0
3779
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.09.2011 00:00:00

Осень памятных дат в войне с терроризмом

Наталья Бурлинова

Об авторе: Наталья Валерьевна Бурлинова - кандидат политических наук, президент центра поддержки и развития общественных инициатив "Креативная дипломатия".

Тэги: терроризм, война


терроризм, война Недавний бой у посольства США в Кабуле показал слабость афганских сил безопаности.
Фото Reuters

11 сентября 2011 года Америка отметила десятую годовщину страшной трагедии, случившейся ровно десять лет назад и изменившей не только облик Соединенных Штатов, но и весь современный международный контекст. В конце сентября минует ровно десять лет с момента первых авиаударов, нанесенных силами США и Великобритании по территории талибского Афганистана, положивших начало многолетней военной кампании в этой стране. 20 сентября исполнится десять лет с момента объявления президентом Джорджем Бушем-младшим в ходе выступления в Конгрессе «глобальной войны терроризму». В конце года ожидается вторая Боннская конференция по Афганистану, на которой будут говорить о достигнутых результатах.

Одним словом, завершающиеся месяцы текущего года богаты на памятные даты, непосредственно связанные с событиями сентября десятилетней давности.

10 лет спустя мало что изменилось. Война с терроризмом продолжается, Соединенные Штаты все также стремятся подмять под себя международную систему, только теперь, при президенте Обаме, это происходит не так бесцеремонно, как во времена Буша, и с серьезной оглядкой на экономику. В Афганистане американцы по-прежнему находятся в состоянии затяжной войны с талибами, которые, судя по боевой активности, не собираются сдаваться на милость противника. Более того, они активно продолжают военные действия непосредственно против США. 13 сентября в Кабуле произошла серия терактов, целью которых в том числе стало посольство США в этой стране. В этой ситуации США и НАТО уступать талибам не намерены и готовы упорствовать вплоть до 2014 года, когда большая часть союзников по НАТО и международной коалиции выведут свои военные контингенты. Причем, судя по утечкам в СМИ, американцы собираются «упорствовать» и после 2014 года, но несколько в ином формате и на других юридических основаниях.

Присутствие США в Афганистане сохранится

19 августа британская газета Daily Telegraph сообщила: вполне вероятно, что американские войска останутся в Афганистане по крайней мере до 2024 года. Эта информация не является новой. О том, что американцы ведут переговоры с правительством Карзая на предмет заключения двустороннего стратегического соглашения о долгосрочном размещении американских военных баз на афганской территории, сообщалось и ранее. Да и было бы наивно думать, что после десятилетней войны в Афганистане американцы возьмут и просто уйдут из этой страны без сохранения какого-либо своего присутствия. И дело здесь не только в том, что при условии полного вывода иностранных войск из Афганистана не исключается реставрация режима талибов, по крайней мере есть все предпосылки к новому витку тлеющей гражданской войны.

Видимо, вопрос и не в том, что Вашингтон опасается талибов, с отдельными представителями которых они, по всей видимости, ведут переговоры уже давно и с переменным успехом. Формально США выполнили задачи, поставленные перед собой в самом начале войны, – ликвидировали бен Ладена, свергли режим «Талибана» и заложили каркас (пускай и чисто формально) демократического Афганистана. Остается только передать контроль над безопасностью создаваемой афганской армии и полиции, и пора уходить. Казалось бы, чего же еще? Но получается так, что американцы остаются, причем надолго, точно до 2024 года. Зачем? Ответ на вопрос в духе «обеспечения стабильности региона и гарантии невозвращения талибов» не должен никого вводить в заблуждение.

Американцы остаются в Афганистане, чтобы обеспечивать свои геополитические интересы во всем регионе. Для этого нужны базы, плацдарм, контроль над регионом. Присутствие США в Афганистане позволяет обеспечить контроль над регионом, поскольку военные объекты США под военную операцию локализуются по многим соседним с Афганистаном странам. Это позволяет Штатам распространять свои геополитические интересы далеко за пределы традиционной сферы влияния (Пакистан, Индия), создает постоянную военную угрозу, например для Ирана.


Афганские солдаты охраняют базу войск США в провинции Кумар.
Фото Reuters

Как уходить НАТО?

Можно только представить, с какой радостью европейские члены альянса восприняли июньское выступление Обамы, в котором американский президент объявил на весь мир о начале постепенного вывода американских (а значит, и натовских) сил из Афганистана. И нет никакого сомнения в том, что европейские союзники Вашингтона по альянсу и коалиции Международных сил, за исключением самых верных и стойких (например, Великобритании или Грузии) не преминут вывести свои национальные контингенты в срок. Причем самые прозорливые намекали на это еще несколько лет назад. Так, выступая в октябре 2009 года, французский президент Николя Саркози сказал: «Должны ли мы оставаться в Афганистане? Я скажу да. Оставаться, чтобы победить. Не против Афганистана, а за Афганистан. Но Франция больше не пошлет туда ни одного солдата».

Хотя срок начала вывода американских сил из Афганистана обозначен, вряд ли стоит ожидать строгой привязки действий НАТО к этой дате. Здесь стратегия альянса заключается в постепенной передаче ответственности в руки самих афганцев. Действительно, представляется, что в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе у Запада нет другого выбора, как оставаться в Афганистане. Ситуация в этой стране пока крайне нестабильна, перспективы программы национального примирения туманны, возможности талибов хотя существенно подорваны, но не уничтожены полностью. Имеющаяся численность афганской армии и полиции не позволяет правительству Афганистана самостоятельно поддерживать порядок в стране. Вряд ли кардинально изменит ситуацию планируемое к текущей осени увеличение афганской армии и полиции на несколько десятков тысяч человек. Под вопросом готовность афганской армии противостоять талибам в случае ухода НАТО и США. Серьезной проблемой остается техническое обеспечение сил безопасности, а также качество солдатского и офицерского корпусов. Не менее важной остается идеологическая ориентация афганских солдат и полицейских.

Даже в ситуации, когда афганская армия будет полностью подготовлена, а фаза стабилизации, предусмотренная операционным планом НАТО, завершится, представляется маловероятным полное уничтожение талибов. Талибы останутся, даже если не в Афганистане, то на территории Пакистана, где в приграничных провинциях они чувствуют себя вполне комфортно и свободно, поскольку пакистанские военные и спецслужбы заинтересованы в использовании фактора талибов в той сложной геополитической игре, которую в регионе ведет Исламабад.

Безусловно, европейцы хотели бы уйти из Афганистана как можно скорее, но, учитывая непрекращающееся партизанское сопротивление со стороны талибов, а также реальный уровень подготовки афганской армии и полиции на сегодняшний день и еще целый ряд факторов, которые требуют присутствия иностранных сил в Афганистане, думается, что говорить об уходе НАТО преждевременно. Запад должен думать о том, как после своего ухода оставить Афганистан в относительно собранном и стабильном состоянии. Поэтому сегодня для НАТО и США актуален вопрос, «как» уйти из Афганистана непобежденной, нежели «когда» уйти.

Однако уход НАТО из Афганистана – это еще не решение всех проблем, с которыми организация столкнулась за долгие годы своего присутствия в этой стране. В Афганистане альянс на своих и чужих ошибках приобрел огромный опыт, причем не только военный, но и политический. Поэтому России стоит повнимательнее понаблюдать за тем, насколько хорошо альянс усвоил уроки Афганистана и в какой степени эти уроки определяют процесс непрекращающейся адаптации альянса к новой реальности, а также направления его дальнейшей активности на ближайшие десять лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2503
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3135
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2330
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4118

Другие новости