Визит Радослава Сикорского в Бенгази отражает один из приоритетов внешней политики Польши.
Фото Reuters
1 июля 2011 года Венгрия передаст председательство в ЕС Польше, самой крупной и влиятельной стране так называемой Новой Европы. Несмотря на то что Лиссабонский договор значительно сузил роль председателя в ЕС, его привилегией остается акцентирование отдельных направлений, определение шагов и мероприятий по развитию европейской интеграции и решению насущных проблем. Приоритеты польского председательства в целом сформулированы. Это и реализация программы «Восточное партнерство», это и безопасность Европы, в том числе энергетическая, и бюджет ЕС, и проблемы экономического роста, и дальнейшее расширение Евросоюза. Однако не исключено, что повестка дня польского председательства будет меняться в соответствии с новыми вызовами Европе, в частности, связанными с последствиями арабских революций.
Одним из наиболее продуктивных форматов для обсуждения и выработки общей стратегии ЕС руководство Польши в период своего председательства видит формат «Веймарского треугольника». Трехсторонние германо-франко-польские саммиты начали проводиться с 1991 года, когда в немецком Веймаре встретились министры иностранных дел трех стран.
Новое «Восточное партнерство»?
«Год председательства в ЕС Венгрии и Польши станет годом «Восточного партнерства», поскольку обе страны считают этот проект приоритетным», – заявил польский министр иностранных дел Радослав Сикорский. Как известно, проект был представлен в 2008 году на заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешним связям Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции и включает шесть постсоветских государств – Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию. Стратегическими партнерами Польши в «Восточном партнерстве» являются Украина и Молдова, но, по словам министра, и Белоруссии, если она выберет путь реформ, будет оказана вся возможная поддержка.
Польша вынашивает амбициозный план существенного усиления финансирования «Восточного партнерства» путем создания так называемого Клуба друзей из числа стран, не являющихся членами ЕС. В частности, Польша предложила России стать донором «Восточного партнерства». Как известно, эта программа, не включавшая Россию, первоначально воспринималась Москвой не иначе, как «дружба против России». «Перезагрузка» российско-польских отношений сгладила многие острые углы в отношении этой программы. Сегодня руководство Польши заявляет, что «отказалось от той логики, согласно которой все, что плохо для России, хорошо для Польши». Москва, со своей стороны, рассматривает возможность участия в отдельных проектах программы. По мнению некоторых российских и польских аналитиков, период председательства Польши в ЕС будет периодом освоения Россией и ЕС сотрудничества по программе.
Вместе с тем многие аналитики считают, что, несмотря на заявленный приоритет «Восточного партнерства», Евросоюзу в период польского председательства придется переключиться с Восточной Европы на Южное Средиземноморье. Для большинства государств – членов ЕС последствия событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке важнее, чем относительно стабильная ситуация в Восточной Европе.
Энергобезопасность и энергоэффективность
Во второй половине 2011 года ЕС планирует принять много важных решений, связанных с энергетическим сектором. Энергобезопасность традиционно является сферой особого внимания Польши. Именно польские специалисты обнаружили серьезные упущения в директиве Европейского совета о мерах по обеспечению бесперебойных поставок газа от 2004 года и именно при участии польских парламентариев были приняты новые правила, определяющие понятие кризиса в поставках природного газа и механизмы солидарного вмешательства в такие кризисы. Проблемы создания единого энергетического рынка, которое должно быть завершено к 2014 году, а также вопросы его финансирования будут находиться в центре пристального внимания Польши. Кроме того, во время польского председательства ЕС должен будет согласовать правила о прозрачности энергетического рынка по принципу существующих правил для финансовых институтов. Польша также ставит задачу в период своего председательства продвинуть выработку внешней энергетической политики ЕС, подразумевающей формирование единых подходов к основным поставщикам энергии в Европу – России и арабским государствам.
Польше придется нелегко и в связи с тем, что около 60% польской электроэнергии вырабатывается ТЭС на основе каменного угля, в то время как политика ЕС по климату и окружающей среде ограничивает использование угля в качестве топлива. Именно в период польского председательства пройдет Климатическая конференция ООН в Дурбане по сокращению выбросов парниковых газов. Очевидно, что в ближайшем будущем Польша будет не в состоянии отказаться от использования угля, поэтому основной акцент в период польского председательства будет сделан на энергоэффективности.
Вызовы и шансы
Очевидно, что не все заявленные приоритеты могут быть реализованы в период польского председательства. Так, например, несмотря на то что Польша является сторонницей расширения Евросоюза, маловероятно, что три кандидата – Хорватия, Турция и Исландия – войдут в ЕС в период польского председательства. У Хорватии, которая достаточно близко подошла к финишу, остаются нерешенными пограничные вопросы с соседями. Есть у ЕС претензии к взаимодействию Загреба с Международным трибуналом по бывшей Югославии. Членство Турции в ЕС выглядит в принципе проблематичным из-за оппозиции Франции, Германии и ряда других стран. Исландия, которая в принципе наиболее готова к вступлению, утратила былой энтузиазм вследствие экономического и финансового кризиса.
Принятие бюджета ЕС на 2014–2020 годы также вызовет много споров, ряд стран хочет, чтобы этот бюджет был небольшим, и пытается отстранить Европейский парламент от участия в его обсуждении. Польша, по утверждению некоторых аналитиков, уже подготовила план по проведению бюджетных дебатов, в основу которых положены не квоты, а сам принцип деления европейского пирога. Но не ясно, устроит ли этот подход других членов ЕС.
Проблему для польского председательства представляют грядущие в октябре парламентские выборы, которые могут отразиться на эффективности польского председательства. Очевидно, что оно станет объектом жесткой критики со стороны оппозиции, традиционно отстаивающей польский суверенитет в европейских делах.
Однако, несмотря на все эти вызовы, председательство в ЕС – большой шанс для Польши утвердить свои позиции в Евросоюзе и за его пределами, доказать брюссельской бюрократии, что она обладает особыми дипломатическими возможностями в Восточной Европе, в первую очередь на российском направлении. Еще в декабре 2006 года на неформальном саммите «Веймарского треугольника» в немецком Метлахе Германия, Франция и Польша объявили Россию стратегическим партнером. После пятилетнего перерыва на саммите «Веймарского треугольника» в Варшаве 7 января 2011 года президент Польши Бронислав Коморовский впервые официально пригласил российского президента Дмитрия Медведева принимать участие во всех саммитах в качестве гостя. Это приглашение – конкретное свидетельство того, что отношения между Россией и Польшей обретают новое качество. Используя формат «Веймарского треугольника», Польша как лидер так называемого балтийского ядра могла бы стать инициатором «перезагрузки» отношений России и стран Балтии. Этот незаявленный приоритет председательства Польши мог бы стать самым заметным ее вкладом и в ЕС, и в дело укрепления европейской безопасности.