Молдавский премьер Владимир Филат и президент Румынии Траян Бэсеску – единомышленники.
Фото с официального сайта Республики Молдова
Молдавский курс
Мартовский визит в Молдавию вице-президента США Джо Байдена вновь привлек внимание к этой стране, которая с 2009 года переживает политический кризис, поскольку уже третий год не может избрать президента. Принятие Конституционным судом Молдавии в феврале 2011 года решения о том, что парламент вправе самостоятельно устанавливать сроки выборов президента, вместо существующей ранее нормы в два месяца, отодвинуло избрание главы государства на неопределенное время. А вместе с этим сделало неопределенным политическое будущее страны. Экономика Молдавии также переживает сложный этап своего развития и во многом держится на перечислениях, поступающих от работающих за рубежом молдавских граждан. Объем этих средств оценивается в 2 млрд. долл. Другим основным источником финансирования выступают внешние займы.
Парламентская коалиция «Альянс за европейскую интеграцию», находящаяся у власти в последние годы, уверенно ведет страну в Европу. Подтверждением прозападного курса молдавской элиты стало создание правительственной комиссии по интеграции страны в ЕС, которую возглавил премьер-министр Владимир Филат. Однако надежды молдавской политической элиты на то, что демонстрация прорумынского курса приблизит страну к членству в ЕС, могут быть реализованы лишь в перспективе. Сегодня для европейских стран нет необходимости в более высоком уровне сотрудничества с Молдавией. В экономическом плане страна находится под внешним управлением МВФ, в определении внутренней политики активное участие принимают представители ЕС.
С политикой западных стран прорумынские силы Молдавии связывают перспективы решения территориального конфликта. Именно в этом ключе в Молдавии расценили приезд американского чиновника. Между тем, поддерживая прорумынскую ориентацию нынешней молдавской политической элиты, западные страны на самом деле отдаляют решение конфликта в Приднестровье, провоцируя дестабилизацию Молдавии. Кроме этого вмешательство западных стран обостряет и без того непростые отношения по линии Молдавия–Приднестровье, которое выступает против вхождения в единое молдавское государство и еще жестче – против того, чтобы стать частью Румынии.
Украина – Румыния
Отношения Украины и Румынии испытывают на себе груз прошлого, которое влияет на современные отношения между двумя странами.
Румыния как член ЕС принимает активное участие в процессах, происходящих на восточных рубежах Евросоюза – в Черноморском регионе, который имеет важнейшее стратегическое значение для Европы и НАТО. Последних совсем не устраивают российско-украинские договоренности по флоту, стремление Киева проводить самостоятельную политику в Черноморском регионе, возможность нормализации российско-молдавских отношений.
Румыния не раз заявляла о поддержке евроинтеграционных устремлений Украины. В свою очередь, украинское руководство рассчитывает использовать Румынию в качестве своего лоббиста на пути интеграции в ЕС, о чем Киев постоянно получает заверения из Бухареста. Однако на деле румынская политика в отношении Украины носит недружественный характер. Две страны выступают в большей степени как конкуренты. В первую очередь в бассейне Нижнего Дуная и на Черном море. Бухарест стремится не только отстаивать свои экономические и геополитические интересы, но и выступать проводником интересов ЕС, которому не нужен конкурент в регионе. Отсюда становятся понятными истоки той агрессивной политики, которую проводит Румыния в отношении Киева в последние десятилетия.
Курс Румынии находит поддержку со стороны Евросоюза и НАТО, членами которых она является. И ЕС, и альянс закрывают глаза на румынскую политику, тем самым придавая Румынии уверенность в правоте своих действий. Понятно, что Бухарест не в состоянии единолично контролировать судоходство в устье Дуная и самостоятельно распоряжаться запасами углеводородного сырья на шельфе Черного моря. Очевидно, что месторождения континентального шельфа, которые отошли Румынии в конце концов через нефтяной бизнес и финансовые компании, перейдут в распоряжение ведущих стран – членов альянса.
Используя положение члена ЕС, международный суд, дипломатическое давление, неправительственные организации, Румыния ведет геополитическую экспансию на Киев. Первым шагом в этой борьбе стало решение Международного суда относительно острова Змеиный.
В перспективе Бухарест намеревается добиться вхождения в свой состав части Черновицкой и Одесской областей Украины, а также оттеснить Киев на Дунае, установив монопольный контроль над судоходством в устье реки.
Остров Змеиный в свое время серьезно рассорил Украину и Румынию. Фото ИТАР-ТАСС |
Соперничество отстающих
Примечательно, что борьбу за региональное лидерство ведут между собой страны, которые имеют серьезные проблемы с политической стабильностью и экономическим развитием. В политическом плане наиболее устойчивой можно считать Румынию, в которой в целом сложился консенсус внутри правящей элиты относительно внешнеполитических устремлений. Хотя в плане экономики Бухарест переживает трудные времена, занимая первую строчку по объему займов МВФ.
Не в лучшей ситуации находится Украина. Год правления Виктора Януковича позволил стране обрести относительную политическую стабильность. Однако приближающиеся парламентские выборы осенью 2012 года при сохраняющихся региональных противоречиях и стремительно падающий рейтинг украинского президента и властей в целом повышают вероятность обострения политической борьбы. К тому же экономика Украины также не может похвастать успехами, находясь во второй строке по объемам заимствования у МВФ и балансируя на грани дефолта.
Туманными остаются перспективы Молдавии, которой для выхода из политического кризиса необходимо изменить процедуру избрания президента, перейдя к прямому волеизъявлению населения. Однако на это требуется время, и в этом не заинтересованы представители парламентской коалиции и западные страны, для которых сохранение у власти в Молдавии прозападно настроенных политиков представляет больший интерес, нежели политическая стабильность небольшого и бедного государства.
В этой связи взаимоотношения в треугольнике Румыния–Молдавия–Украина, а также политику западных стран следует рассматривать в более широком контексте, увязывая прежде всего политику США и ЕС в отношении всего постсоветского пространства и, в частности, в Черноморском регионе и на Дунае.
Румыния продолжает экспансию
В последние годы в отношениях Украины и Молдавии с Румынией и Западом преобладают политические моменты, в то время как экономические вопросы Кишинев и Киев вынуждены решать в Москве. Рынок труда, энергоресурсы, рынок сбыта товаров – все это находится в России. Запад и Румыния не могут предложить альтернативных вариантов этим странам.
Состояние и перспективы геополитического соперничества в регионе определяются балансом и взаимным учетом долгосрочных интересов западных стран и России. Основные усилия западных стран направлены на снижение уровня политических отношений Украины и Молдавии с Россией взамен обещаний их принятия в ЕС. Курс на европейскую интеграцию предопределяет односторонние уступки со стороны Киева и Кишинева. Они не приблизили эти страны к членству в ЕС, но при этом уже значительно ослабили их позиции, в том числе и в отношениях с Бухарестом. В то же время западные страны не заинтересованы участвовать в решении проблем украинско-румынских и румынско-молдавских отношений, предоставляя Киеву и Кишиневу самостоятельно разбираться со своим амбициозным соседом.
Будущее отношений Румынии и Молдавии, Украины и Румынии оставляет больше вопросов. Тем не менее с большой долей уверенности можно говорить о том, что внешняя политика румынской элиты и впредь будет нацелена на продвижение идей великой Румынии, что будет делать Бухарест источником угрозы безопасности для Киева и Кишинева.