Крымские татары возвращаются на земли предков.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
С 90-х годов Крым занимает заметное место в российской внешней политике, которая замкнулась на наиболее резонансных темах: ЧФ РФ и положении русскоязычного населения. Считалось и считается, что от решения или не решения данных вопросов зависит уровень влияния России на полуострове. Между тем ситуация в Крыму и вокруг него коренным образом отличается от того, что было в 80–90-х годах.
Поиск потенциальных союзников
Русскоязычное движение в Крыму представляет собой рыхлое и неструктурированное движение. Политики, которые возглавляют это движение, представляют собой сугубо региональный сегмент крымской элиты, которая не имеет необходимого финансово-административного потенциала для реальной борьбы за лидерство в Крыму. Большая часть их усилий уходит на борьбу за внимание Москвы с целью получить хоть какое-нибудь финансирование.
Среди русскоязычного населения полуострова существуют завышенные ожидания от России, в которой видят дружественное государство, близкое по культуре и истории. Подобные настроения заботливо поддерживаются политическими партиями, для которых тема российско-украинских отношений стала постоянным элементом предвыборных кампаний.
Не лучше обстоит дело и с крымской элитой в структурах исполнительной и законодательной власти, которая представляет собой «передовой отряд» по защите интересов финансово-промышленных групп. Их биография восходит к концу 80-х – началу 90-х годов и связана с криминальным переделом собственности и сфер влияния. Кроме того, реальные рычаги власти находятся за пределами стен крымского парламента и правительства. В связи с этим не приходится говорить о какой-то самостоятельности крымской элиты, которая все больше ориентируется на западные страны и их интересы.
Крымско-татарский фактор
В 90-х годах крымские татары и поддерживающие их силы – Турция и ряд арабских государств в полной мере воспользовались слабостью государственных структур. В итоге так называемый крымско-татарский фактор стал наиболее значимым в определении общественно-политической ситуации в Крыму. Меджлис крымско-татарского народа позиционировал себя в качестве высшего представительного органа крымских татар, последовательно отстаивая тезис о создании собственной государственности.
В последние годы былого единства крымских татар не наблюдается. Сегодня это фрагментированное движение, в котором выделяется несколько региональных кланов. Наиболее мощные «судакский», «евпаторийский», «южнобережный», «бахчисарайский» и другие, которые все больше влияют на общую этнополитическую ситуацию в Крыму. В первую очередь это проявляется в «земельном» вопросе, на котором делаются огромные деньги.
Опасной тенденцией для Крыма является создание зон «компактного проживания» крымских татар в Бахчисарае, Судаке, Белогорске, Симферопольском районе. Происходит агрессивное «выдавливание» «нетатар» со стороны радикально настроенных и организованных национальных групп, которые в перспективе могут стать ядром крымско-татарской государственности.
Внутренняя трансформация крымско-татарского движения не меняет курса на протурецкую геоэтническую ориентацию. Этот фактор имеет наибольшую опасность, поскольку опирается как на настроения среди крымских татар, так и на внешнюю поддержку. Его активно пытаются использовать лидеры меджлиса, оказывая давления на руководство Украины через международные организации: ОБСЕ, Европарламент, Еврокомиссию.
Серьезной проблемой в первую очередь для властей полуострова и Киева стало усиление нетрадиционных исламских течений в Крыму. Утрата религиозных традиций подменяется псевдоисламскими экстремистскими течениями. При этом наряду с турецкими организациями все более заметную роль начинают играть религиозные организации арабских стран. Их влияние привело к переориентации определенной части верующих.
Новый президент Украины пытается изменить конфигурацию отношений с крымскими татарами. В конце августа В.Янукович сократил состав совета представителей крымско-татарского народа, одновременно предложив в его состав оппозиционные меджлису силы.
Новый курс Киева направлен на дробление политической структуры крымско-татарского движения. Безраздельная монополия меджлиса как квазигосударственной этнократической структуры в переговорном процессе с центральной и местной властью должна уйти в прошлое. На смену должны прийти подконтрольные государству общественные структуры крымских татар, не претендующих на самостоятельность.
Ключевым фактором новой политики выступает земельный вопрос. Здесь власти также намерены сместить акценты, прекратив самозахват земель. Впрочем, в попытках навести «порядок» в земельных отношениях просматриваются не только «государственные интересы». Крымская земля привлекает не только крымских татар, но и людей, близких к украинскому президенту, которые заинтересованы в земельном переделе.
Зачистка полуострова
С приходом к власти Виктора Януковича центральные власти изменили политику в отношении Крыма. Ключевым моментом новой политики стала смена руководства Крыма на представителей Партии регионов и установление полного контроля над крымским парламентом и структурами исполнительной власти. Сложилась ситуация, при которой не правительство Крыма стало отчитываться перед законодательным органом власти, который и формирует кабинет министров полуострова, а депутаты стали «бегать» в кабинеты исполнительной власти.
Одновременно происходит «зачистка» политических сил, близких к регионалам. Например, «блока Куницына», Компартии, «Русского единства». В итоге к Партии регионов выстроилась очередь желающих стать «новыми регионалами». Для них это не только возможность сохранения бизнеса, но и продление политического будущего.
Внешний фактор
Геополитическая ситуация вокруг Крыма по сравнению с 90-ми годами кардинально изменилась. Выход ЕС через Болгарию и Румынию на Черное море, амбиции Турции, претендующей на лидерство в регионе, милитаризация региона, переплетающаяся с проблемой транспортировки ресурсов на внешние рынки, стали реалиями Черноморского региона. Одновременно западные страны последовательно наращивают свои усилия в экономическом «освоении» Крыма, выделяя средства на образовательные и медицинские программы, осуществляя инвестиции.
В ЕС и США не скрывают своей заинтересованности развивать прямые контакты с руководством Крыма в обход центральных властей Украины, которые за годы независимости значительно снизили контроль над социально-политической ситуацией на полуострове. Примечательно, что крымское руководство с охотой идет на диалог с представителями западных стран, видя в них противовес Киеву.
Что всему этому может противопоставить Россия? Продление сроков базирования ЧФ РФ до 2042 года, невыразительную поддержку русскоязычному населению и повышенный интерес части российского бизнеса к недвижимости полуострова. При этом масштаб вовлечения российского бизнеса несопоставим с целенаправленными амбициями западного капитала. Последний опирается на поддержку государственных структур и неправительственных организаций, усилия которых направлены на изменения общественных настроений и «взращивание» своих кадров.
На фоне информационно-деловой активности Запада роль России остается практически незаметной в определении ситуации в Крыму. Чтобы остаться влиятельным игроком в Крыму и в Черноморском регионе, России стоит изменить свою политику в отношении полуострова, наполнив ее реальными делами, освободиться от деклараций. Необходима выработка долгосрочной политики в отношении полуострова с четким обозначением целей государства и интересов бизнеса. Лишь в этом случае станет понятна роль создаваемых культурных центров, задачи содействия в структуризации русскоязычных организаций.
Апелляция России к историческому нахождению на территории Крыма российского флота и проживанию на полуострове русскоязычного населения не должна подменять собой реальную ситуацию.