0
3862
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.03.2011 00:00:00

Нестабильный треугольник

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем.

Тэги: румыния, молдавия, украина, отношения


румыния, молдавия, украина, отношения Молдавский премьер Владимир Филат и президент Румынии Траян Бэсеску – единомышленники.
Фото с официального сайта Республики Молдова

Молдавский курс

Мартовский визит в Молдавию вице-президента США Джо Байдена вновь привлек внимание к этой стране, которая с 2009 года переживает политический кризис, поскольку уже третий год не может избрать президента. Принятие Конституционным судом Молдавии в феврале 2011 года решения о том, что парламент вправе самостоятельно устанавливать сроки выборов президента, вместо существующей ранее нормы в два месяца, отодвинуло избрание главы государства на неопределенное время. А вместе с этим сделало неопределенным политическое будущее страны. Экономика Молдавии также переживает сложный этап своего развития и во многом держится на перечислениях, поступающих от работающих за рубежом молдавских граждан. Объем этих средств оценивается в 2 млрд. долл. Другим основным источником финансирования выступают внешние займы.

Парламентская коалиция «Альянс за европейскую интеграцию», находящаяся у власти в последние годы, уверенно ведет страну в Европу. Подтверждением прозападного курса молдавской элиты стало создание правительственной комиссии по интеграции страны в ЕС, которую возглавил премьер-министр Владимир Филат. Однако надежды молдавской политической элиты на то, что демонстрация прорумынского курса приблизит страну к членству в ЕС, могут быть реализованы лишь в перспективе. Сегодня для европейских стран нет необходимости в более высоком уровне сотрудничества с Молдавией. В экономическом плане страна находится под внешним управлением МВФ, в определении внутренней политики активное участие принимают представители ЕС.

С политикой западных стран прорумынские силы Молдавии связывают перспективы решения территориального конфликта. Именно в этом ключе в Молдавии расценили приезд американского чиновника. Между тем, поддерживая прорумынскую ориентацию нынешней молдавской политической элиты, западные страны на самом деле отдаляют решение конфликта в Приднестровье, провоцируя дестабилизацию Молдавии. Кроме этого вмешательство западных стран обостряет и без того непростые отношения по линии Молдавия–Приднестровье, которое выступает против вхождения в единое молдавское государство и еще жестче – против того, чтобы стать частью Румынии.

Украина – Румыния

Отношения Украины и Румынии испытывают на себе груз прошлого, которое влияет на современные отношения между двумя странами.

Румыния как член ЕС принимает активное участие в процессах, происходящих на восточных рубежах Евросоюза – в Черноморском регионе, который имеет важнейшее стратегическое значение для Европы и НАТО. Последних совсем не устраивают российско-украинские договоренности по флоту, стремление Киева проводить самостоятельную политику в Черноморском регионе, возможность нормализации российско-молдавских отношений.

Румыния не раз заявляла о поддержке евроинтеграционных устремлений Украины. В свою очередь, украинское руководство рассчитывает использовать Румынию в качестве своего лоббиста на пути интеграции в ЕС, о чем Киев постоянно получает заверения из Бухареста. Однако на деле румынская политика в отношении Украины носит недружественный характер. Две страны выступают в большей степени как конкуренты. В первую очередь в бассейне Нижнего Дуная и на Черном море. Бухарест стремится не только отстаивать свои экономические и геополитические интересы, но и выступать проводником интересов ЕС, которому не нужен конкурент в регионе. Отсюда становятся понятными истоки той агрессивной политики, которую проводит Румыния в отношении Киева в последние десятилетия.

Курс Румынии находит поддержку со стороны Евросоюза и НАТО, членами которых она является. И ЕС, и альянс закрывают глаза на румынскую политику, тем самым придавая Румынии уверенность в правоте своих действий. Понятно, что Бухарест не в состоянии единолично контролировать судоходство в устье Дуная и самостоятельно распоряжаться запасами углеводородного сырья на шельфе Черного моря. Очевидно, что месторождения континентального шельфа, которые отошли Румынии в конце концов через нефтяной бизнес и финансовые компании, перейдут в распоряжение ведущих стран – членов альянса.

Используя положение члена ЕС, международный суд, дипломатическое давление, неправительственные организации, Румыния ведет геополитическую экспансию на Киев. Первым шагом в этой борьбе стало решение Международного суда относительно острова Змеиный.

В перспективе Бухарест намеревается добиться вхождения в свой состав части Черновицкой и Одесской областей Украины, а также оттеснить Киев на Дунае, установив монопольный контроль над судоходством в устье реки.


Остров Змеиный в свое время серьезно рассорил Украину и Румынию.
Фото ИТАР-ТАСС

Соперничество отстающих

Примечательно, что борьбу за региональное лидерство ведут между собой страны, которые имеют серьезные проблемы с политической стабильностью и экономическим развитием. В политическом плане наиболее устойчивой можно считать Румынию, в которой в целом сложился консенсус внутри правящей элиты относительно внешнеполитических устремлений. Хотя в плане экономики Бухарест переживает трудные времена, занимая первую строчку по объему займов МВФ.

Не в лучшей ситуации находится Украина. Год правления Виктора Януковича позволил стране обрести относительную политическую стабильность. Однако приближающиеся парламентские выборы осенью 2012 года при сохраняющихся региональных противоречиях и стремительно падающий рейтинг украинского президента и властей в целом повышают вероятность обострения политической борьбы. К тому же экономика Украины также не может похвастать успехами, находясь во второй строке по объемам заимствования у МВФ и балансируя на грани дефолта.

Туманными остаются перспективы Молдавии, которой для выхода из политического кризиса необходимо изменить процедуру избрания президента, перейдя к прямому волеизъявлению населения. Однако на это требуется время, и в этом не заинтересованы представители парламентской коалиции и западные страны, для которых сохранение у власти в Молдавии прозападно настроенных политиков представляет больший интерес, нежели политическая стабильность небольшого и бедного государства.

В этой связи взаимоотношения в треугольнике Румыния–Молдавия–Украина, а также политику западных стран следует рассматривать в более широком контексте, увязывая прежде всего политику США и ЕС в отношении всего постсоветского пространства и, в частности, в Черноморском регионе и на Дунае.

Румыния продолжает экспансию

В последние годы в отношениях Украины и Молдавии с Румынией и Западом преобладают политические моменты, в то время как экономические вопросы Кишинев и Киев вынуждены решать в Москве. Рынок труда, энергоресурсы, рынок сбыта товаров – все это находится в России. Запад и Румыния не могут предложить альтернативных вариантов этим странам.

Состояние и перспективы геополитического соперничества в регионе определяются балансом и взаимным учетом долгосрочных интересов западных стран и России. Основные усилия западных стран направлены на снижение уровня политических отношений Украины и Молдавии с Россией взамен обещаний их принятия в ЕС. Курс на европейскую интеграцию предопределяет односторонние уступки со стороны Киева и Кишинева. Они не приблизили эти страны к членству в ЕС, но при этом уже значительно ослабили их позиции, в том числе и в отношениях с Бухарестом. В то же время западные страны не заинтересованы участвовать в решении проблем украинско-румынских и румынско-молдавских отношений, предоставляя Киеву и Кишиневу самостоятельно разбираться со своим амбициозным соседом.

Будущее отношений Румынии и Молдавии, Украины и Румынии оставляет больше вопросов. Тем не менее с большой долей уверенности можно говорить о том, что внешняя политика румынской элиты и впредь будет нацелена на продвижение идей великой Румынии, что будет делать Бухарест источником угрозы безопасности для Киева и Кишинева.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1699
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
2020
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
2072
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1640

Другие новости