Черноморские порты в ожидании иностранных инвестиций.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
За последние несколько лет политика Европейского союза в отношении Черноморского региона претерпела серьезные изменения. Разрозненные инициативы европейцев уступают место скоординированной и долгосрочной политике, нацеленной на решение конкретных задач.
ЕС прилагает значительные усилия, чтобы расширить свое присутствие в Черноморском регионе, который рассматривается в качестве связующего звена между Европой и Каспием, интерес к которому определяется наличием месторождений углеводородного сырья. Помимо этого Черноморский регион приобрел ключевое значение с точки зрения контроля над транспортными артериями и трубопроводами, которым европейцы уделяют повышенное внимание в контексте обеспечения энергетической безопасности.
Продвижению интересов ЕС способствует лояльность стран – потенциальных партнеров. Если Болгария и Румыния являются прямыми проводниками политики ЕС в регионе, то такие государства, как Грузия, Азербайджан, Армения, Молдавия и Украина, а также страна-кандидат Турция, оказывают политическое одобрение европейским инициативам. Хотя их интересы зачастую и не принимаются во внимание. Это наглядно проявляется на примере двух крупных черноморских государств – России и Украины, которые на сегодняшний день остаются в стороне и реализуемого ЕС черноморского проекта.
Одним из значимых последних документов, которым Евросоюз обозначил свое стремление к укреплению влияния в Черноморском регионе, стала резолюции Европарламента, принятая 20 января 2011 года. Документ, получивший название «Стратегия ЕС в отношении Черного моря», стал очередным и, вероятно, не последним документом, который конкретизировал и документально оформил инициативу ЕС «Синергия Черного моря», выдвинутую в 2007 году. Как известно, «Синергия» наметила общие направления деятельности ЕС в регионе, такие как демократия, права человека, безопасность и «замороженные конфликты», энергетика и транспорт, рыболовство и торговля.
Отличительной особенностью «Стратегии» является требование предусмотреть в бюджете ЕС финансирование приоритетных региональных программ, а также подчеркивается необходимость выработки согласованного механизма в реализации Стратегии для Дунайского региона и Стратегии Черноморского региона как единой модели внешнеполитической деятельности ЕС. Исходя из решения данных задач, европейцы намерены наладить плотный мониторинг обстановки в регионе и создать для этого соответствующую правовую базу, определить размер финансирования механизмов воздействия на страны Причерноморья. Все это свидетельствует о том, что ЕС намерен всерьез бороться за лидерство в Черноморском регионе, юридически оформляя свои права на регион.
Инициативы ЕС усиливают региональное соперничество. Прежде всего с Россией, которая хотя и является «стратегическим партнером», но в конечном итоге выступает в качестве основного конкурента. Чтобы снизить российское влияние, европейцы ставят перед собой цель сформировать в Причерноморье альянс государств, чья консолидированная позиция снизит влияние России в регионе. Не случайно Черное море уже объявлено «частично европейским внутренним морем» и «географически преимущественно европейским». В этой пока мягкой, завуалированной форме ЕС намерена расширять свое влияние в регионе.
В реализации заявленных планов в Черноморском регионе ЕС намерен опираться на Болгарию и Румынию. В проведении европейской экспансии в регионе им отводится ведущая роль. Прежде всего это касается вопросов доступа к месторождениям нефти и газа, а также в установлении контроля над маршрутами их транспортировки на внешние рынки. Так, Румыния, несмотря на тяжелое экономическое положение, проявляет особую активность, чтобы стать влиятельным региональным транзитером газа и нефти. За этим просматриваются еще и неприкрытые политические амбиции Бухареста стать лидером в регионе. В свою очередь, европейцы расширяют политическую и финансовую поддержку Бухаресту, который чутко уловил настроения в Брюсселе на осуществление проектов поставок углеводородов в ЕС, идущих в обход России. Например, Болгария и Румыния являются участниками проекта AGRI (Azerbaijan – Georgia – Romania Interconnector) по поставке в Европу через терминалы в Грузии (Кулеви) и Румынии (Констанца) сжиженного азербайджанского газа. Поддержка ЕС и собственные амбиции Бухареста могут привести к усилению позиций Румынии в регионе.
Совсем иное отношение в ЕС к Украине, которая имеет самую протяженную прибрежную линию в Черном море, владеет 19 портами и пока еще обладает геополитическим потенциалом. Несмотря на это, «Стратегия» никак не выделяет Киев, который инициативно пытается привлечь западных инвесторов к финансированию собственного проекта строительства терминала по переработке природного газа в Одессе, Феодосии или Очакове, тем самым претендуя на вовлеченность в европейские проекты. Однако украинские инициативы вызывают в ЕС большие сомнения, что вызвано как чередой внутриполитических кризисов, так и внешнеполитическими метаниями. В итоге Украина оказалась вне европейских инфраструктурных проектов в Черноморском регионе. Так, ЕС намерен прежде всего развивать европейские черноморские и дунайские порты, к которым относятся румынские Констанца, Тулчя, Галац и Браила, болгарские Варна и Бургас. В свою очередь, отсутствие серьезных инвестиций и технического переоснащения может привести к переориентации основных товаропотоков и дальнейшей деградации украинских черноморских портов и припортовой инфраструктуры. В результате в ЕС Украину рассматривают в качестве слабого регионального игрока. Включение Киева в орбиту европейского влияния рассматривается через призму неявного противовеса российской политики в Черноморском регионе. Подтверждением этому является внешнеполитический курс Евросоюза, который учитывает заинтересованность Виктора Януковича иметь внешнеполитическую поддержку и соответственно ее демонстрирует. Однако на переговорах по созданию зоны свободной торговли с Украиной уже не будут церемониться, предлагая условия, учитывающие главным образом интересы Евросоюза.
В контексте планов ЕС расширять свое влияние в Черноморском регионе для России особую роль приобретает региональное сотрудничество с Украиной, что будет отвечать экономическим интересам двух стран и усилит их геополитические позиции. Подобный сценарий вряд ли устроит ЕС, который совсем не заинтересован в появлении новых форматов российско-украинского регионального взаимодействия. Соответственно высокой остается вероятность, что взаимодействие Украины со странами Черноморского региона, как и ее региональная политика в целом, будут подвержены серьезному внешнему влиянию, которое будет направлено на препятствование регионального сотрудничества с Россией.
Ожидается, что проект «Черноморская кольцевая магистраль» свяжет Крым с Краснодарским краем. Фото РИА Новости |
Сложно ожидать, что ЕС оставит Киев в покое даже в случае нейтральной украинской позиции. При этом практически нет гарантий того, что усилия России приведут к развороту украинской политики в Черноморском регионе в сторону ее «пророссийскости». Это означает, что Россия нуждается в собственном «черноморском проекте». Причем речь идет не только об укреплении присутствия в Черноморском регионе. Проблема заключается в сохранении российского влияния на Кавказский, Каспийский, Придунайский и Балканский регионы. От того, насколько уверенно Россия заявит о своих правах, будет в перспективе зависеть ее свобода маневра на всем указанном пространстве. В противном случае она рискует оказаться запертой с юго-западного геополитического направления.
Многое будет зависеть от того, удастся ли России договориться с Украиной, которая сама находится в сложной ситуации, постоянно уступая геополитические позиции. Дальнейшее развитие Украины будет определяться уровнем ее сотрудничества с Россией, в том числе и в Черноморском регионе. По крайней мере соглашение по Черноморскому флоту и отказ Украины от вхождения в НАТО создают для этого определенные политические условия, которыми Киев может воспользоваться. Прежде всего это вопросы региональной безопасности, где Россия может оказать Украине свою поддержку. Появление «Стратегии» ЕС привело в Украине к острой дискуссии по вопросам безопасности в Черноморском регионе и роли страны в формирующейся новой расстановке сил.
Большую роль может сыграть совместная реализация гуманитарных и экономических проектов. Например, создание нового еврорегиона Краснодарский край – Крым, в рамках которого удастся приблизиться к практической реализации таких крупных региональных проектов, как Керченский мост, Черноморская кольцевая магистраль, модернизация черноморских портов и припортовой инфраструктуры.
В Украине не должно быть впечатления, что усиление Румынии является частной инициативой Бухареста. Румынские устремления отражают планы ЕС усилить свое влияние в регионе, что в перспективе может привести к негативным последствиям как для Киева, так и Москвы. Тем более что, как показали последние несколько лет, Украина не в состоянии самостоятельно противостоять нарастающей европейской экспансии в Черноморском регионе.
Появление «Стратегии» не является безобидным фактом, а отражает концептуальные основы развития Евросоюза. ГУАМ, «Восточное партнерство», «Синергия», а теперь и «Стратегия» свидетельствуют о неослабевающих попытках ЕС при поддержке США выстроить систему международных отношений, в которой роль и влияние России было бы минимизировано. Есть основания предполагать, что подобные попытки будут продолжаться, тем самым побуждая Россию искать в лице Украины стратегического партнера в Черноморском регионе.