0
8459
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.12.2010 00:00:00

"Китайское чудо": правда и вымыслы

Евгений Бажанов

Об авторе: Евгений Петрович Бажанов - проректор Дипломатической академии МИД, заслуженный деятель науки России.

Тэги: горбачев, кнр, китай


горбачев, кнр, китай Два реформатора – Михаил Горбачев и Дэн Сяопин – встретились в мае 1989 года.
Фото Reuters

На протяжении последних 30 лет Китай стремительно развивался и превратился в сверхдержаву XXI столетия. Естественно, этот феномен привлекает пристальное внимание всего мира, в том числе россиян, и вокруг него ходят всевозможные слухи.

При этом некоторые наши соотечественники не только фиксируют достижения Китая, но и явно преувеличивают их. Если верить таким «аналитикам», то Китай уже превратился в самое мощное, процветающее и справедливое государство на земле, чуть ли не идеальное общество. Откуда же подобное преклонение перед «китайским чудом»?

Прежде всего из-за неудовлетворенности положением собственных дел и нашей традиционной склонности идеализировать заграницу. Но в отношении КНР гамма наших чувств более сложная. Реальные и надуманные успехи Поднебесной одновременно смакуют ортодоксальные коммунисты, националисты-антизападники и стопроцентные ксенофобы.

Коммунисты пускают слезу по поводу того, что Михаил Горбачев и его сменщики в Кремле не повели страну по китайскому пути. Надо было, мол, сохранить в СССР социалистический строй и власть КПСС, и наше многонациональное государство не только не распалось бы, а, напротив, вырвалось бы по всем показателям в мировые лидеры. И коммунисты кивают на Китай: у него все в ажуре, налицо и политическое единство, и экономический прогресс, и социальная справедливость. Китайская модель торжествует-де и бросает вызов загнивающему капитализму.

На самом деле, конечно, все не так. Как говорят сами китайцы, у них пока не сформировалась модель устойчивого развития, продолжается ее конструирование, причем на рыночных рельсах. Китай движется к либеральной модели, но постепенно и под эгидой авторитарной власти. Причем лидеры КНР осознают, что по мере развития производительных сил страны либерализацию экономики необходимо будет дополнять демократизацией политической жизни. В процессе реформ Китай, кстати, так далеко отошел от принципов социальной справедливости, что ныне руководство страны делает особый акцент именно на преодолении бедности, безработицы, эксплуатации трудящихся, ножниц в доходах, коррупции и т.п.

Сетуют коммунисты и на то, что в Поднебесной в отличие от России чтут прошлое. И опять же ошибаются. Наши ортодоксы даже уничтожение Сталиным миллионов советских людей пытаются обелить, не говоря уже о коллективизации и прочих авантюрах вождя. А вот китайские реформаторы назвали экономическую политику Мао Цзэдуна конца 1950-х годов «левоуклонистскими ошибками», а культурную революцию 1966–1976 годов «диктатурой насквозь прогнившего и самого мрачного фашизма с примесью феодализма».

Помог бы нам Дэн Сяопин?

Лакируя китайскую действительность и шельмуя советскую перестройку, коммунисты-ортодоксы забывают о том, что сами они обвиняли Пекин на заре его реформ в буржуазном перерождении и мешали Горбачеву использовать китайский опыт. Хотя по большому счету наши реформы вообще не могли развиваться по китайскому сценарию в силу огромных различий между двумя странами, неодинаковой ситуации, в которой они находились на пороге реформенного процесса. Обозначим эти различия.

Внутриполитическая обстановка. Китайское общество пребывало в полном хаосе в результате безумной культурной революции. Подавляющему числу китайцев – и в верхах, и внизу – было очевидно в 1978 году, что жить дальше так нельзя, что необходимы коренные перемены. В СССР в 1985 году дело обстояло по-другому: Союз оставался сверхдержавой, экономика которой продолжала функционировать; в стране в целом сохранялись социальная стабильность, порядок, управляемость. Многие советские руководители и простые граждане осознавали целесообразность перемен, но мыслили их ограниченными, в рамках действующей системы.

В неодинаковом состоянии находился партгосаппарат в двух странах. В Китае его власть, мощь, единство были основательно подорваны перипетиями культурной революции, он не мог оказывать реформам организованного сопротивления; более того, многие его подразделения с самого начала решительно отмежевались от реалий 60–70-х годов. В СССР аппарат, напротив, крепко держал бразды правления страной в своих руках, был спаян групповой порукой, общими интересами и был готов противостоять любым покушениям на его прерогативы и на привычные устои жизни.

Совсем разные фигуры оказались во главе реформенного движения в двух коммунистических государствах. В Пекине это был многоопытный деятель революционного поколения Дэн Сяопин. Он располагал колоссальным авторитетом и мог позволить себе самые смелые шаги. В СССР бремя реформ легло на плечи молодого провинциального партийного работника, который, особенно на первых порах, способен был экспериментировать лишь в очень узких рамках, заданных традицией и позициями старой гвардии. Как следствие, первые же реформаторские акции Дэна были глубокими и далеко идущими, в то же время Горбачев вынужденно маневрировал и решался лишь на незначительные перемены, зачастую бессмысленные или даже вредные.


Простые китайцы по-прежнему живут небогато.
Фото Reuters

Социально-экономические условия. Китай оставался аграрной страной. 80% населения составляли крестьяне, большинство из которых жаждало обретения прав на самостоятельный труд на земле. Дэн Сяопин предоставил такое право. Деревня немедленно ожила, взметнулись вверх производственные показатели, и реформы вскоре вынуждены были принять даже самые закоренелые скептики. Добившись прогресса на главном, сельскохозяйственном направлении, Дэн Сяопин обратился далее к реформированию промышленности и других отраслей экономики.

Перед Горбачевым стояли иные приоритеты: хребтом советской экономики являлся военно-промышленный комплекс. Чтобы оздоровить народное хозяйство, нужно было решительно сократить военное производство и коренным образом поменять структуру экономики. Но военно-промышленный комплекс и накрепко связанный с ним весь партгосаппарат отнюдь не желали такого удара по собственным финансовым и властным позициям. Не могли они воспринять подобного реформирования и идеологически: им представлялось, что СССР окружен врагами, которые тут же воспользуются миролюбием и беспечностью Москвы! Правящий класс, по существу, блокировал перемены в ключевых отраслях экономики. Что касается сельского хозяйства, то там инициативу Горбачева сковывали пятидесятилетние колхозно-совхозные традиции, лютая ненависть как сельских, так и городских аппаратчиков к переменам, отсутствие в деревне сколько-нибудь серьезной прослойки тружеников, готовых к частному фермерскому труду.

Следует учитывать и то, что гораздо более развитую, многоотраслевую и многопрофильную экономику, как в СССР, в принципе тяжелее перестраивать, чем традиционную и примитивную экономику, как в КНР. Труднее приучить жить по-новому и сложный социальный организм более развитого государства с громадной прослойкой людей, связанных с управлением, обороной, безопасностью. Немаловажно также, что в Союзе социальное обеспечение находилось на сравнительно высоком уровне, удержать который в ходе реформенного процесса было непросто. В Китае же, напротив, соцобеспечение пребывало в зачаточном состоянии, и население в этом смысле не пострадало от начавшихся реформ.

Внешняя политика. СССР и КНР приступили к реформированию в несхожих внешних условиях. Как уже отмечалось выше, Китай сумел к концу 70-х годов наладить тесные военно-политические связи с Западом (на основе противостояния «экспансионизму Москвы»), поэтому США и их союзники с энтузиазмом подключились к реформированию китайской экономики – в КНР потекли товары, кредиты, инвестиции, техническая помощь. Особую активность проявляли зарубежные китайцы, располагавшие мощным экономическим потенциалом.

СССР же и мечтать не мог о такой зарубежной помощи. Программой-максимум Кремля на первоначальном этапе было обуздание гонки вооружений, обескровливавшей страну. Но и этой цели можно было достигнуть, лишь наступив на горло собственному ВПК, изменив мировоззрение и функции всего правящего класса – иначе разрядку не допустила бы внутренняя оппозиция, и на нее не согласился бы Запад, в свою очередь, зацикленный на продолжении холодной войны.

Все упомянутые факторы очень скоро убедили Горбачева и его окружение, что сами по себе экономические преобразования не получатся. Не удастся преодолеть сопротивление влиятельнейших слоев правящего класса. В 1987 году Горбачев провозгласил политику демократизации как средство пробуждения энергии народа, направления ее на слом антиперестроечных позиций партгосаппарата и ВПК. Таким образом, Горбачев вначале попытался реформироваться по-китайски, с экономики, но натолкнулся на непреодолимые препятствия. Тогда и отдал приоритет политическим и идеологическим реформам.

Демократизация неизбежно привела к размыванию фундамента тоталитарного режима: высвободила центробежные силы в национальных республиках, породила политико-идеологическую оппозицию Коммунистической партии. Общество расслоилось, развернулась острая борьба между различными политическими группами, идеологическими течениями, социальными группами, между центром и провинцией, республиками, этносами. Вряд ли правомерно утверждать, что если бы Горбачев более умно и умело осуществлял преобразования, то борьбы удалось бы избежать. Быстрая демократизация тоталитарных обществ повсюду привела к нарастанию напряженности – достаточно вспомнить гражданскую войну в Югославии, раскол Чехословакии. В огромном многонациональном Советском Союзе острота политического кризиса не могла не быть еще большей.

Политический кризис сделал плохо управляемыми экономические процессы. Центр уже не был в состоянии разработать единую комплексную стратегию экономических преобразований. Тем более не мог он реализовать такую стратегию на практике. В итоге, не поддавшись реформированию, коммунистический режим рухнул. А заодно рухнуло и управлявшееся им многонациональное государство.


В КНР продукты – больше не дефицит.
Фото Reuters

«Китайская карта»

Теперь к вопросу о том, почему Китай идеализируют националисты-антизападники. Они видят в Западе главную угрозу безопасности России и заняты поиском союзников в противостоянии этой угрозе. Срединная империя представляется им идеальным партнером – сильным, гордым и антизападно настроенным. Однако военный союз китайцам не нужен. Они взаимозависимы с американцами, нуждаются в них. Товарооборот между Китаем и США примерно в 10 раз превышает наш товарооборот с КНР. А есть еще инвестиции, обмен технологиями, обучение китайских студентов за океаном. Понимает Пекин и то, что, поссорившись с Вашингтоном, испортит отношения с американскими союзниками, которые составляют почти весь развитый мир. Китайские политологи прямо указывают на то, что США для КНР самая важная страна, Россия на втором месте. Китай продолжает прилагать максимум усилий к углублению сотрудничества с Соединенными Штатами и Западом в целом, видя в этом залог успеха модернизации.

Ну а что ксенофобы, какой им резон превозносить достижения КНР? Эти люди находятся в перманентном поиске врагов, и Китай видится им подходящим кандидатом на сию роль: сосед, да еще большой, да еще стремительно набирающий мощь. Чтобы покрепче запугать и себя, и окружающих, ксенофобы готовы приписать Срединной империи все мыслимые и немыслимые мировые рекорды, в том числе по размерам и оснащенности вооруженных сил, сплоченности нации, эффективности госаппарата. И вся эта мощь, предостерегают алармисты, вот-вот обрушится на беззащитную Россию.

Китаю, однако, не до внешней экспансии. Как признают сами китайцы, они, подобно велосипедисту, должны постоянно крутить педали реформ, если остановятся, то упадут, гигантское государство погрузится в хаос. Поэтому КНР заинтересована в сохранении мирного окружения, тесном сотрудничестве с внешним миром, особенно с такими странами, как Россия. Ну а если когда-то у Пекина все-таки взыграют экспансионистские аппетиты, то, наверное, бояться должны прежде всего микроскопические Лаос, Камбоджа и другие соседи на востоке, которые в прошлом входили в сферу влияния Поднебесной. Но они-то пока не очень тревожатся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
1456
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
1237
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
1153
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
1530

Другие новости