Квартира, дача, машина – джентльменский набор благополучия. Или принадлежности к среднему классу. Чем больше таких людей – тем богаче страна. Однако в России, как и во всех без исключения постсоветских республиках, до этого благополучия еще далеко. Вроде бы число бедных в государствах СНГ снижается. Однако рост цен на продукты питания, коммунальные услуги и топливо, ежемесячная высокая инфляция съедают доходы и сбережения.
Говорят, что в России средний класс – это примерно 20–25%. Правда, экономисты считают, что эта цифра завышена в три раза и к среднему классу у нас можно отнести лишь 7% граждан. Примерно столько же людей могут самостоятельно решить для себя жилищную проблему. По официальным данным, среднемесячная зарплата в Москве составила 27 тыс. руб. Имея такой доход, вряд ли вам удастся взять кредит в банке на покупку квартиры. Как минимум зарплата должна быть в два раза больше, а если у вас есть иждивенцы, то и этого не хватит. Цены на жилье растут с такой скоростью, что человек, работающий не в нефтяной или финансовой сфере, не может купить квартиру ни в одной из постсоветских стран. Конечно, спрос определяет предложение. Известно, что у нас в одной квартире живет несколько поколений. А вот средний израильтянин за свою жизнь покупает 2–3 квартиры.
Корреспонденты «НГ», живущие в постсоветских столицах, на собственном опыте знают, на что может рассчитывать среднестатистический гражданин. Тенденция везде одинаковая. При том что цены на хлеб и в Москве, и в Бишкеке, и в Минске на одном уровне (около 50 центов), доходы населения сильно отличаются. Чем дальше от Москвы, тем меньше зарплата, и хотя стоимость квартиры тоже меньше, но все равно покупка жилья для большинства населения – недостижимая мечта. Да, численность бедных сокращается, но разрыв между бедными и богатыми в странах СНГ увеличивается в разы, и эта пропасть становится неприличной. Точно так же растут цены на квартиры. Это говорит лишь о том, что экономики постсоветских стран «работают в тени». И задействованы в них главным образом коррупционные схемы. Иначе как объяснить, почему трехкомнатная квартира на Кипре с видом на чистейшее Средиземное море стоит столько же, сколько убогая комнатушка на окраине Москвы?
Хорошо, что это понимают и на самом верху. Наряду с национальным проектом «Доступное жилье» в России борьба с коррупцией объявлена одним из приоритетов на ближайшие годы.
«Я считаю, что, если через некое количество лет – пять, семь, десять – мы сможем добиться результата, когда 60–65% населения (как в наиболее развитых странах) нашей страны смогут самостоятельно решать жилищную проблему, у нас будет совершенно другая жизнь», – уверен президент Дмитрий Медведев.