На набережной в Баку пока все спокойно.
Фото автора
В центре внимания мировой прессы – события на Севере Африки и Ближнем Востоке. Легкость, с которой посыпались режимы в Египте, Ливии, Тунисе, заставляет задуматься об устойчивости политических систем на постсоветском пространстве. В этом контексте интересны результаты исследования, проведенного с целью выявления стран, где в ближайшее время возможны вспышки социального недовольства. Итоги были опубликованы в конце февраля в блоге газеты The Wall Street Journal. И если присутствие на первых местах Кении, Камеруна, Пакистана никого не удивило, то попадание в десятку самых нестабильных стран Азербайджана как минимум вызвало вопросы. Россия оказалась на 40-м месте, а остальные страны постсоветского пространства заняли в рейтинге мятежных стран еще более низкие позиции.
Почему именно Азербайджан оказался самым потенциально нестабильным, по мнению американских журналистов, государством СНГ, остается загадкой. Возможно, это связано с несовершенной методологией исследования, которая не учитывает все аспекты текущего состояния государства. Но не исключается и вариант сознательного информационного выпада против Баку. В любом случае ситуация в Азербайджане далека от указанного в исследовании положения. Это подтверждают результаты проведенного в середине 2010 года другого экспертного рейтинга «недееспособности» государств мира, организованного американским журналом Foreign Policy и общественной организацией Американский Фонд мира. Тогда Азербайджан вошел в группу с умеренным уровнем нестабильности, заняв 55-ю позицию из 177 стран (чем меньше номер в списке, тем нестабильнее государство).
Более того, при подробном рассмотрении текущей социально-экономической ситуации в Азербайджане говорить о потенциальных протестах как минимум некорректно. Уровень жизни в республике – один из самых высоких в СНГ. Рост экономики Азербайджана, по официальной статистике, в 2010 году составил 5% по сравнению с показателем за 2009 год, ВВП достиг 41,6 млрд. манатов (около 52,2 млрд. долл. по текущему курсу). Объем ВВП, приходящийся на душу населения, составил 4,653 тыс. манатов (около 5,8 тыс. долл.). По данным МВФ, по уровню среднедушевого ВВП по ППС в 2009-м Азербайджан оказался на четвертом месте в СНГ после России, Белоруссии, Казахстана с результатом 9,564 тыс. долл., значительно опережая соседей по региону Армению – 4,966 тыс. и Грузию – 4,757 тыс. долл.
С другой стороны, власти стараются своевременно реагировать на вызовы и риски, которые могут привести к массовому социальному недовольству населения. По мнению декана международных программ Дипломатической академии Фариза Исмаилзаде, «если мы посмотрим на сложности, с которыми столкнулись власти в последнее время, все они в разной степени, но были решены. Так, последствия финансового кризиса удалось преодолеть довольно быстро благодаря субсидированию наиболее пострадавших отраслей экономики. Действия местных властей и МЧС по предотвращению последствий недавнего наводнения подтверждают готовность правительства к различным климатическим катаклизмам. Кроме того, с начала 2011 года запущена кампания по борьбе с коррупцией, прежде всего на низовом уровне, так, например, штрафы дорожной полиции можно будет платить только по безналичному расчету», – заключает эксперт.
Стабильность экономике Азербайджана придают в первую очередь доходы от добычи энергоресурсов. При этом по-настоящему заметные финансовые средства стали поступать в республику совсем недавно, когда западные инвесторы вернули себе вложения в крупные проекты, запущенные еще в 90-х годах прошлого века. По оценкам директора Центра нефтяных исследований Ильхама Шабанова, «на 1 января 2011 года общие поступления в Нефтяной фонд в рамках добычи нефти на месторождениях Азери–Чираг–Гюнешли (АЧГ) достигли 45 млрд. долл. Помимо этого участники проекта АЧГ заплатили за эти годы в госбюджет Азербайджана свыше 10 млрд. долл. по статье «налог на прибыль». По итогам 2010 года прибыль составила 15,6 млрд. долл. В текущем году, по расчетам эксперта, при среднеэкспортной цене 90 долл. за баррель прибыль с АЧГ может дойти до 19 млрд. долл., так как объемы экспорта планируется увеличить на 10 млн. баррелей».
Внутриполитическая ситуация в Азербайджане также остается стабильной. Политическая элита республики консолидирована вокруг президента Ильхама Алиева, и если возникают какие-либо противоречия между ведущими группами влияния, то они разрешаются кулуарно, без публичных скандалов. Это подтверждают парламентские выборы, которые прошли осенью 2010 года при доминировании пропрезидентской партии «Новый Азербайджан». Из 125 мест партия получила 74 депутатских портфеля.
Внешняя политика Азербайджана, по мнению заведующего отделом политического анализа и информационного обеспечения администрации президента Эльнура Асланова, выражается формулой: «Восточный менталитет плюс западный прагматизм – на практике это выражается в равноудаленности от мировых и региональных держав и проведении сбалансированной внешней политики на основе национальных интересов Азербайджана». И действительно, у республики складываются партнерские, доверительные отношения практически со всеми странами-соседями, за исключением Армении, с которой у Азербайджана не разрешен конфликт вокруг Нагорного Карабаха и прилегающих к нему семи азербайджанских областей. Одним из главных союзников на международной арене для Азербайджана является Турция. Странам удалось в 2010 году разрешить разногласия в вопросе открытия армяно-турецкой границы и по сотрудничеству в газовой сфере. Вместе с тем Азербайджан не присоединился к международным санкциям в отношении Ирана, так как официальный Баку не заинтересован в дестабилизации ситуации в соседней стране. Динамично развиваются российско-азербайджанские отношения. Россия с 2010 года стала заметным партнером Азербайджана в энергетической сфере, и ее роль будет только возрастать. В прошлом году соседи практически решили все территориальные вопросы, проведя демаркацию границы. А с начала 2011 года Баку и Москва начинают сотрудничество в военно-технической сфере, в Азербайджане начнется лицензионная сборка автоматов Калашникова. Компания «Рособоронэкспорт» предложила Азербайджану создать на своей территории лицензионное производство бронемашин «Тигр». ОАО «Роствертол» в сентябре–октябре 2010 года подписало контракт на поставку Азербайджану 24 вертолетов Ми-35М.
Отношения же с западными странами, и прежде всего с США, находятся не в лучшей стадии. Возможно, это является косвенной причиной объявления Азербайджана потенциально нестабильным государством со стороны одного из ведущих американских деловых изданий. В последние несколько лет Запад перестал быть для Азербайджана главным внешнеполитическим приоритетом по ряду причин. И связаны они в первую очередь с просчетами именно американской стороны: пассивностью в вопросе урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, более чем на год затянувшейся истории с назначением американского посла. Более того, в ведущих американских газетах продолжается информационная кампания против президента Ильхама Алиева и его семьи. До сих пор Конгресс США не отменил принятую в 1992 году поправку 907 к «Акту в поддержку свободы», которая наложила запрет на оказание Азербайджану любой федеральной помощи, и это несмотря на то, что республика играет важную роль транзитного пространства в рамках антитеррористической операции в Афганистане. Все это не лучшим образом сказывается на уровне доверия между Баку и Вашингтоном.
С другой стороны, в условиях обещающего стать долгосрочным кризиса в Северной Африке и Ближнем Востоке роль Азербайджана как стабильного и независимого поставщика энергоресурсов в ЕС в ближайшей перспективе возрастает многократно. Поэтому вряд ли США и их европейские союзники заинтересованы в дестабилизации еще одного важного с точки зрения энергетической безопасности региона.