США по-прежнему главный посредник на Ближнем Востоке.
Фото Reuters
14–15 сентября в египетском Шарм эш-Шейхе и Иерусалиме состоялись встречи между премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху и главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом. Активную роль в беседах принимала госсекретарь США Хиллари Клинтон. Таким образом, израильский и палестинский лидеры сдержали принятое ими на себя обязательство регулярно, примерно один раз в две недели, проводить личные встречи в рамках переговорного процесса.
Оба момента – плотное участие в переговорах лидеров обеих сторон и активная роль в них США – являются важнейшими аспектами переговорного процесса. До этого Вашингтон в течение 18 месяцев посредничал между обеими сторонами, однако затем организовал прямые переговоры. Известно, что за прямые переговоры ратовал Нетаньяху. Очевидно, что он видит больше возможностей воздействия на палестинцев именно в прямом диалоге. Однако, решение ближневосточной проблемы возможно. По все признакам, Хиллари Клинтон и спецпредставитель президента США по Ближнему Востоку Джордж Митчелл будут и далее «сопровождать» переговоры.
Вашингтон разработал сценарий переговоров в важнейших деталях. Во-первых, они будут секретными. Ни одна из сторон не должна публично раскрывать их содержание. Это требование вызвано стремлением не допустить резкой реакции заинтересованных кругов, включая выступления противников палестино-израильских договоренностей. На переговоры отведен четко обозначенный срок – один год. Предмет переговоров – все ключевые вопросы палестино-израильского урегулирования (границы, беженцы, безопасность Иерусалим).
Получается, что о переговорах на протяжении всего года будет известна лишь их внешняя сторона. Реальное же содержание остается тайной. Можно предвидеть, сколько будет вокруг этого витать слухов и догадок, распространяться спекуляций и дезинформации.
«В сентябре начались, а в конце этого же месяца закончатся». Эту оценку высказывают некоторые эксперты, имея в виду 26 сентября. В этот день истекает срок объявленного Израилем десятимесячного моратория на строительство в поселениях на Западном берегу. Тель-Авив категорически отвергает его продление, а Рамалла отказывается без этого вести переговоры. Тупик? Только что Вашингтон «попросил» Нетаньяху продлить мораторий на три месяца. Все ждут его решения. Может, продлит, а может, как сообщают из Израиля, ограничит новое строительство административным распоряжением, допускающим лишь «естественный» рост поселений (связанный с увеличением числа членов семей, что там проходит в три раза быстрее, чем в самом Израиле).
Скорее всего выход найдут, но уже сейчас ясно, что расширение поселений стало в руках Нетаньяху рычагом давления многократного пользования – и на палестинцев, и на американцев. Таким способом можно парализовать переговоры в любой момент и даже вообще их сорвать, не ломая голову над придумыванием предлога.
Все это не дает повода для оптимистических оценок перспектив переговоров. Среди экспертов превалирует скептицизм. Он базируется и на собственно израильских оценках. Известно, что свое неверие в успех переговоров высказал министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман, возглавляющий партию русскоязычных «Наш дом – Израиль».
Эксперты характеризуют нынешнего израильского премьера Нетаньяху как «непримиримого» политика, в прошлом успешно сорвавшего договоренности Осло. Как утверждают люди из его окружения, Нетаньяху глух даже к распространенному в Израиле опасению, что высокая рождаемость среди палестинцев может в будущем лишить Израиль статуса еврейского государства, и поэтому надо все же размежеваться с ними.
Отмечают и неустойчивость израильской правящей коалиции. Из ее состава могут выйти религиозные партии, которые «из принципа» не хотят ни о чем договариваться с ПНА. Есть и другие препятствия.
В целом ни одно из них, правда, не является бесспорным. Например, можно представить, что Нетаньяху, известный своей тактической изощренностью, способен все поставить на кон и в случае кризиса власти обратиться за поддержкой к оппозиционной «Аводе». И тогда не будет проблемы с позицией мелких религиозных партий и даже русскоязычных.
Помимо названных помех с израильской стороны есть проблемы и в палестинском лагере. Были попытки достичь договоренности между ПНА и ХАМАС, но безрезультатные. Это ставит под угрозу выполнение любого соглашения между Тель-Авивом и Рамаллой. Но представим, что ХАМАС добился согласия ПНА дать ему право вето на такое соглашение. Оно ведь тогда никогда не станет реальностью.
Западный берег разгорожен стеной. Фото Reuters |
Кроме названных противопоказаний есть и факторы, подталкивающие переговоры. Пожалуй, самым значимым является активное вовлечение в них нынешней американской администрации. Известно, что сразу после своего избрания президентом США Барак Обама заявил, что ему надо немедленно заняться ближневосточной проблемой. Иначе будет как у Билла Клинтона и Джорджа Буша: они отложили эту тему на завершающий этап своего пребывания у власти и не успели добиться результата – «борец» отполз за пределы ковра.
Ныне Обама выбрал удобный период для активных усилий по Ближнему Востоку. Он учел возможности влияния произраильского лобби на выборы в США и через это на органы власти. Однако на этот раз лобби не сможет развернуться – промежуточные выборы вот-вот пройдут (2 ноября), а до следующих еще два года.
Наконец, для обеих сторон на переговорах очень важны ресурсные возможности США, хотя об этом открыто не говорят. Как известно, Джимми Картер добился согласия Тель-Авива и Каира на Кэмп-Дэвидское соглашение, предложив им крупную помощь – 3 млрд. долл. в год Израилю и 900 млн. долл. Египту. На постоянной основе (не навечно ли?). Интересно, во сколько обойдется США соглашение, сотворенное Обамой? Очевидно, что решение ряда вопросов, прежде всего о беженцах, о еврейских поселениях и других, потребует очень больших затрат.
США позаботились о создании «группы поддержки» переговоров, включив в нее лидеров умеренных арабских режимов. Президент Египта Хосни Мубарак и иорданский король Абдалла ll присутствовали на встречах с Нетаньяху и Аббасом в Вашинтоне. Они способны влиять на палестинскую сторону и могут сделать Тель-Авиву заманчивые предложения по налаживанию контактов с арабским миром.
Наконец, Вашингтон не оставил без внимания сирийский трек переговоров, пообещав Дамаску скорые контакты с Израилем по Голанским высотам.
Получается, что, несмотря на огромные трудности на пути переговоров и общий скептицизм, решение ближневосточной проблемы возможно. Но пока никто не может дать гарантии, что это действительно произойдет к осени будущего года.