москве на заявление о Транскаспийском трубопроводе отреагировали сдержанно, но дали понять, что Россия будет всячески препятствовать реализации этих планов. Кремль в отличие от Брюсселя не считает возможным прокладывать трубопровод по дну Каспийского моря до определения правового статуса этого крупнейшего водоема. В российском ведомстве также предостерегают, что вмешательство третьей стороны способно серьезно осложнить ситуацию в этом регионе, отрицательно сказаться на ведущихся пятисторонних переговорах по новому правовому статусу Каспийского моря.
Принятая резолюция ЕС, по мнению экспертов, участвовавших в конференции «Парадигмы международного сотрудничества на Каспии» в Актау в середине сентября, приковывает внимание международного сообщества к Каспийскому морю, причем возвышая геополитическую значимость этого водоема до значимости Персидского залива и Средиземноморья. «К позиции Москвы и Тегерана может присоединиться и Астана, которая ведет себя пока довольно сдержанно. Тем временем напряжение в регионе растет. Налицо не просто стремление Евросоюза обеспечить себя альтернативными российскими углеводородами, но и сознательное провоцирование конфликта на Каспии. Что может быть в дальнейшем использовано для перевода его в вооруженную плоскость», – полагает ведущий эксперт Института востоковедения РАН Александр Князев. Не случайно, по мнению эксперта, российская дипломатия считает важным достижением решение последнего Каспийского саммита о недопущении в сферу безопасности региона внешних игроков.
«Каспий важен как коммуникационный узел. У него потенциал, который пока не оценен по достоинству. Для России и Казахстана – это прямой коридор к портам Персидского залива. В иранских экспертных кругах есть проекты о передаче в аренду на длительный срок ряда портов в Персидском заливе России и странам региона», – сказал Князев.
Опасность конфликта на Каспии хотя и маловероятна, но тем не менее существует. «И это несмотря на то, что прикаспийские страны по итогам саммитов в Тегеране и Баку обязались не использовать вооруженные силы для решения проблем на море и не предоставлять свою территорию для агрессии против других прикаспийских стран», – отметил эксперт Центра изучения Кавказа и Центральной Азии Института востоковедения РАН Станислав Притчин. Это очень важный момент, так как Каспийское море объявлено морем мира. Но в практической плоскости шаги по созданию действительной системы региональной безопасности пока не предпринимались. Поэтому эксперты не исключают негативного развития событий на Каспии, когда одна из прикаспийских стран может допустить военное присутствие какой-либо нерегиональной страны. Это станет концом той неуверенной, но все-таки стабильности, которая наблюдается в Прикаспийском регионе сегодня. На конференции прозвучали вполне обоснованные предположения многих экспертов о том, что строительство Туркменией и Азербайджаном транскаспийских трубопроводов может обернуться активизацией иранских, а может, и российских вооруженных сил, диверсионной деятельности. Все это может вылиться в полномасштабную войну. Тем более в условиях высокой милитаризации стран бассейна.
«Российские инициативы по созданию совместного (пятистороннего) механизма обеспечения безопасности «КасФор» не поддерживаются тремя постсоветскими прикаспийскими республиками из опасений, что это будет использовано РФ в целях усиления своего влияния в регионе. Правда, в то же время мощь российской Каспийской флотилии ВМФ так или иначе превосходит сумму военных возможностей на Каспии остальных прибрежных государств», – отметил Притчин. При этом эксперт надеется, что еще до начала строительства Транскаспия инвесторы учтут все возможные риски.
Транскаспийский газопровод протяженностью около 300 километров планируется проложить от туркменского берега Каспия до азербайджанского. Переговоры Туркмении с Евросоюзом и другими странами о строительстве Транскаспийского газопровода ведутся с конца 90-х годов прошлого века. В реализации проекта заинтересован не только Евросоюз, но и Туркмения и Азербайджан.
В ЕС не видят, что может помешать этим планам: неурегулированность статуса Каспия или экологическая составляющая не могут стать препятствием на пути реализации Транскаспийского трубопровода. В Брюсселе заявляют, что на переговорах с Ашхабадом и Баку вопросы о разделе акватории затрагиваться не будут. Поскольку труба пройдет по территории Азербайджана и Туркмении и вне зависимости от статуса Каспия у других прикаспийских государств, полагают европейцы, нет права останавливать это строительство.
Ашхабад и Баку готовы принять участие в этом проекте. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов обещал продавать ЕС туркменский газ у своих границ. При этом он предложил четыре способа доставки топлива в Европу, назвав, однако, строительство Транскаспийского трубопровода по дну Каспия до Азербайджана приоритетным. Тогда же Бердымухамедов впервые заявил, что вопросы юридического оформления трубопровода при отсутствии делимитации морского шельфа на Каспии касаются только тех стран, по чьей территории пройдет трубопровод, разделив таким образом позицию ЕС. Ашхабад готов поставлять в европейском направлении до 40 млрд. куб. газа в год, из которых 10 млрд. куб. в год может обеспечить работающая на морском блоке Туркмении малайзийская компания Petronas, а остальной объем может быть обеспечен за счет восточных месторождений, доставляемых посредством внутреннего газопровода Восток–Запад.
Азербайджан также планирует поставить в страны Евросоюза десятки миллиардов кубометров природного газа в год. Однако сперва Баку должен уладить отношения с Анкарой. «Мы надеемся на успешное завершение переговоров с Турцией, это откроет путь азербайджанскому газу в Европу», – заявил президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев. После решения транзитных вопросов с Турцией Азербайджан готов поставлять в Европу 2 млрд. куб. в год, а с 2017–2018 годов – по 10 млрд. куб. в год с последующим наращиванием объемов.
Между тем в Вашингтоне усмотрели угрозу в заявлении Москвы и устами Брайзы дали понять, что вмешательство в переговоры третьей стороны в реализацию Транскаспийского проекта недопустимо. «Это проект, зависящий от ЕС, Туркмении и Азербайджана. Как будут Туркмения и Азербайджан сотрудничать с Европой – никого больше не касается. Никто другой не может вмешиваться в это дело», – заявил американский дипломат. На встрече в CEIBC он отметил, что «чьи-то попытки вести себя с вами как «старший брат» безуспешны, ибо вы независимы и самостоятельно выражаете свою позицию».
Напомним, что Транскаспийский проект появился в 1996 году как проект, альтернативный российско-турецкому проекту «Голубой поток». Это совпало с объявлением со стороны США Черноморско-Каспийского региона зоной своих стратегических интересов. Тогда же был создан Транскаспийский консорциум, в который вошли американские энергетические компании. В 1998 году правительство США выделило 1,3 млн. долл. на составление ТЭО проекта, который предусматривал подачу газа с восточных месторождений Туркмении в турецкий Эрзерум. Завершить строительство газопровода, по которому планировалось экспортировать 16 млрд. куб. газа в год в Турцию и еще 14 млрд. куб. газа в год в Европу, не удалось. Президент Туркменбаши, усмотрев для себя невыгодные условия финансирования, заморозил проект. Полноценную прибыль Ашхабад получил бы только лишь на 16-й год после вывода газопровода на проектную мощность. Будет ли реализован проект теперь, эксперты сомневаются. В частности, директор аналитического центра «ПолитКонтакт» Андрей Медведев называет этот проект «политическим блефом». «Наличие трудного рельефа дна и высокая сейсмическая нестабильность района являются главными противниками Транскаспия», – отметил Медведев. Кроме этого есть еще ряд сопутствующих, но не менее главных причин, по которым этот проект реализован не будет.