Дональд Туск и Владимир Филат были главными героями форума "ЕС – Молдова".
Фото Reuters
Проходивший 29–31 марта в Кишиневе экономический форум «ЕС–Молдова» собрал необычно большое для такого рода мероприятий число участников – высокого ранга политиков, парламентариев, общественных деятелей, экспертов из Польши, Германии, Франции, Испании, Румынии, Украины и ряда стран Евросоюза. Присутствовали также представители США и России. Организаторами форума выступили польский Институт восточноевропейских исследований и Ассоциация внешней политики Молдовы. Наиболее предметный диалог сфокусировался на определении перспектив евроинтеграции Молдовы, для чего в программу были внесены наиболее важные и острые вопросы молдавской внутренней и внешней политики, экономики и социальной сферы.
Общий тон дискуссии был задан выступившими на первой пленарной сессии экс-президентами Румынии, Польши и Молдавии Эмилем Константинеску, Александром Квасьневским и Петром Лучинским, поделившимися своим опытом по поводу перехода от авторитарных (тоталитарных) форм правления к демократии. Эмиль Константинеску признал, что в случае с Румынией этот процесс, начавшийся после свержения диктатуры Чаушеску в 1989 году, не завершен и по сей день. По его словам, наиболее важная и в то же время наиболее сложная сторона этого процесса – это формирование национального консенсуса относительно стратегического курса развития страны. Петр Лучинский в ответ на это заметил, что в отличие от Румынии и особенно Польши Молдова была материально и ментально значительно менее готова к продвижению демократических норм.
Александр Квасьневский, напротив, похвалил Молдову, где в последнее время «многое изменилось», и страна «сумела значительно приблизиться к ЕС», поэтому Варшава, по его словам, «видит в архитектуре Евросоюза место для Молдовы». И хотя его рассуждения по поводу передвижения геополитической границы на восток посредством расширения ЕС и НАТО вызвали возражения депутата Госдумы РФ Елены Драпеко, все три экс-президента заверили присутствующих в понимании необходимости для стран региона сохранять и укреплять отношения с Россией.
Во второй день форума в качестве главных действующих лиц выступили нынешние премьер-министры Польши и Молдовы Дональд Туск и Владимир Филат. Обозначив европейскую принадлежность Молдовы, польский премьер-министр заверил присутствующих, что его страна «будет безоговорочно поддерживать Молдову на ее европейском пути», а во время председательства в ЕС с 1 июля 2011 года станет прилагать усилия по разрешению международных проблем, с которыми сталкивается Молдова, в частности – это урегулирование проблемы Приднестровья.
Молдавский премьер-министр обозначил непосредственные задачи страны. По его словам, большой кредит доверия, который был выдан Евросоюзом Молдове, должен быть «преобразован в конкретные реформы по европеизации страны» – создание функциональной экономики и правового государства, реформу силовых структур, пресечение коррупции. Премьер рассказал о предпринимаемых Молдовой шагах по сближению с Евросоюзом в части предусмотренных программой «Восточное партнерство» Соглашений об ассоциировании, либерализации визового режима и свободной торговле, для чего, как он подчеркнул, необходимо создание функциональной экономики.
Пока же речь идет о решении первоочередных практических задач, тормозящих развитие страны, и на это обратил особое внимание министр экономики Валерий Лазэр. Кризис в экономике Молдовы окончательно не преодолен, но преодолевается, о чем свидетельствует наметившееся преобладание экспорта над импортом, хотя отдельные сектора пока еще только выходят из кризиса. В разрабатываемой Национальным банком программе развития экономики говорится, в частности, об отставании сельскохозяйственного сектора, о необходимости приоритетного развития обрабатывающих отраслей, сферы обслуживания и транспорта.
Оптимистические нотки прозвучали в выступлениях представителей европейского бизнеса. Оценивая инвестиционный климат страны, президент MobiasBanca Group Societe Generale Жан-Франсуа Миар заявил, что «в Молдову стоит инвестировать». Ее преимуществами являются благоприятное географическое положение – между ЕС и СНГ, дешевая и квалифицированная рабочая сила, и именно сейчас, по его мнению, наступает благоприятное время для инвестиций ввиду возросшей поддержки страны Евросоюзом и международными финансовыми центрами – МВФ и Всемирным банком.
Что касается позиции Евросоюза, то она была продемонстрирована в ходе состоявшегося в начале марта визита в Кишинев верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Кэтрин Эштон. По оценке исполнительного директора Ассоциации внешней политики Молдовы Виктора Кирилэ, это событие несомненно должно сказаться на достижении трех основных целей, упомянутых в выступлении премьер-министра Владимира Филата (подписание Соглашения об ассоциации, либерализации визового режима, создании зоны свободной торговли). Эштон заверила, что Евросоюз продолжит оказывать Молдове экономическую помощь, и, по мнению Кирилэ, важно, что была достигнута договоренность о перечислении 15% от общего объема выделяемых республике фондов в Приднестровский регион.
Пока же неурегулированность проблемы Приднестровья остается одним из основных препятствий на путях экономического развития Молдовы и ее сближения с Евросоюзом. В день открытия кишиневского форума министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил по итогам переговоров с министром иностранных дел Молдовы Юрием Лянкэ с заявлением о поддержке Россией территориальной целостности Молдавии, необходимости вывода российских вооружений из Приднестровья и перспективах смены миротворческого механизма в контексте приднестровского урегулирования.
В ответ на это последовало заявление МИД ПМР, в котором в очередной раз подчеркивалась необходимость нормализации отношений «между двумя суверенными государствами». В тот же день участники специальной сессии кишиневского форума (где, кстати, не было ни одного представителя Приднестровья, хотя приглашения были отправлены) единодушно высказались за реинтеграцию Молдовы «в соответствии с установленными мировым сообществом правовыми нормами». При этом специальный представитель Украины по приднестровскому урегулированию Игорь Харченко предложил перенести центр тяжести на непосредственные переговоры между сторонами конфликта. А губернатор автономного территориального образования Гагауз Ери (Гагаузская земля) Михаил Формузал образно сравнил Молдову с аистом, который сможет взлететь, лишь имея оба крыла – Гагаузию и Приднестровье.
В целом же можно отметить, что кишиневский форум обозначил наметившийся поворот Евросоюза в отношении стран, объединенных Европейской политикой соседства. Как известно, цели заявленной в 2004 году Европейской политики соседства состояли в создании на границах Евросоюза «кольца дружественных стран», куда наряду с восточноевропейскими соседями – Украиной, Белоруссией и Молдовой – была также включена большая группа стран Северной Африки – Южного Средиземноморья. После провозглашения в 2008 году программы «Восточное партнерство» акцент Евросоюза переместился на политическую и финансовую поддержку стран постсоветского пространства, о чем говорят следующие цифры: из 12 млрд. евро, которые должны быть направлены на реализацию целей Европейской политики соседства в 2007–2013 годах, в Молдове в пересчете на душу населения приходится 25 евро, в то время как в Тунисе – 7 евро, а в Египте всего 1,8 евро.
В марте 2011 года Еврокомиссией был принят документ «Партнерство ради демократии и общего процветания с Южным Средиземноморьем», в котором был намечен поиск новых направлений политики ЕС на фоне революций и войн в странах Северной Африки. Документ стал ответом на совместное обращение Франции, Испании, Кипра, Греции, Мальты и Словении, где говорилось, что в контексте арабских революций Евросоюз должен оказывать меньшую поддержку постсоветским государствам и большую – средиземноморским. Тем не менее Словения поддержала курс на евроинтеграцию Хорватии и Сербии, а на кишиневском форуме премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о поддержке евроинтеграционных устремлений Молдовы, а в перспективе и Украины.
Республике Молдова включен, таким образом, если не зеленый, то по крайней мере желтый свет. И теперь многое будет зависеть от решения ее внутренних проблем – стабилизации в сфере экономики, разрешения затянувшегося процесса выбора президента страны и, не в последнюю очередь, урегулирования конфликта вокруг Приднестровья.