0
2424
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.02.2009 00:00:00

Сближение по формуле Байдена

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Фененко - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: россия, сша, отношения, безопасность


россия, сша, отношения, безопасность У Джозефа Байдена и Сергея Иванова в Мюнхене была теплая встреча.
Фото Reuters

Весь первый месяц президентства Барака Обамы Москва и Вашингтон посылали друг другу сигналы о готовности улучшить отношения. При этом была подтверждена готовность сторон заключить новое соглашение вместо завершающего свое действие в декабре Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

На совместной с министром иностранных Чехии Карелом Шварценбергом пресс-конференции в Вашингтоне 10 февраля с.г. госсекретарь США Хиллари Клинтон увязала перспективу развертывания третьего позиционного района противоракетной обороны (ПРО) с исходом переговоров по ядерной программе Ирана. На следующий день министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что ракетные комплексы «Искандер» будут размещены в Калининградской области только в случае, если третий позиционный район ПРО будет создан физически. Аналитики заговорили о близости новой разрядки в российско-американских отношениях.

Особую роль в предсказаниях российско-американского потепления сыграли высказывания вице-президента США Джозефа Байдена в Мюнхене. Выступая на Международной конференции по проблемам безопасности, он сообщил, что США готовы консультироваться с Россией по вопросам развертывания стратегической ПРО. Правда, за минувшие 20 лет подобные консультации Кремль и Белый дом пытались начать как минимум дважды. И каждый раз они заканчивались неудачей.

Первый раз Москва и Вашингтон попытались договориться о взаимодействии в сфере ПРО в середине 1990-х. В 1992 году они приняли программу создания российско-американской спутниковой системы наблюдения (Russian-American Observation Satellite, RAMOS/РАМОС). Речь шла о совместной эксплуатации двух спутников дистанционного зондирования Земли, способных наблюдать за пусками баллистических ракет.

На саммите в Хельсинки 21 марта 1997 года президенты Борис Ельцин и Билл Клинтон договорились об установлении сотрудничества между Агентством по противоракетной обороне при Министерстве обороны США с российским научно-производственным центром «Комета». В 1998–2000 годах стороны подписали два меморандума о создании в Москве совместного центра наблюдения за пусками баллистических ракет. Но после выхода Вашингтона из Договора по ПРО Пентагон официально уведомил Москву о выходе из проекта РАМОС.

Второй раз Россия и США попытались договориться по проблеме ПРО в начале 2000-х годов. 24 мая 2002 года стороны подписали Московскую декларацию о новых стратегических взаимоотношениях, в которой американцы пообещали консультироваться с Россией по вопросам развертывания стратегической системы ПРО. С тех пор российская сторона вспоминала об этом документе всякий раз, когда Вашингтон заявлял о намерении разместить компоненты ПРО в Европе. На встрече в Братиславе 24 февраля 2005 года Владимир Путин предложил Джорджу Бушу реанимировать проект создания общего центра наблюдения за пусками баллистических ракет. Затем на саммите «большой восьмерки» в Хайлигендамме (ФРГ) 7 июня 2007 года президент России предложил американской стороне совместно использовать радиолокационную станцию в Габале (Азербайджан) как альтернативу третьему позиционному району ПРО. Однако переговоры на эту тему были безрезультатными. Россия обвинила США в несоблюдении Московской декларации, а США Россию – в недооценке серьезности проблемы распространения оружия массового уничтожения.

Проблема, однако, не сводится к злой воле России или США. Стороны явно исходят из неодинакового понимания сути безопасности. В отечественной традиции безопасность – это прежде всего отсутствие угрозы. Но в трактовке англосаксов безопасность должна включать мероприятия по предотвращению угроз на перспективу. В таком случае не важно, что сейчас у Ирана нет средств для нанесения ракетного удара по странам Евросоюза.

Система ПРО строится из расчета, что однажды такие средства могут появиться. Не важно и то, что сейчас российские ракеты не угрожают Европе. Американцы полагают, что в будущем такая угроза может появиться. Россия – единственная страна мира, технически способная уничтожить Соединенные Штаты. В англосаксонской логике безопасности такая страна объективно рассматривается как кандидат на роль стратегического оппонента. Поэтому договоренности с ней всегда будут восприниматься с подозрением, а любая разрядка носить половинчатый характер.

В этой связи России вряд ли стоит рассчитывать, что американцы откажутся от развертывания компонентов ПРО в Европе в обмен на взаимодействие по Афганистану и Ирану. Даже если администрация Обамы откажется от размещения третьего позиционного района ПРО, это не решит проблему. Ведь параллельно с этим проектом американцы строят второй позиционный район ПРО в Великобритании и Гренландии и разрабатывают проект единой системы противовоздушной обороны НАТО, в которую должны входить и комплексы противоракетной обороны. (Одним из них, возможно, станет комплекс заатмосферного перехвата THAAD, теоретически способный поражать цели на границе атмосферы и космического пространства.) Есть и проекты создания систем ПРО морского или авиационного базирования, которые при необходимости могут действовать из зоны территориальных вод европейских союзников США.

Вашингтон готов обсуждать частные вопросы с Россией и Китаем, но при этом не ставит под вопрос свое право размещать противоракетные системы на территории своих союзников. И при республиканцах, и при демократах США не отказываются от намерения создать систему наблюдения за всеми «ракетоопасными» регионами мира. Поэтому для России важнее направить проявленный американцами интерес к проведению консультаций по ПРО в институциональное русло – от усиления той же Московской декларации 2002 года до подписания новых соглашений. Иначе России и впрямь придется заняться улучшением средств преодоления систем ПРО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1001
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
820
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
766
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1013

Другие новости