С июля с.г. численность войск США в Афганистане и размах их боевых операций начнут сокращаться.
Фото David Furst/AFP
«Это только начало» – такими словами президент США Барак Обама сопроводил сделанное им объявление о решении вывести из Афганистана до конца лета будущего года 33 тыс. американских военнослужащих. 10 тыс. солдат будут отозваны до конца нынешнего года, а остальные – в 2012 году.
Предвыборный политический жест? Прежде всего – выполнение данных ранее обещаний. В декабре 2009 года, принимая решение о направлении подкреплений в Афганистан, Обама обещал начать их отвод в июле с.г. Президент пошел гораздо дальше предложений военных (отозвать для начала 5 тыс. солдат) и даже того, что от него все ожидали. Из сделанного объявления вытекает, что Обама будет иметь возможность до ноябрьских выборов будущего года объявить о планах возвращения на родину еще одной порции войск.
Это действительно успешный предвыборный ход. Тем более необходимый в свете ситуации, в которой больше ничем нельзя отличиться: экономика хромает, безработица не снижается, отношения с Конгрессом не из лучших.
Оправданны ли ссылки на успехи в войне, достигнутые со времени прибытия на ТВД 30-тысячного подкрепления? Похоже, что это явное преувеличение. Проведена серия операций на юге, в провинциях Кандагар и Гельменд. Но противник оказался увертлив. Талибы ушли в городские кварталы и там занялись нападениями и терактами. Особенно громкие акции отмечены в почти миллионном по населению городе Кандагаре, центре одноименной провинции: освобождение нескольких сот из образцовой по методам охраны тюрьмы, нападения на провинциальные органы власти. Более того, война распространилась на прежде спокойные северные провинции Афганистана. «Восстание идет вширь» – эта оценка, высказанная видным афганским политологом Хекматом Карзаем в интервью «НГ», отражает суть момента.
Каково продвижение в другой области – налаживании мостов к талибам? Контакты есть. У Хамида Карзая – с Гульбуддином Хекматьяром, не являющимся членом «Талибана», но сотрудничающим с ним. У американцев – с неназванными группами или группой талибов. Известно предварительное требование Хекматьяра – вывести для начала иностранные войска, а потом уж говорить о дележе власти. О позиции тех фигур, на которые вышли американцы, ничего не сообщается. По словам главы Пентагона Роберта Гейтса, она может проясниться лишь к зиме.
Таким образом, решимость Обамы продолжить курс на свертывание войны отражает не столько ситуацию на месте, сколько настроения в США и странах-союзницах. А они сводятся к одному – к усталости от войны, которая длится уже почти 10 лет. В истории США не было столь длительного военного конфликта.
Устало население – от периодически поступающих сообщениях о потерях. Устали законодатели, которым, несмотря на огромный госдолг и бюджетный дефицит, приходится ежегодно выделять крупные суммы на войну. В этом финансовом году – 110 млрд. долл. Эксперты постоянно перемывают эту цифру: на каждого солдата США, находящегося в Афганистане, приходится 1 млн. долл. в год. «Оправдывает ли поставленная цель таких затрат?» – таким вопросом все чаще задаются и эксперты, и политики.
Даже в высших кругах Пентагона в последний период звучали призывы меньше опираться на армию и усилить роль дипломатии в решении внешнеполитических задач, в том числе в деле госстроительства в странах-клиентах. Министр обороны Роберт Гейтс даже предлагал нарастить с этой целью бюджет Госдепартамента. Со схожими тезисами выступил и председатель ОКНШ адмирал Майк Маллен.
Пока речь идет не о полном уходе США из Афганистана. Предполагается, что после 2014 года, когда ответственность за безопасность в Афганистане будет передана афганской армии и полиции, на территории этой страны останутся американские военные базы. Их гарнизоны смогут в случае необходимости оказывать поддержку афганцам. Таков общий курс Вашингтона в регионе – держать ногу просунутой в дверь.
Таким образом, план США для Афганистана почти полностью совпадает с планом, осуществляемым в Ираке. Но реальность его осуществления может быть иной. Главная проблема состоит в том, что у афганской власти практически нет ресурсов для содержания армии и полиции, общую численность которых планируется довести до 400 тыс. человек. Ведь это не Ирак с его богатыми месторождениями нефти и газа. Ныне расходы по содержанию административного аппарата и армии по большей части обеспечиваются за счет внешней помощи. Готовы ли США, страны НАТО и другие государства, заинтересованные в стабилизации обстановки в Афганистане, нести эти затраты?
Еще одно различие между Ираком и Афганистаном касается степени развитости государственных и политических институтов. Здесь мало сил, способных поддерживать нормальный политический процесс, и в решении вопросов по-прежнему часто приходится обращаться к традиционным джиргам. Административный аппарат во многих провинциях поражен коррупцией и беспомощен.
Барак Обама побывал у солдат 10-й горнострелковой дивизии, служивших в Афганистане. Фото Reuters |
Перечень различий можно продолжить, но и этих достаточно для вывода о том, что развитие событий в Афганистане может не пойти по иракскому сценарию.
Ныне в США часто вспоминают дипломатические таланты доктора Генри Киссинджера и его рецепты, применявшиеся в усилиях по завершению Вьетнамской войны. Пожалуй, главным из них было желание добиться договоренности с Ханоем об обеспечении «приличного интервала», позволяющего Вашингтону достойно выйти из войны, оставив дальнейшее решение местным силам. Подобное развитие по вьетнамскому варианту не исключено и в случае с Афганистаном.
Война в Афганистане и другие войны этого периода – в Ираке и Ливии – дают повод и для наблюдения, касающегося военной машины США и вообще методов ее действий в малых войнах. А в них все более заметную роль играет разведывательный компонент – разведслужбы.
Война в Афганистане началась не только с бомбардировки авиацией США немногих объектов режима талибов, но и с появления в стране Северного альянса, потенциального союзника международной коалиции, группы сотрудников ЦРУ с мешком долларов – как свидетельство серьезности намерений. Потом появились наводчики ударов авиации, мастера допросов и т.п.
Со временем участие ЦРУ стало еще более широким. В его ведении ныне находится дроновая война на смежных территориях Пакистана – выявление целей, направление на них вооруженных ракетами беспилотников и т.п. Поиск и уничтожение террориста № 1 Усамы бен Ладена также были осуществлены под руководством Лэнгли. Заслугу в проведении этой операции приписывают лично директору ЦРУ Леону Панетте.
С 1 июля Панетта станет новым министром обороны США, а генерал Дэвид Петреус должен сменить его на посту директора ЦРУ (он пока не утвержден Сенатом). Именно их важнейшей заботой будет осуществить план завершения войны в Афганистане по иракскому варианту и не допустить событий по вьетнамскому сценарию.
Попутно отметим, что три войны эпохи борьбы с терроризмом отмечены изменением методов и тактики ведения военных действий. Они стали как бы разведывательно-военными. Соответственно в нынешних условиях выглядят вполне оправданными звучащие иногда предложения дополнить термин ВПК еще одним словом. Теперь это явно военно-промышленно-разведывательный комплекс.