Оманцы вышли на улицы, чтобы поддержать монарха.
Фото Reuters
Вслед за народными волнениями в Тунисе, Египте, Йемене и Ливии митинги и демонстрации (включая и саудовское петиционное движение) прошли и в монархических государствах Персидского залива – Бахрейне, Омане, Кувейте и Саудовской Аравии. Протестные выступления во всех арабских странах имеют общие черты, демонстрируя недовольство, достигшее стадии, когда накопившиеся проблемы требуют немедленного решения. Несмотря на то что в монархиях Залива уровень жизни выше, не так остры проблемы нехватки рабочих мест, лучше поставлено социальное обеспечение, здравоохранение и образование, там тоже был выдвинут лозунг борьбы с коррупцией. Но если в арабских республиках в коррупции обвиняли первых лиц государства, то в монархиях Персидского залива такие обвинения не выдвигались. Более того, в Омане звучал лозунг «Рука об руку с султаном против коррупции!» Личность главы государства в этих странах пользуется авторитетом и уважением.
В арабских монархиях митингующие не выдвигали и требование смены режима. Если в Бахрейне это требование и появилось, то только после того, как демонстрации были разогнаны полицией, что привело к гибели нескольких их участников. Однако и там лозунг смены режима был снят.
Легитимность правящих режимов в монархиях Залива неоспоримо выше, чем в арабских республиках. Создание государств в регионе Персидского залива было связано с деятельностью ныне правящих семей. Их властные полномочия зафиксированы в Конституциях этих государств, которые гласят, что власть в них передается по наследству потомкам тех правителей, которые в соответствии с исторической традицией считаются основателями национального государства.
Основным лозунгом митингующих (как и петиционного движения) в государствах Залива было требование введения конституционной монархии. Из выступлений представителей оппозиции и их лозунгов вытекало, что речь шла о наделении большими полномочиями парламентов (а в саудовском случае – о создании избираемого парламента), достижении подлинного разделения властей, создании независимой судебной системы. Во всех монархических государствах (включая и саудовское королевство) действуют Конституции, в соответствии с которыми парламенты создаются на основе прямых тайных всеобщих выборов, однако полномочия этих высших органов законодательной власти ограничены. Впрочем, в Саудовской Аравии существует лишь назначаемый королем протопарламент – Консультативный совет. Парламенты монархий Персидского залива не могут отправить в отставку премьер-министра и правительство, хотя в некоторых странах вправе потребовать их отчитаться перед высшим органом законодательной власти. Несмотря на то что в монархиях проводятся инициированные властью реформы, нынешняя ситуация не удовлетворяет новое поколение образованной молодежи, которая, как и повсюду в арабском мире, стоит во главе протестных выступлений.
Наибольший размах антиправительственные выступления получили в Королевстве Бахрейн и Султанате Оман. Оба государства принадлежат к числу нефтедобывающих, но запасы нефти там ограничены. Помимо выдвижения общих для всех арабских монархий политических требований в Бахрейне звучали лозунги о наделении шиитов, составляющих большинство населения страны, равными правами с суннитами, к которым относятся правящая семья Аль-Халифа и значительная часть правящей элиты. Кроме того, во время бахрейнских демонстраций звучали призывы прекратить предоставление гражданства иностранцам-суннитам. Эта практика получила распространение, демонстрируя стремление правящей семьи увеличить численность суннитской части населения. В то же время в ходе митингов и демонстраций звучали призывы к единству шиитов и суннитов ради решения насущных проблем страны. В Омане же выступления получили наибольший размах в городе Сохар, где остро стоит проблема безработицы.
Характерной чертой протестных выступлений в арабских монархиях Залива стало то, что они сфокусировали внимание на существующих там болезненных проблемах. Так, в Кувейте прошла демонстрация «лиц без гражданства». Эта группа населения, которую называют бидун, возникла в тот период, когда был принят закон о гражданстве (1959 год), требовавший представить документы, подтверждающие факт проживания в стране до 1920 года. Однако это не было сделано частью продолжавших кочевать бедуинов. Их дети также не смогли получить права полноценных граждан на том основании, что их родители не стали кувейтскими гражданами.
Численность бидун выросла после иракской оккупации, когда на кувейтской территории оказались выходцы из страны-оккупанта, которые после освобождения страны не пожелали ее покинуть и заявили об утрате документов. Проблема «лиц без гражданства» давно требует своего разрешения, и в период народных волнений в арабском мире на ее существование было вновь обращено внимание кувейтской власти.
В Восточной провинции Саудовской Аравии прошли демонстрации шиитов, населяющих эту провинцию. Эта часть населения саудовского королевства неоднократно поднимала вопрос о своей дискриминации и под воздействием общего подъема народных движений в очередной раз потребовала равных прав с представителями суннитского большинства.
Власти монархических государств не были склонны усугублять ситуацию и пошли на компромисс с оппозицией. В Омане султан Кабус удовлетворил некоторые экономические требования, повысив пособия по безработице и содействовав трудоустройству некоторого числа безработных. В Бахрейне король Хамад бен Иса Аль Халифа согласился начать переговоры с оппозицией. После недавнего возвращения в страну саудовский монарх провозгласил свое стремление оказать значительную финансовую помощь гражданам с ограниченными доходами, а также удовлетворил некоторые (по сути дела, второстепенные) требования участников петиционного движения.
На состоявшемся 8 марта экстренном заседании министров иностранных дел Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) была выражена поддержка всем государствам, в которых прошли волнения, и было заявлено о необходимости решать все внутренние проблемы мирным путем. Государства-члены ССАГЗ приняли решение разработать «План Маршалла Залива» для оказания финансовой помощи двум своим членам – Бахрейну и Оману, нуждающимся в проведении ускоренных реформ. По последним данным, речь идет о сумме в 20 млрд. долл., которые будут выделены им в течение ближайших 10 лет.
Монархические государства обладают возможностями сохранения стабильности своих политических режимов. Они осознают, что урегулирование отношений с оппозицией и достижение национального согласия возможно только мирным путем. Преимущества, которые были продемонстрированы монархиями Арабского Востока, вне всякого сомнения, приведут к повышению их престижа в мировой политике и усилению роли в решении региональных вопросов.