Пан Ги Мун поддерживает тесные контакты с главами представительств стран–членов СБ, в том числе с Виталием Чуркиным.
Фото Юрия Паниева
На минувшей неделе в Нью-Йорке открылась 66-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. О том, какие сегодня задачи стоят перед Всемирной организацией, обозреватель «НГ» Юрий Паниев беседует с постоянным представителем Российской Федерации при ООН Виталием Чуркиным.
– Каким вопросам посвящена нынешняя сессия Генассамблеи?
– Повестка дня 66-й сессии включает около 170 пунктов. Самых разнообразных – от урегулирования региональных конфликтов, решения проблем в сфере разоружения, противодействия новым вызовам и угрозам, укрепления правовых основ в межгосударственных отношениях, защиты прав человека до реформы системы глобального управления, обеспечения устойчивого развития, продовольственной и энергетической безопасности, борьбы с изменением климата.
– С какими инициативами намерена выступить Россия?
– Нами подготовлены проекты решения Генассамблеи по мерам транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности и резолюции «Достижения в сфере информационных задач и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». В резолюции будет зафиксирована необходимость выработки норм, правил и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве с целью пресечения использования информационно-коммуникационных технологий в криминальных, террористических и военно-политических целях, а также для вмешательства во внутренние дела государств. На это же направлено и предстоящее распространение в качестве официального документа Генеральной Ассамблеи проекта «Правил поведения в сфере обеспечения международной информационной безопасности», который был подготовлен нами совместно с партнерами по Шанхайской организации сотрудничества.
ООН стала ведущей «площадкой» по обсуждению проблематики международной информационной безопасности, а нашей стране по праву принадлежит интеллектуальное лидерство в продвижении этого сюжета на международной арене. Еще одной нашей инициативой станет проект традиционной резолюции, осуждающей различные проявления героизации нацизма.
– Какие горячие точки планеты окажутся в фокусе дискуссий?
– Пожалуй, наиболее дискутируемая на сегодня тема – события, захлестнувшие ряд стран Ближнего Востока и Северной Африки. В фокусе внимания – ситуация в арабо-израильском урегулировании, тем более на фоне возможных дипломатических инициатив палестинцев в стенах ООН. Будет продолжена работа по конфликтогенным зонам в некоторых частях Африки, без стабилизации в которых сложно рассчитывать на обеспечение устойчивого развития всего континента в целом.
– Каков ваш прогноз относительно просьбы ПНА к Генассамблее и Совбезу ООН признать Палестину как государство на основе границ 1967 года?
– Здесь следует пояснить один нюанс. Вопросы признания государств не входят в компетенцию ни Генеральной Ассамблеи, ни Совета Безопасности, ни ООН в целом. Это прерогатива государств. Речь идет о возможной просьбе палестинцев принять их государство в члены ООН либо повысить статус Палестины до государства – наблюдателя в Генеральной Ассамблее. В первом случае потребуется рекомендация Совета Безопасности Генеральной Ассамблее, для одобрения которой потребуются голоса как минимум девяти членов Совета при том условии, что никто из постоянных членов СБ не применит вето (а оно со стороны США весьма вероятно). Во втором – за соответствующую резолюцию Генассамблеи должны высказаться по крайней мере две трети членов ООН, то есть 129 государств.
Для нашей страны проблемы признания Государства Палестина не существует. Мы это сделали еще в 1988 году. Всего же палестинское государство на сегодня признали порядка 125 стран.
– Какова роль России в миротворческой деятельности ООН?
– Участие России в ооновском миротворчестве – безусловный императив. По общему числу вертолетов, выделенных в миротворческие операции ООН, мы занимаем второе место среди стран – поставщиков контингентов. У нас есть неплохие показатели и в сфере оказания гражданских авиационных услуг для поддержки ооновских операций. Большое значение также придаем участию в миротворческих операциях российских полицейских и подготовке на базе наших профильных учреждений полицейских кадров из развивающихся стран.
– Не раз доводилось слышать об ООН как о «всемирной говорильне». Кому выгодно дискредитировать ООН?
– Действительно, дискуссий в стенах ООН бывает немало. Однако большинство из них ориентировано на достижение практического результата. Что бы ни случилось, государства-члены несут свои беды на ооновскую «площадку». Именно здесь они предпочитают искать ответ и на глобальные вызовы. Посмотрите, какой объем критически важной работы в плане обеспечения международного мира и безопасности проводится по линии миротворческих операций. А сколько беднейших государств мира или государств, переживших кризисы, видят в ООН источник своей поддержки и опоры. Не будем забывать и о масштабных гуманитарных проектах, осуществляемых ООН, ее спецагентствами и фондами. Без всемирной организации с трудом можно было бы представить даже появление на политической карте мира такого государства, как Южный Судан. Да и его выживание сегодня в значительной мере зависит от ООН и международных структур, действующих с опорой на нее.
– Как продвигается реформа ООН?
– Сама реформа – не самоцель. Главное – адаптировать организацию к современным реалиям. Но делать это следует разумно, в качестве ориентира имея логичную цель – повышение эффективности ее функционирования.
Очевидно, новые потребности должны рождать новые функции. И на этом направлении есть определенные успехи. Достаточно вспомнить, например, реакцию ООН на глобальную террористическую угрозу, особенно после терактов в США 11 сентября 2001 года. Была создана целая система антитеррористических органов, прежде всего по линии Совета Безопасности. Впервые в истории организации государства-члены согласовали Глобальную контртеррористическую стратегию, которая определяет вектор усилий ООН в этой сфере.
Первые результаты приносит деятельность комиссии и фонда по миростроительству. Завершился обзор работы сравнительно молодого Совета по правам человека. Начала функционирование новая структура «ООН-женщины», цель которой – содействие достижению гендерного баланса и развитию прав женщин.
Нельзя не отметить усилия генерального секретаря в таких сферах, как реформа системы управления организации, сокращение административных затрат, укрепление информационно-ресурсной базы, оптимизация кадровой политики, закупочной деятельности, системы надзора. Продолжаются усилия по рационализации и координации работы фондов, программ и спецучреждений ООН.
Кроме того, на «смежном участке» идут межправительственные переговоры по реформе Совета Безопасности с прицелом на достижение максимально широкого согласия в отношении путей придания этому главному органу ООН более представительного характера. Подчеркну, что пока не будет выработана и реализована формула «расширения» СБ, Совет в его нынешнем виде полностью сохраняет свою легитимность и возложенные на него Уставом ООН полномочия. Несмотря на всю критику Совета Безопасности, в частности в связи с событиями в Ливии, возьму на себя смелость утверждать, что его роль в современном мире растет, а значит, и приумножаются возможности России как постоянного члена СБ влиять на происходящие в мире процессы.
– Считаете ли вы целесообразным включение в повестку дня заседаний Совбеза проблем изменения климата?
– Прошедшее 20 июля заседание СБ по климатической проблематике укрепило нас во мнении, что его подключение к рассмотрению гипотетических угроз изменения климата для международного мира и безопасности лишь вызовет ненужную политизацию данного вопроса и будет отвлекать Совет от выполнения его прямых обязанностей по обеспечению международного мира и безопасности. Для обсуждения этой проблематики есть иные «площадки», прежде всего механизм Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
– Говорят, что 66 – число якобы дьявольское. Не вызывает ли оно предубеждений у вас или у ваших коллег?
– Это говорят дилетанты. Настоящие знатоки уже беспокоятся по поводу 666-й сессии Генассамблеи в 2611 году.