0
4895
Газета Дипкурьер Интернет-версия

20.09.2010 00:00:00

Крымский кроссворд для Москвы

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем.

Тэги: крым, россия


крым, россия Крымские татары возвращаются на земли предков.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

С 90-х годов Крым занимает заметное место в российской внешней политике, которая замкнулась на наиболее резонансных темах: ЧФ РФ и положении русскоязычного населения. Считалось и считается, что от решения или не решения данных вопросов зависит уровень влияния России на полуострове. Между тем ситуация в Крыму и вокруг него коренным образом отличается от того, что было в 80–90-х годах.

Поиск потенциальных союзников

Русскоязычное движение в Крыму представляет собой рыхлое и неструктурированное движение. Политики, которые возглавляют это движение, представляют собой сугубо региональный сегмент крымской элиты, которая не имеет необходимого финансово-административного потенциала для реальной борьбы за лидерство в Крыму. Большая часть их усилий уходит на борьбу за внимание Москвы с целью получить хоть какое-нибудь финансирование.

Среди русскоязычного населения полуострова существуют завышенные ожидания от России, в которой видят дружественное государство, близкое по культуре и истории. Подобные настроения заботливо поддерживаются политическими партиями, для которых тема российско-украинских отношений стала постоянным элементом предвыборных кампаний.

Не лучше обстоит дело и с крымской элитой в структурах исполнительной и законодательной власти, которая представляет собой «передовой отряд» по защите интересов финансово-промышленных групп. Их биография восходит к концу 80-х – началу 90-х годов и связана с криминальным переделом собственности и сфер влияния. Кроме того, реальные рычаги власти находятся за пределами стен крымского парламента и правительства. В связи с этим не приходится говорить о какой-то самостоятельности крымской элиты, которая все больше ориентируется на западные страны и их интересы.

Крымско-татарский фактор

В 90-х годах крымские татары и поддерживающие их силы – Турция и ряд арабских государств в полной мере воспользовались слабостью государственных структур. В итоге так называемый крымско-татарский фактор стал наиболее значимым в определении общественно-политической ситуации в Крыму. Меджлис крымско-татарского народа позиционировал себя в качестве высшего представительного органа крымских татар, последовательно отстаивая тезис о создании собственной государственности.

В последние годы былого единства крымских татар не наблюдается. Сегодня это фрагментированное движение, в котором выделяется несколько региональных кланов. Наиболее мощные «судакский», «евпаторийский», «южнобережный», «бахчисарайский» и другие, которые все больше влияют на общую этнополитическую ситуацию в Крыму. В первую очередь это проявляется в «земельном» вопросе, на котором делаются огромные деньги.

Опасной тенденцией для Крыма является создание зон «компактного проживания» крымских татар в Бахчисарае, Судаке, Белогорске, Симферопольском районе. Происходит агрессивное «выдавливание» «нетатар» со стороны радикально настроенных и организованных национальных групп, которые в перспективе могут стать ядром крымско-татарской государственности.

Внутренняя трансформация крымско-татарского движения не меняет курса на протурецкую геоэтническую ориентацию. Этот фактор имеет наибольшую опасность, поскольку опирается как на настроения среди крымских татар, так и на внешнюю поддержку. Его активно пытаются использовать лидеры меджлиса, оказывая давления на руководство Украины через международные организации: ОБСЕ, Европарламент, Еврокомиссию.

Серьезной проблемой в первую очередь для властей полуострова и Киева стало усиление нетрадиционных исламских течений в Крыму. Утрата религиозных традиций подменяется псевдоисламскими экстремистскими течениями. При этом наряду с турецкими организациями все более заметную роль начинают играть религиозные организации арабских стран. Их влияние привело к переориентации определенной части верующих.

Новый президент Украины пытается изменить конфигурацию отношений с крымскими татарами. В конце августа В.Янукович сократил состав совета представителей крымско-татарского народа, одновременно предложив в его состав оппозиционные меджлису силы.

Новый курс Киева направлен на дробление политической структуры крымско-татарского движения. Безраздельная монополия меджлиса как квазигосударственной этнократической структуры в переговорном процессе с центральной и местной властью должна уйти в прошлое. На смену должны прийти подконтрольные государству общественные структуры крымских татар, не претендующих на самостоятельность.

Ключевым фактором новой политики выступает земельный вопрос. Здесь власти также намерены сместить акценты, прекратив самозахват земель. Впрочем, в попытках навести «порядок» в земельных отношениях просматриваются не только «государственные интересы». Крымская земля привлекает не только крымских татар, но и людей, близких к украинскому президенту, которые заинтересованы в земельном переделе.

Зачистка полуострова

С приходом к власти Виктора Януковича центральные власти изменили политику в отношении Крыма. Ключевым моментом новой политики стала смена руководства Крыма на представителей Партии регионов и установление полного контроля над крымским парламентом и структурами исполнительной власти. Сложилась ситуация, при которой не правительство Крыма стало отчитываться перед законодательным органом власти, который и формирует кабинет министров полуострова, а депутаты стали «бегать» в кабинеты исполнительной власти.

Одновременно происходит «зачистка» политических сил, близких к регионалам. Например, «блока Куницына», Компартии, «Русского единства». В итоге к Партии регионов выстроилась очередь желающих стать «новыми регионалами». Для них это не только возможность сохранения бизнеса, но и продление политического будущего.

Внешний фактор

Геополитическая ситуация вокруг Крыма по сравнению с 90-ми годами кардинально изменилась. Выход ЕС через Болгарию и Румынию на Черное море, амбиции Турции, претендующей на лидерство в регионе, милитаризация региона, переплетающаяся с проблемой транспортировки ресурсов на внешние рынки, стали реалиями Черноморского региона. Одновременно западные страны последовательно наращивают свои усилия в экономическом «освоении» Крыма, выделяя средства на образовательные и медицинские программы, осуществляя инвестиции.

В ЕС и США не скрывают своей заинтересованности развивать прямые контакты с руководством Крыма в обход центральных властей Украины, которые за годы независимости значительно снизили контроль над социально-политической ситуацией на полуострове. Примечательно, что крымское руководство с охотой идет на диалог с представителями западных стран, видя в них противовес Киеву.

Что всему этому может противопоставить Россия? Продление сроков базирования ЧФ РФ до 2042 года, невыразительную поддержку русскоязычному населению и повышенный интерес части российского бизнеса к недвижимости полуострова. При этом масштаб вовлечения российского бизнеса несопоставим с целенаправленными амбициями западного капитала. Последний опирается на поддержку государственных структур и неправительственных организаций, усилия которых направлены на изменения общественных настроений и «взращивание» своих кадров.

На фоне информационно-деловой активности Запада роль России остается практически незаметной в определении ситуации в Крыму. Чтобы остаться влиятельным игроком в Крыму и в Черноморском регионе, России стоит изменить свою политику в отношении полуострова, наполнив ее реальными делами, освободиться от деклараций. Необходима выработка долгосрочной политики в отношении полуострова с четким обозначением целей государства и интересов бизнеса. Лишь в этом случае станет понятна роль создаваемых культурных центров, задачи содействия в структуризации русскоязычных организаций.

Апелляция России к историческому нахождению на территории Крыма российского флота и проживанию на полуострове русскоязычного населения не должна подменять собой реальную ситуацию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
594
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1526
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1158

Другие новости