Празднование Дня Победы во Львове завершилось кровопролитием.
Фото Reuters
Волна нестабильности в Украине, прологом к которой стали события во Львове в День Победы, захлебнулась через несколько дней. Если у оппозиции была надежда, что вспышка идеологического противостояния наложится на общее недовольство социально-экономической политикой и перерастет в новую революцию, то она не оправдалась. Властям удалось взять под контроль ситуацию. Однако нерешенными остаются проблемы, порожденные львовскими событиями в российско-украинских отношениях.
Причиной драк во Львове, в ходе которых пострадал российский консул, стало прямо противоположное отношение к Советской армии местных националистов и приехавших в город пророссийски настроенных граждан. Одни пытались почтить память героев-освободителей, другие поставили знак равенства между «советскими и фашистскими оккупантами»┘
На ситуацию немедленно отреагировали российские МИД и Госдума, которые потребовали от украинской власти наказать организаторов и участников «кощунственных провокаций во Львове». Российские депутаты в своем заявлении четко указали: «Представители ряда украинских националистических организаций при фактическом попустительстве властей города Львова совершили акты вандализма в отношении главных символов Победы, напали на ветеранов Великой Отечественной войны, растоптали мемориальный венок, который должен был быть возложен на военном кладбище».
Безапелляционный тон заявлений вызвал недоумение в Киеве. Комментарий представителя украинского МИДа в переводе с дипломатического языка стал фактически рекомендацией не искать соринку в чужом глазу, а заметить бревно в собственном: «Украинский народ с болью в сердце наблюдает за активизацией националистических движений в России. Искреннее возмущение вызвали беспорядки радикалов на Манежной площади в Москве в декабре прошлого года, когда имели место грубые факты нарушения норм Европейской конвенции о правах человека».
Советник-посланник российского посольства в Украине Всеволод Лоскутов вынужден был обратить внимание на некорректный тон украинского заявления. Депутат Госдумы Сергей Марков согласился, что прошлогодние события в Москве и нынешние во Львове имеют совершенно разную природу и причины, сравнивать которые не стоит. «Это заявление (украинского МИДа. – «НГ») сделано под влиянием эмоций и не отражает позицию власти Украины», – предположил он, допустив, что подготовкой текста занимались «мелкие чиновники».
Депутат от правящей Партии регионов Юрий Мирошниченко объяснил, что украинская власть заинтересована в том, чтобы события, подобные львовским, не повторялись. Поэтому Киев сразу же начал расследование инцидента, и команду Януковича нельзя было упрекнуть в попустительстве радикалам, нарушающим закон. Однако активисты «России молодой», пикетировавшие украинское посольство в Москве с лозунгом: «Янукович, останови фашизм!», фактически убеждали в обратном. Политические заявления, прозвучавшие с российской стороны, тоже способны создать в российском обществе впечатление, что Киев бездействует.
Юрий Мирошниченко не разделяет столь радикальных взглядов. Но подчеркнул, что российским депутатам стоило бы посоветоваться с украинскими коллегами, чтобы не провоцировать усиление идеологического противостояния.
«У нас есть межпарламентская ассамблея, созданы достаточно стабильные и системные связи – для того, чтобы не подливать масло в огонь», – сказал он.
В Киеве обиделись еще и потому, что российская сторона не обратила внимания на сложность ситуации, в которой оказалась команда Януковича. Вспышки идеологического противостояния по линии Восток–Запад бывали и раньше. Но сейчас они возникли накануне прошедшего в минувшую субботу «Дня гнева» – акции протеста против социально-экономической политики властей. Реформы, проводимые командой Януковича, вызывают всеобщее недовольство, а поэтому ситуация вполне могла стать неконтролируемой. Тем более что проблемы, связанные с уровнем жизни, волнуют граждан гораздо больше, нежели вопросы государственного языка, символики, истории. Скоординированные и жесткие действия правоохранительных органов в отношении зачинщиков львовских беспорядков, а также судебный запрет на проведение «Дня гнева» не позволили организаторам осуществить задуманное: вместо заявленных ранее десятков тысяч в уличном протесте приняли участие сотни людей. Члены Партии регионов охарактеризовали ситуацию как провал пиар-акции оппозиции. На этом Киев на какое-то время стабилизировал ситуацию: все, кто хотел драки, выпустили пар, снизив общий протестный потенциал в обществе.
Однако в украино-российских отношениях, осложнившихся после 9 мая, остались открытые вопросы. Это подтвердило субботнее заявление президента РФ Дмитрия Медведева, который поставил в один ряд Украину с Эстонией и Грузией. «Что касается Эстонии, Грузии, Украины – мне это также печально, смотреть противно┘ Это свидетельствует о незрелости политических устоев в этих странах», – прокомментировал он факты активизации профашистских организаций. «Но не наше дело их критиковать. Это дело избирателей – формировать собственную власть, – сказал российский президент, далее адресовав в том числе и украинскому коллеге тревожный сигнал. – Если власть пляшет на костях людей, которые когда-то защищали их страну, мы должны понимать, какое у нас отношение будет к этой власти, и исходя из этого выстраивать нашу внешнюю политику».
Эксперты предполагают, что ситуация может осложнить запланированную на июнь встречу президентов Украины и РФ. Тем более что коммунисты двух стран, а также украинские активисты пророссийских организаций планируют в день начала войны пройти по Львову с красными флагами.
Киев