Пока еще у новой власти есть запас времени, но он невелик.
Фото Натальи Киреевой (НГ-фото)
Решение Конституционного суда Украины, признавшего неконституционность политической реформы 2004 года, вернуло стране Конституцию в редакции 1996 года. А вместе с ней и проблемы, с которыми сталкивался президент Леонид Кучма.
Конституционный суд, отменив закон № 2222, который стал частью Основного закона Украины, превысил свои полномочия. К компетенции суда относится рассмотрение конституционности законов, а не Конституция. Впрочем, подобное решение не стало чем-то необычным для Украины, где политическая целесообразность давно подменила собой необходимость соблюдения законов. Стоит вспомнить, что еще несколько лет назад регионалы заявляли о своей безусловной поддержке конституционных изменений 2004 года и говорили о недопустимости их пересмотра. Однако прошло несколько лет, и вместе с политической ситуацией кардинально изменилась и позиция Партии регионов.
Несмотря на заявления оппозиции о превышении конституционным судом своих полномочий, ход дальнейших политических событий предсказуем. Конституция 1996 года окончательно вступит в силу после устранения противоречий с принятыми ранее законами, тем более что парламент и правительство достигли компромисса по данному вопросу.
Партия регионов по-прежнему сохраняет высокий интерес к местным выборам, итоги которых важны с точки зрения контроля над ресурсами. Однако после конституционных изменений ключевое значение приобретают парламентские выборы, которые должны быть проведены в 2011 или 2012 году. Их итоги окажут прямое влияние на политическую ситуацию, поскольку будут определять дальнейший характер отношений между президентом и Верховной Радой, роль которой в любом случае будет значительно снижена. При этом независимо от результатов выборов инициатива в определении политической ситуации перейдет к президенту, который после отмены политической реформы становится доминирующей фигурой в системе власти. В случае победы Партии регионов и создания пропрезидентского большинства задача по управлению страной для Виктора Януковича будет упрощена. При создании антипрезидентского большинства глава государства повторит судьбу Леонида Кучмы, который, имея в своем распоряжении достаточно эффективную вертикаль власти и рычаги воздействия, так и не смог создать в парламенте большинство, которое бы поддерживало его политику. Немалая «заслуга» в этом принадлежит западным странам, которые выделяли средства на взращивание оппозиционных сил.
Впрочем, нет никаких гарантий, что нынешний баланс сил в Верховной Раде сохранится до парламентских выборов. Парламентское большинство, которое позволяет Виктору Януковичу чувствовать себя достаточно комфортно, может распасться или изменить свою конфигурацию, вернув страну к уже привычному противостоянию Верховной Рады с президентом.
Реализация подобного сценария может произойти в случае перегруппировки политических сил. Прямолинейные действия и жесткий прессинг, на которые пошел Янукович, выстраивая вертикаль власти, создали множество конфликтов не только с оппозиционными силами, но и с потенциальными союзниками. В итоге относительная политическая стабильность и бесконфликтность взаимоотношений парламента и президента могут быть нарушены.
Кроме того, серьезные проблемы существуют и в самой Партии регионов. Борьба между отдельными группами регионалов, существовавшая все предыдущие годы, никуда не исчезла. Декларируемая монолитность данной политической силы – это не более чем привлекательная картинка для рядового избирателя. Внутренние противоречия в Партии регионов подошли к тому рубежу, когда президенту будет все сложнее выступать арбитром в решении возникающих противоречий. По мере ухода в историю 1 октября 2010 года депутаты, в том числе и из Партии регионов, будут действовать в парламенте, в большей степени руководствуясь интересами финансово-промышленных групп.
На расстановку политических сил и общественные настроения уже сегодня влияет ухудшение экономической ситуации. Заявления украинского правительства о стабилизации входят в противоречие с ростом цен на продукты питания и услуги ЖКХ. Как результат – практически во всех областях Украины зафиксировано снижение рейтинга Партии регионов. Во-вторых, политика правительства подчинена жестким требованиям МВФ, средства которого остаются одним из главных внешних источников финансирования украинского бюджета. В последующие годы ожидается увеличение выплат по внешним долгам, которые будут тянуть экономику вниз. В случае дальнейшего падения уровня жизни населения и в преддверии парламентских выборов найдется мало политиков, желающих разделить груз ответственности с президентом и правительством.
Украина вернулась на стартовые позиции почти 15-летней давности. Тот же набор экономических проблем только с худшими стартовыми условиями, использование проблемы русского языка в предвыборных целях, геополитическая многовекторность при доминирующем желании «дружить» с Западом.
Конституция 1996 года при наличии у Виктора Януковича огромного желания контролировать все до поселкового совета отодвигает на отдаленное будущее федерализацию Украины, которая в течение всех лет независимости рассматривалась в большей степени как некий лозунг, призванный решать те или иные политические вопросы. Целостной концепции развития федерализма в Украине нет, хотя эта модель может придать устойчивость украинскому государству и снизить противостояние регионов. Для Януковича удобнее формировать вертикаль власти, в которой регионы лишены самостоятельности, нежели выстраивать новую региональную политику.
Конституция 1996 года не только перераспределяет властные полномочия между парламентом и президентом, но и предоставляет последнему дополнительные рычаги влияния. В то же время президент оказывается на пересечении интересов многих групп влияния внутри Украины, а также под давлением внешнего фактора. Пример Кучмы, против которого было организовано несколько международных скандалов, должен служить предостережением Януковичу и его окружению.
В свете возврата к Конституции 1996 года вновь возрастает роль президентских выборов, которые должны состояться в 2015 году. Подготовка к ним может начаться практически сразу после парламентских выборов.
На волне эйфории, которая царит в окружении президента после отмены политической реформы 2004 года, многие проблемы кажутся легкоразрешимыми. Однако очень скоро этот период пройдет, потребовав от Виктора Януковича принятия непопулярных решений.
Нынешние планы Януковича по выстраиванию мощной вертикали власти имеют мало общего с реализацией государственной стратегии и разрешением накопившихся в обществе противоречий. Курс президента на распределение властных полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти определяется интересами финансово-промышленных групп, чьи представители входят в его окружение, но никак не интересами государства. Если Янукович будет продолжать проведение подобной линии, то очень скоро он утратит поддержку как среди населения, так и со стороны большинства политических сил.