Черноморский флот остается яблоком раздора в отношениях Киева и Москвы.
Фото Владимира Захарина
Подписанная 23 марта 2009 года в Брюсселе Совместная декларация международной конференции ЕС–Украина по модернизации украинской газотранспортной системы стала очередным ударом по России. Многократно предлагаемая российской стороной идея международного консорциума была проигнорирована. Закулисные переговоры в стратегически важной для России сфере продемонстрировали политику украинских властей и вновь поставили вопрос не только о характере сложившихся российско-украинских отношений, но и о перспективах взаимодействия Москвы и Киева. Между тем случившееся стало закономерным продолжением украинской политики, истоки которой уходят к началу независимого существования Украины.
Эпоха Кучмы
Существует мнение, что ухудшение отношений между Россией и Украиной и дрейф Киева в сторону Запада начались лишь в 2005 году, после прихода к власти Виктора Ющенко. Это не совсем так. Большую роль в этом сыграл Леонид Кучма, который действовал более осторожно, не допуская открытого обострения отношений с Россией, осознавая высокую зависимость от последней украинской экономики. Его курс на европейскую интеграцию трансформировался в политику противопоставления Украины России. Для этого активно использовались проблемы в языковой сфере, трактовка исторических событий с позиции Украины.
Украинские власти взяли на вооружение концепцию построения национального государства. Это предполагало выдвижение новых украинских «героев» взамен прежних, «от советских времен», создание собственной истории украинской государственности. Без этого невозможно было провести ревизию советского прошлого и обеспечить разрыв культурно-исторических связей между Россией и Украиной.
В качестве претензий к Москве отыскивались неоднозначные исторические события, использовалась тема Голодомора, проблемы Черноморского флота РФ, вопросы вступления Украины в НАТО, незавершенность демаркации границ. Невиданные масштабы, неоправданные по своим целям и методам, приобрел процесс вытеснения русского языка, русской культуры, вызывая негативную реакцию России. Попытки решить данные вопросы за столом переговоров не приносили результата.
Во время второго срока пребывания на посту президента Кучма пошел на ряд шагов, призванных улучшить отношения с западными странами. В 2002 году он ввел в действие разработанную в Совете национальной безопасности и обороны «Стратегию Украины относительно НАТО». В этом документе политика вступления Украины в НАТО объявлялась политикой евроинтеграции. В 2003 году Верховная Рада по представлению президента приняла закон «Об основах национальной безопасности Украины», где на одно из первых мест была поставлена задача по приобретению членства в НАТО. В 2004 году Кучма добился ратификации Верховной Радой меморандума о взаимопонимании между правительствами и штабами верховных главнокомандующих вооруженных сил НАТО в Европе и на Атлантике.
В итоге за десятилетие правления Кучмы Украина и Россия прошли путь от стратегического партнерства к состоянию геополитического противоборства.
Миссия Ющенко
Российско-украинские отношения стали резко ухудшаться с 2005 года, после прихода к власти Виктора Ющенко, для которого увеличение политической и культурно-исторической дистанции с Россией стало одной из главных задач.
Украинский президент поставил фальсификацию исторических фактов, которые должны были отделить украинскую историю от истории России, на уровень государственной политики. Искажение фактов допускается при освещении исторических событий, касающихся Переяславской Рады, российско-турецких войн, отдельных исторических персонажей. В результате вопросы истории стали культурно-знаковыми символами. Их задача состоит только в том, чтобы показать различия между народами России и Украины, обосновать концепцию украинской истории и формировать негативный образ России в глазах украинского населения.
Ющенко пошел на обострение отношений с Россией в вопросе базирования Черноморского флота РФ. Задолго до окончания действия договора, срок которого истекает в 2017 году, украинская сторона стала искусственно нагнетать обстановку, обвиняя российские власти в нарушении договоренностей. Одновременно украинский президент стал активно выступать за включение Украины в НАТО. В СМИ Украины была развернута кампания, призванная доказать существование российской угрозы. К проведению политики, ориентированной на интересы западных стран, Украину подталкивали и «дружеские» шаги западных стран, которые пошли на признание Украины страной с рыночной экономикой, отмену поправки Джексона–Вэника, пообещали ускорить вступление страны в ВТО. Устоять против этого было сложно, что побуждало украинские власти демонстрировать готовность ответить любезностью на западную лояльность.
В Украине была развернута программа по информированию общественности. В школах и институтах в учебные программы были включены курсы, связанные с деятельностью НАТО. В начале 2008 года украинские власти вновь обращались в альянс с просьбой предоставить План действий по членству в НАТО, а в конце того же года Украина подписывает Хартию о стратегическом партнерстве с США. Смысл вступления Киева в НАТО состоит в том, чтобы окончательно оторвать Украину от России, нарушить культурно-исторические связи между народами двух стран.
Антироссийская направленность внешней политики Украины наиболее выпукло проявилась в ходе августовских событий 2008 года на Южном Кавказе, когда украинское руководство безоговорочно поддержало действия президента Михаила Саакашвили.
Что делать России?
Январский конфликт в газовой сфере, инициированный украинским президентом, как и подписание документа в Брюсселе стали очередными, но, по всей видимости, не последними шагами, направленными против России. Нынешние политики в Украине и поддерживающие их западные страны не заинтересованы в нормализации российско-украинских отношений.
В складывающейся ситуации России целесообразно пересмотреть свои подходы к экономическому и политическому сотрудничеству с Украиной. Недружественная позиция Киева может стать основанием для построения полноценной государственной границы с Украиной.
Внешнеполитический курс Киева вряд ли изменится в обозримом будущем. Нет гарантий, что следующий глава украинского государства откажется от наследия 2005-2009 гг. и пойдет на изменение внешней политики. Как показывает история, каждый последующий президент Украины занимает более жесткие позиции в отношении России.
Линия Ющенко четко укладывается в долгосрочные задачи США, которые заинтересованы в том, чтобы окружить Россию государствами, находящимися с ней в состоянии управляемого конфликта. Поэтому вопрос о НАТО, цена на природный газ, ЧФ РФ, русский язык и пересмотр исторического наследия еще не раз станут предметом споров и спекуляций в двусторонних отношениях. Показательно заявление Владимира Огрызко, бывшего главы МИД Украины, который 26 января 2009 года заявил, что в отношениях с Россией период братства и единства славянских народов давно прошел и пришло время избавляться от стереотипов и исторического единства.
Главный вывод, который можно сделать из развития российско-украинских отношений за все годы независимости, состоит в том, что движение Украины в сторону развития и углубления отношений с западными странами в ближайшие годы будет продолжено. Соответственно исходя из этого факта России необходимо выстраивать свои отношения с украинской стороной только на прагматичной основе.