В связи с отмечаемым 29 ноября Днем Палестины Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Палестина в РФ Фаед МУСТАФА дал интервью корреспонденту «Независимой газеты» Николаю СУРКОВУ. Он рассказал о ситуации на палестинских территориях и позиции Палестинской национальной администрации по вопросу о переговорах с Израилем.
– В каком виде сейчас осуществляется диалог между ПНА и Израилем?
– Сейчас переговоры с Израилем приостановлены. Они начались 2 сентября текущего года в Вашингтоне на основе договоренности, что Израиль прекращает свою поселенческую деятельность на Западном берегу, в том числе в Восточном Иерусалиме. Второй раунд переговоров прошел в Шарм Аш-Шейхе в середине сентября, а через несколько дней после этого состоялся третий раунд – в Западном Иерусалиме.
Когда Израиль возобновил свою поселенческую деятельность, объявив о строительстве тысяч единиц жилья на оккупированных палестинских территориях, начиная с 26 сентября текущего года, это было равносильно решению о прекращении переговоров, поскольку мир и поселения – это взаимно исключающие понятия – или мир, или поселения. И, к сожалению, Израиль выбрал поселения, невзирая на все призывы мирового сообщества прекратить поселенческую деятельность, которая не обеспечивает необходимого климата для начала подлинных переговоров.
Сейчас американская администрация прилагает усилия, чтобы убедить израильское правительство остановить строительство поселений, что позволит возобновить переговоры, но до сих пор эти усилия безуспешны. Со своей стороны, Россия работает над созывом ближневосточного «квартета» для обсуждения создавшегося положения и выработки совместных шагов для исправления ситуации. Надеемся, что ей это удастся в ближайшее время и переговоры возобновятся.
– Какой формат переговоров предпочтителен для палестинцев?
– Мы готовы вести с израильтянами прямые и последовательные переговоры для того, чтобы прийти к соглашению по всем аспектам окончательного урегулирования – это вопросы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, водных ресурсов, пленных и заключенных. И все, что требуется, – это обязательство Израиля придерживаться соглашений, подписанных между палестинской и израильской сторонами, и международных инициатив. И первым из них является обязательство прекратить односторонние шаги, прежде всего строительство поселений. Это нужно для обеспечения благоприятного климата для переговоров.
Необходимо также, чтобы переговоры опирались на положения международного права и международной законности и проходили во временных рамках, определенных ближневосточным «квартетом».
– Что дали переговоры Махмуда Аббаса с Эхудом Ольмертом? Готово ли правительство Нетаньяху использовать достигнутые тогда договоренности как основу для дальнейшего диалога?
– Эти переговоры начались в ноябре 2007 года и продолжались до войны, которую Израиль развязал в декабре 2008 года против Газы. За этот период стороны обсудили вопросы Иерусалима, беженцев, границ, водных ресурсов и поселений. В некоторых вопросах удалось достичь определенного прогресса, и мы уверены, что он должен стать отправной точкой, с которой должно возобновить мирный диалог правительство Нетаньяху, пришедшее на смену правительству Ольмерта. Такова логика вещей: новое правительство берет на себя обязательства предыдущего. Однако правительство Нетаньяху отказывается признавать договоренности, достигнутые с нами правительством Ольмерта, и хочет начать переговоры с начала, с нулевой отметки. Это тоже одно из препятствий для возобновления переговоров.
– Какие последствия может иметь отсутствие прогресса мирных переговоров?
– Переговоры как таковые – не самоцель. Это лишь средство достижения мира на Ближнем Востоке. Провал переговоров подтолкнет многих к поиску других средств, а это, в свою очередь, оставит открытыми двери для продолжения борьбы. И, как следствие, нестабильность на Ближнем Востоке сохранится, что негативно отразится на международной ситуации в целом. Такое положение будет сохраняться и даже, возможно, ухудшаться, до тех пор, пока в регионе не будет установлен мир. Его можно достичь только после того, как палестинский народ сможет реализовать свои права, и прежде всего право на свободу, на создание независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме, а также на справедливое решение проблемы беженцев на основе резолюции ООН № 194.
– Как планируется решить вопрос с ХАМАС в случае подписания мирного договора с Израилем?
– Организация освобождения Палестины, Палестинская национальная администрация и лично президент Махмуд Аббас прилагают максимум усилий для преодоления раскола палестинского общества.
Мы действуем по двум параллельным направлениям: с одной стороны, мы вели и будем вести переговоры с израильтянами; с другой – мы прилагаем усилия, чтобы путем диалога с ХАМАС добиться примирения. Конечно же, оно имеет для нас первостепенное значение, и мы хотели бы, чтобы этот вопрос решился как можно скорее. С этой целью президент Аббас направил своих представителей в Газу, в Дамаск, в Каир и Бейрут для организации встреч с представителями ХАМАС. Однако пока ХАМАС не спешит идти нам навстречу. Хотя этот вопрос до сих пор не решен, это не означает, что необходимо заморозить диалог с Израилем об окончательном урегулировании.
Любое соглашение с Израилем, которого удастся добиться, будет вынесено на референдум, и если палестинский народ одобрит его, то оно будет обязательным для всех.