И.о. президента Молдавии Михай Гимпу подписал указ о роспуске парламента.
Фото Reuters
28 сентября временно исполняющий обязанности президента Молдавии Михай Гимпу подписал указ о назначении на 28 ноября этого года досрочных парламентских выборов.
Подписать указ Гимпу фактически заставил Конституционный суд, который 21 сентября постановил, что неизбрание президента республики на выборах 10 ноября и на повторных выборах 7 декабря 2009 года в парламенте является обстоятельством, оправдывающим роспуск парламента.
Сам Гимпу не торопился распускать парламент, отодвигая на будущее новые выборы в законодательный орган, хотя мог это сделать еще в июле этого года. Налицо была готовность проигнорировать нормы Конституции и сконцентрировать всю полноту власти в своих руках. Подобное бездействие отвечало интересам коалиции и лично Гимпу, который совмещал пост и.о. президента и председателя парламента. И лишь вмешательство Конституционного суда, который обязал распустить парламент и назначить парламентские выборы, заставило Михая Гимпу издать указ.
Досрочные парламентские выборы стали результатом отсутствия консенсуса среди основных политических сил Молдавии. В итоге в прошлом году парламент не сумел избрать президента. Так, в апреле 2009 года состоялись парламентские выборы, на которых победили коммунисты. Однако сформированной на их основе коалиции не хватило одного голоса для избрания президента. На следующих досрочных выборах, которые прошли уже 29 июля, избрать главу государства не удалось альянсу «За европейскую интеграцию». В итоге страна более чем на год оказалась без президента.
Чтобы преодолеть политический кризис, основные парламентские партии предложили внести изменения в механизм избрания президента. Предлагалось утвердить норму, в соответствии с которой президент Молдавии должен избираться всенародно, а не парламентом, как это предусмотрено действующей редакцией Основного закона. Реализовать данное предложение предполагалось через референдум. Ожидалось, что поддержка населением конституционных изменений создаст условия для выхода страны из глубокого политического кризиса, в котором оказалась Молдавия после провала с избранием президента парламентом. Однако референдум не состоялся. Не помогло даже снижение явки избирателей с 50% плюс один голос до 33%. В референдуме приняло участие лишь 30,79% от числа зарегистрированных избирателей. В итоге в Молдавии продолжает действовать 78-я статья Конституции, предусматривающая избрание главы государства в стенах парламента.
Одной из причин политического кризиса стали личные амбиции коммунистов и лидеров партий, входящих в правящий альянс. Кроме этого, низкая явка на референдуме отразила сложившееся отношение избирателей ко всему спектру политических сил, показавших свою неспособность работать в условиях парламентской республики. Население не доверяет ни коммунистам, которые призывали к бойкоту, ни партиям, входящим в альянс за евроинтеграцию. Политики утратили доверие за свою неспособность находить компромиссы и решать общегосударственные проблемы, которых накопилось немало. Продолжается спад промышленного производства, растет внешний долг, усиливаются социальные проблемы.
Провал референдума спутал политические карты. До референдума в Молдавии между основными политическими силами развернулась неофициальная президентская кампания, имеющая мало общего с разъяснением необходимости внесения изменений в Конституцию. Основными претендентами выступали премьер-министр Молдавии Влад Филат, председатель Демократической партии Мариан Лупу и исполняющий обязанности президента Михай Гимпу, которые устроили соревнование плакатов и агитационных материалов. Уверенности этим политикам придавала и позиция Запада, который заранее поддержал итоги референдума.
Отсутствие в этом списке лидера коммунистов Владимира Воронина объяснялось решением Конституционного суда. В августе этого года суд запретил ему баллотироваться на должность президента, поскольку он уже дважды занимал высший пост в стране. В результате коммунисты активно призывали бойкотировать референдум, ссылаясь на необходимость экономии бюджетных средств.
В Молдавии программы партий уже давно отошли на второй план. Политические разногласия прикрывают борьбу крупнейших финансово-экономических групп, чьи интересы сталкиваются в наиболее доходных секторах молдавской экономики. В этом ракурсе политический расклад предстанет в ином свете. Так, Альянс за евроинтеграцию отражает интересы Анатолия Стати, который владеет «Аском-груп». Компания работает в сфере энергетики, строительства, оказания услуг, в строительном бизнесе. Соответственно Компартия Молдавии стоит на страже экономических интересов Воронина. Его правление было отмечено рейдерскими атаками под прикрытием государственных структур.
Экономические интересы определяют внешнеполитические предпочтения соперничающих групп. Анатолий Стати имеет обширные контакты в Румынии. В свою очередь, Бухарест поддерживает Стати и стоящий за ним альянс. Более сложное положение у Владимира Воронина. Он и его партия не пользуются румынским расположением, хотя с 2003 года часто заявляли о своей приверженности европейской интеграции. Не найдя поддержки в Румынии, Воронин не нашел ее в России, в сторону которой одно время им делались реверансы.
Разные политические взгляды и внешнеполитические устремления крупнейших финансово-политических групп затрудняют прогноз результатов парламентских выборов и возможное соотношение сил в будущем парламенте. Неопределенности добавляет и политическая апатия населения, которое может проигнорировать парламентские выборы, как это уже произошло с референдумом.
Молдавские политики имеют незначительный набор вариантов для выхода из политического кризиса. Пока действует норма Конституции об избрании главы государства в стенах парламента, все договоренности, достигнутые до и после парламентских выборов, строятся с прицелом на процедуру избрания президента страны. И здесь в зависимости от итогов выборов возможны новые тактические договоренности, которые станут реальными через кадровые размены.
В то же время не исключен вариант, при котором после выборов политические партии не смогут сформировать коалицию из 61 депутата, необходимую для избрания президента. Парламент пытался сделать это дважды и безуспешно. Нет никаких гарантий, что это произойдет и после ноябрьских выборов, которые могут стать очередным звеном в длительной полосе молдавской нестабильности.
Наличие в парламенте двух практически равных по численности групп депутатов, которые расходятся в политических взглядах и экономических интересах, вновь может сделать призрачной надежду на избрание президента, оставляя открытым вопрос относительно политического будущего Молдавии.