"Атомный купол" в Хиросиме – наглядное напоминание об ужасах ядерной бомбардировки.
Фото Reuters
Хиросима и Нагасаки заложили в национальную психику японцев «атомную аллергию». Фукусима, несомненно, усилит эту аллергию, и ее проявления начнутся сразу после выхода страны из острой фазы нынешнего кризиса. Политические деятели и ученые, демонстранты и журналисты будут требовать не только ужесточения контроля над мирным атомом, без которого лишенная нефти и газа страна не может развивать экономику. Речь неизбежно пойдет и о ядерном оружии на американских военных базах и кораблях, которые заходят в японские порты. А еще о собственном ядерном оружии, к обладанию которым призывают военные руководящего звена и влиятельные политики.
Работая в 80-е годы в Японии, я часто писал о протестах японских пацифистов, коммунистов, буддистов, активистов молодежных, профсоюзных, женских организаций против американских баз и ядерного оружия, размещенного на них. Молодые люди с платками на лицах штурмовали проходную военно-морской базы «Йокосука», которая соседствует с красивейшим портом Йокогама.
Рыбаки своими корабликами с антиядерными лозунгами на бортах бросались наперерез атомным подводным лодкам, швартовавшимся в порту Сасэбо на острове Кюсю. Взявшись за руки, демонстранты брали в живое кольцо базу ВВС США Ацуги в окрестностях Токио. Ежедневные акции протеста происходили по периметру гигантской авиабазы Кадэна на Окинаве и рядом с базами морской пехоты, которые считались местными жителями хранилищем ядерного оружия для всей американской авиации и морских сил в Тихом океане. Посещая брифинги в пресс-центре внешнеполитического ведомства, я задавал вопросы о наличии ядерного оружия на примерно 90 американских базах в Японии или на борту посещающих их военных кораблей и самолетов. Вежливые сотрудники «Гаймусё», японского МИДа, неизменно напоминали о «трех безъядерных принципах» своего правительства – не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие. Они были или не вполне искренни, или не вполне информированы.
Правда всплыла на поверхность позже. Японское правительство в марте 2010 года признало существование между Токио и Вашингтоном нескольких секретных договоренностей, нарушавших «три безъядерных принципа». Предусматривается, что Япония молчаливо соглашается с наличием ядерного оружия на прибывающих в страну американских кораблях и самолетах. Выяснилось, что в 1960 году в ходе подготовки к подписанию действующего и поныне американо-японского Договора безопасности Токио дал согласие на посещения американских военных кораблей и самолетов с ядерным оружием на борту без уведомления японских властей. Кстати, предложение двух из Курильских островов Японии, сделанное в 1956 году, было аннулировано правительством СССР через несколько дней после подписания этого договора. Японское правительство подражало «трем мудрым обезьянам», которые ничего не видят, не слышат и не говорят даже после провозглашения в 1967 году государственной политикой знаменитых «трех безъядерных принципов». Тогдашний премьер Эйсаку Сато за это в 1974 году был даже удостоен Нобелевской премии мира.
В ходе прошлогоднего скандала тогдашний глава МИДа Кацуя Окада успокоил сограждан, заявив, что американское ядерное оружие больше никогда и ни при каких обстоятельствах не будет ввозиться в страну. Он пояснил, что позиция правительства в отношении «трех безъядерных принципов», провозглашенных в качестве национальной политики в 1967 году, но не имеющих формальной силы закона, «остается неизменной» и что Токио «не имеет намерения допускать американское ядерное оружие в страну». Аналогичное заявление сделал и тогдашний премьер-министр Юкио Хатояма, попытавшийся если не закрыть, то хотя бы переместить одну из баз морской пехоты США из густонаселенного района острова Окинава. Результат известен – после остающейся секретной реакции Вашингтона премьер великой экономической державы «потерял лицо» и был вынужден уйти в отставку, продемонстрировав ограниченность суверенитета Токио над собственной территорией, превращенной в «непотопляемый авианосец». А договор безопасности и сопровождающие его договоренности остаются в силе.
Спасательные работы на АЭС «Фукусима-1» затягиваются. Фото Reuters |
Американское ядерное оружие на базах, кораблях и самолетах в Японии и вокруг нее окружено многими тайнами. Одна из них выплеснулась в международные СМИ задолго до появления WikiLeaks. Выяснилось, что 5 декабря 1965 года с палубы авианосца «Тикондерога» упал истребитель «Скайхок» с водородной бомбой мощностью в 1 мегатонну. Инцидент произошел в 130 километрах от одного из островов архипелага Рюкю, в который входит и Окинава. Плавучий аэродром направлялся на базу Йокосука в окрестностях Токио после выполнения задания у берегов Вьетнама – в Пентагоне разработали план ядерной бомбежки этой страны и со дня на день ждали приказ из Белого дома. Бомба и по сей день лежит на дне морском неподалеку от Окинавы.
«Ядерная аллергия» присуща подавляющему большинству японцев, которые как «Отче наш» знают «три безъядерных принципа» и статью 9 Конституции страны, запрещающую «создавать сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны». Но эти уникальные принципы не мешают высокопоставленным военным и влиятельным политическим деятелям вбрасывать в медийное поле пробные шары с предложениями обзавестись собственным – японским – ядерным оружием.
В 2002 году лидер оппозиционной Либеральной партии Японии Итиро Одзава, ставший впоследствии лидером правящей ныне Демократической партии, объявил, что Япония готова начать производство ядерных боеголовок, чтобы противостоять быстрому наращиванию военной мощи Китая. «В Японии достаточно плутония на АЭС для создания 3–4 тысяч боеголовок. Если это произойдет, с точки зрения военной мощи нас никто не сможет одолеть», – сказал Одзава. Слова импульсивного политика привлекли внимание к давно известным фактам – в рамках японской атомной энергетической программы производится большое количество оружейного плутония, предназначенного для ядерных реакторов. Запасы плутония в Японии составляют более 30 тыс. килограммов, что, по мнению экспертов, является достаточным для производства 6 тыс. ядерных боеголовок.
В ноябре 2006 года в ответ на запрос одного из депутатов парламента правительство премьер-министра Синдзо Абэ ответило, что пацифистская Конституция Японии не запрещает владение каким-либо определенным типом оружия, включая ядерное, в случае, если это необходимый минимум для собственной обороны. Впервые официально признав право Токио обладать этим видом оружия, представители кабинета министров подчеркнули, что данное заявление отражает исключительно юридическую точку зрения.
В 2009 году большой шум наделала книга генерала Тосио Томогами, бывшего командующего ВВС «сил самообороны», обосновавшего необходимость для страны обзавестись атомной бомбой в связи с ядерной программой Пхеньяна и наращиванием военной мощи Китая.
Японцам в ближайшие месяцы придется обдумать и решить множество проблем мирного атома. Но страна, единственная в мире пережившая ядерную бомбардировку, не может не озаботиться и проблемами атома немирного. Весь мир сочувствует жителям Японских островов и ждет от них мудрых и взвешенных решений.