0
2763
Газета Дипкурьер Интернет-версия

07.06.2010 00:00:00

Шанс для новой парадигмы в мировой политике

Алексей Богатуров

Об авторе: Алексей Демосфенович Богатуров - доктор политических наук, профессор, проректор МГИМО МИД России.

Тэги: кризис, выход, отношения


кризис, выход, отношения Кризис выплеснул на улицы энергию масс и придал остроты внешнеполитическому общению. "Мы сопротивляемся" – написано на транспаранте по-гречески.
Фото Reuters

Финансовый разлад конца 2000-х годов начался в США и был помимо прочего связан с высокими затратами на утверждение в мире американского лидерства как его понимали республиканцы. Самоуверенная политика односторонних действий создала в Вашингтоне иллюзию возможности обойтись или почти обойтись без ресурсов союзников. Правда, вскоре стало ясно, что расходовать американские ресурсы в таких масштабах, как того требовали войны в Ираке и Афганистане, можно лишь ценой рискованной финансово-экономической политики внутри страны. Но администрации Джорджа Буша уже успели вложить в стратегию односторонности столько своего престижа и политического капитала, что они уже не могли себе позволить объективную оценку финансовых реалий. Отсюда – не то вынужденное, не то нарочитое игнорирование спекулятивного характера процессов в американской части мирового финансово-банковского сектора.

Новый президент Барак Обама полтора года положил на то, чтобы уйти от высокозатратной внешней политики – отчасти потому, что ему нужно гораздо больше, чем его предшественнику, тратить на решение социально-экономических проблем Америки. Соединенные Штаты, как большинство стран мира, довольно остро переживают последствия кризиса и пытаются смягчить его последствия для американцев – прежде всего бедных и самых бедных. Местные консерваторы за это ругают Обаму «социалистом», его позиции в целом остаются непрочными. Проводить низкозатратную внешнюю политику у американского президента не всегда получается.

Контингент войск в Афганистане приходится увеличивать, помощь проамериканскому правительству в Кабуле нельзя уменьшить, а перспективы афганского урегулирования даже не просматривается. Нельзя уменьшать размеры помощи и Пакистану, внутренняя ситуация в котором остается крайне сложной.

При этом предстоящий вывод войск из Ирака если и сулит экономию, то не скоро. Потому что перед уходом США придется сделать разовый «прощальный» вброс помощи иракскому правительству, чтобы оно хотя бы на какое-то время смогло удержаться на проамериканской платформе после того, как американские солдаты перестанут поддерживать созданный ими же в этой стране порядок. Добавьте к этому «мелочи» – вяло текущая кампания подготовки «на всякий случай» военного давления на Иран, Северную Корею или на содержание правящей группы в Грузии┘ Это «нетто-издержки» американской внешней политики.

На этом фоне логичной кажется довольно успешно реализованная линия на восстановление доверия в отношениях с государствами ЕС, прежде всего «старыми». Интерес к сужению спектра трений с Россией в вопросах контроля над вооружениями тоже вписывается в логику низкозатратности, хотя вряд ли является для США ее главным компонентом. Поскольку, насколько можно судить, американские политики рассматривают переговоры по стратегическим ядерным вооружениям в контексте не общего сокращения военных расходов, а скорее в их переключения на неядерные составляющие, включая сверхновые виды оружия. Вряд ли в этой сфере возникнет экономия.

Кризис, обозначив рубеж окончания первого десятилетия XXI века, отчетливо выявил новые закономерности международных отношений. Во-первых, проявила себя своеобразная цикличность российско-американских отношений. С момента распада СССР в 1991 году в них чередовались периоды сближения, в норме продолжавшиеся каждый около шести лет (1992–1998, 2001–2007), и этапы охлаждения протяженностью примерно в два-три года (1998–2000, 2007–2009). Сейчас, возможно, – начальная фаза третьего цикла сближения. При этом циклы не коррелируются с пребыванием у власти в США республиканцев или демократов, как это бывало в советско-американских отношениях.

Во-вторых, есть основания полагать, что Россия перенесла удар кризиса менее тяжело, чем наиболее развитые страны мира. Возможно, это произошло в силу относительно меньшей развитости российского финансово-банковского сектора и большей зависимости формулы роста от добычи энергетического сырья (спрос на которое колебался не столь значительно), а не от отраслей виртуального бизнеса и сферы банковских спекуляций.

Как бы то ни было, в международно-политическом смысле кризис не разрушил феномена «возвращения России» в международную политику в качестве более мощного и устойчивого государства, чем это было в 1990-х годах. Феномен «условно сильной России» – фактор общемирового значения в том смысле, что та структура международных отношений, которая сложилась в первое десятилетие после распада Советского Союза, основывалась на идее «слабой и ведомой» России. Соответственно идея России как относительно сильного и более самостоятельного игрока не соответствует международной архитектуре 1990-х годов и предполагает очередную частичную модификацию мировой системы. Этот процесс начался приблизительно в 2007 году (выступление Владимира Путина в Мюнхене) и вызвал определенный психологический шок на Западе. Складывается впечатление, что в последние год-полтора этот шок прошел. Заметны признаки адаптации международной системы к более активной политической роли Москвы. Важно не форсировать «адаптацию» и думать о расширении международного влияния России в диалоге с партнерами.

В-третьих, за последние 10 лет в мире «исподволь» снова утвердилась схема вытеснения конфликтности – в Азию, на Ближний и Средний Восток, считавшиеся прежде условной периферией мировой системы. Это до известной степени напоминает конфронтационную стабильность второй половины ХХ века. В те годы США и СССР, не решаясь ссориться между собой в открытую, предпочитали противостоять друг другу опосредованно – в менее опасных и непрямых конфликтах в развивающемся мире. Благодаря этому международная напряженность, взаимное раздражение между великими державами не накапливались, а сбрасывались в третьем мире. Сегодня сверхдержава осталась всего одна, но и в этом качестве своими нереализованными и завышенными амбициями она постоянно поддерживает в мире избыточную напряженность. Региональные конфликты в Азии и служат для сбрасывания ее потенциала. До 1991 года такое можно было представить только в теории. Сегодня мы видим это наяву.

При этом, в-четвертых, Азия в XXI веке – уже не периферия. Важной чертой, закрепившейся в международных отношениях, является относительная маргинализация Европы в сферах политики, безопасности и экономики при одновременном перемещения фокуса международной политики в Азию, где набирающие силу и многонаселенные державы (Китай и Индия) приобрели новые рычаги воздействия на мировую экономику. Азия, включая азиатские регионы России, остается сферой наиболее острой международной конкуренции за доступ к источникам энергетического сырья. В этой части мира сосредоточены наиболее вероятные театры потенциального применения ядерного оружия или, что не менее опасно, нанесения ударов с целью предупредить его применение. Азиатские рынки (спрос и предложение) и трудовые ресурсы азиатских стран в условиях глобализации, наконец, оказывают небывалое влияние на экономическую жизнь ведущих стран Америки и Европы.

В-пятых, в сфере международной безопасности продолжился процесс девальвации сдерживающего потенциала ядерного оружия за счет его неудержимого расползания. Косвенным свидетельством бесполезности попыток заблокировать этот процесс являются высказываемые в США идеи полной ликвидации ядерного оружия, что, по сути, может означать перенос акцентов в развитии систем вооружений на неядерные составляющие, в частности, оружия на новых принципах. До тех пор, пока соответствующие виды оружия не будут разработаны и внедрены в производство, то есть в обозримой перспективе, это сопряжено с резким увеличением важности обычных вооружений и всех договоренностей, связанных с их производством, размещением и применением.

В-шестых, объективно кризисные явления во всех странах мира нанесли удар по наиболее уязвимым слоям населения. В России – это прежде всего работающая и учащаяся молодежь, жители сельских районов, городские слои средних и малых городов российской провинции, рабочие-мигранты местного и пришлого происхождения в больших агломерациях. Благодаря мощным миграционным процессам предшествующих двух десятилетий социальные факторы при этом переплетены с этническими. Вряд ли речь идет о кануне того, что Иммануил Валлерстайн в 1960-х годах назвал (незамеченной) «всемирной революцией». Но протестный потенциал в мире в целом на волне кризиса, несомненно, вырос, и это в идеале предполагает в качестве профилактики необходимость определенной социализации государственной политики многих стран, включая Россию. Реформизм Обамы в США – вариант такой упреждающей политики по-американски.

В-седьмых, в последние годы в мире были заметны, с одной стороны, приостановка демократизации, в той форме, которая была характерна для Центрально-Восточной Европы 1990-х годов, а с другой – утверждение моделей «нелиберальной демократии» во многих других частях мира. Попытки преодолеть кризис с помощью государственного регулирования придали дополнительную психологическую легитимность таким формам политического устройства.

Это может являться источником осторожного оптимизма. Судя по опыту малых и средних стран и территорий Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, а также части государств бывшего Советского Союза (Украины, России, Молдавии), политические системы такого рода являются единственно жизнеспособными вариантами «пересадки» моделей «классической демократии» на специфическую почву стран и регионов вне Западной Европы и северной части Северной Америки.

В-восьмых, кризис подтолкнул плюрализм интеграционных трендов. Борения вокруг банкротства Греции и мучительно давшееся согласие более сильных стран ЕС ей помогать показали, что правильно организованная интеграция в принципе способна быть инструментом стабилизации регионального развития. О том же свидетельствует гораздо более скромный опыт помощи со стороны России тем странам СНГ, которые в предшествующие годы сочли нужным присоединиться к институтам преференциального экономического сотрудничества с ней на многосторонней основе. Пространство Евросоюза – уже не единственный интеграционный очаг на планете. Отличные от ЕС, но по-своему эффективные интеграционные очаги формируются в Северной Америке, Восточной Азии (вокруг АСЕАН) и Латинской Америке.

В-девятых, кризис весьма своеобразно подстегнул международную активность ряда малых стран, страдавших долгие годы «синдромом недостатка внимания» на мировой арене. Напуганные финансовым разладом и зависимые от иностранных денежных потоков, некоторые из этих государств предпринимали любые усилия, чтобы привлечь к себе внимание, а вместе с ним – спасительный прилив любой иностранной помощи (военной, гуманитарной, экономической). Отсюда – характерные и для второй половины 2000-х годов рецидивы нагнетания исторических страхов перед Россией, например, в странах Прибалтики и в огромной степени «авантюра Саакашвили» в августе 2008 года.

В-десятых, конец десятилетия озадачил мир глобальными климатическими осложнениями. Если в предшествующие 20 лет экологи волновались по поводу парникового эффекта и глобального потепления, то на рубеже нового десятилетия, не переставая думать о потеплении, они стали поговаривать об остывании Гольфстрима и вероятности понижения температуры на планете. И вектор похолодания, и вектор потепления сопряжены с серьезным изменением конфигурации международных отношений в части, касающейся Арктики и Антарктики (вопрос о разделе которой не решен, а только отложен). Добавьте к этому конкуренцию за пространства космоса, и картина станет еще противоречивей и объемней.

Хотя пик глобального экономического кризиса пройден, выползание из него и выход к траектории подъема потребуют еще немало жертв и затрат. В идеале базовый международно-политический урок прожитого десятилетия должен состоять в осознании разрушительного характера политики высоких затрат на цели, не сопряженные прямо с обеспечением оптимальных параметров международной, национальной безопасности и благосостояния. Вся трудность в том, что страны и лидеры на деле считают оптимальными те условия, которые являются максимально благоприятными для них. Отсюда – абсолютизация безопасности («секьюритизация»), стремление к полной неуязвимости и безоговорочному превосходству. В той или иной степени этой логике подвержены руководители почти всех стран. Альтернативой ей может быть мышление категориями глобальной общности, в которой нет полной гармонии, но достижим реальный компромисс между устремлениями всех стран и интересами международного сообщества в целом.

Аналитики и политики навзрыд клянут непомерную силу минувшего кризиса. Опрокидывающий вопрос: а был ли кризис достаточно силен, чтобы возобладала логика глобальной солидарности?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
1532
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1545
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
2183
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
2065

Другие новости